Базовые понятия менеджмент а

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024092.docx

 Базовые понятия менеджмент а

 

С развитием рыночной экономики в нашей стране термины «менед­ жмент», «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь, в наш сло­ варный обиход. В узком смысле менеджмент это искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В более широком значении менеджмент — это, с одной стороны, деятельность, направленная на планирование, организацию и эффектив­ ное использование материальных, трудовых, финансовых и информацион­ ных ресурсов; а с другой стороны совокупность принципов, методов и форм управления, используемых с целью повышения эффективности работы организации и увеличения прибыли.

Иногда в отечественной литературе предлагается заменить ино­ странное слово менеджмент русским словом управление.

Правомерно ли это делать? Полностью ли идентичны эти понятия?

Термин « управление» имеет более широкий смысл по сравнению с терминомменеджментом. Управление — это воздействие управляющей системы (субъекта, управления) на управляемую систему (объект управ­ ления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. Кроме того, у американцев менеджмент это управление конкретными людьми в конкретной организации.  Когда они говорят об обезличен­ ном управлении, то обычно используют понятие администрирование. Кроме того, менеджер — это не просто экономист или инженер, занима­ ющийся управлением, а профессиональный управляющий.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент граничит с понятием  бизнеса.  Бизнес это деятельность, направлен­ ная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен —- это владелец капитала,  находящегося в обороте и приносящего  прибыль. Это может быть единоличный хозяин, в подчинении которого  никто не находится, или человек, не являющий­ ся членом организации, в которую он вложил деньги. Менеджер всегда занимает постоянную должность в организации, в его подчинении на­ ходятся люди.

Предпринимательство является частным случаем бизнеса. Это по­ нятие было введено в середине 18-го века французским экономистом Ришаром Кантелоном.

Предприниматель  это человек, берущий  на себя ответствен­ ность за риск в бизнесе, рискующий  своим капиталом, вкладывая деньги в новое дело, в продвижение нового товара или услуги на рынок. Все предприниматели, участвуя в формировании целей при создании ор­ ганизации, выполняют функцию менеджеров. Однако не всегда эффек-


тивный предприниматель является и успешным менеджером. По данным зарубежной печати много новых предприятий разоряется не потому, что в основе их лежала неправильная идея, а из-за плохого управления. Поэ- тому часто предприниматель приглашает результативного менеджера.

Разница между предпринимателем и менеджером будет очень ве- лика, если менеджер тяготеет к так называемому приростному или бю- рократическому поведению, и уменьшается, если он исповедует пред- принимательский стиль поведения. Термин «приростное», или «пред- принимательское поведение» требует пояснений. Под приростным по- ведением понимается образ действий, направленный на минимизацию отклонений  от традиционного  поведения как внутри  организации, так и в ее отношении с окружением. Примеры такого приростного поведе- ния демонстрируют руководители некоторых предприятий. Несмотря на то, что ситуация изменилась, в части финансирования и сбыта продук- ции, они продолжают руководить по-старому, боясь вносить изменения в стили и методы своего управления,

Предпринимательское поведение, наоборот, является образом действий, предполагающим не только гибкое реагирование на измене- ния ситуации как внутри, так и вовне организации, но также означает предвидение будущих возможностей и опасностей, поиск максимально- го количества альтернативных путей определяемых ситуацией и выбор лучшей из альтернатив.

Менеджер профессиональный управляющий, специалист по управлению, реализующий одну или систему функций управления кон- кретной организации.

Организация целенаправленная система, которая является час- тью одной или более целенаправленных систем, и части которой- люди имеют собственные цели.