Белки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить темы по строению и функциям белков, структуры белка, свойства белков, закрепить навык практической работы с оборудованием. ОБОРУДОВАНИЕ: Схема «Важнейшие аминокислоты», пробирки , химическая посуда , предметные стекла, держатель пробирок, спиртовки, марля , пипетки воронка. РЕАКТИВЫ: 1) Р-р хлорида натрия 2)растворы белка, сульфат меди, гидроксид натрия (10%) , концентрированная азотная кислота , шерстяные и синтетические ткани, кусочки мяса ХОД УРОКА 1. Организационная часть. 2. ОПРОС. Фронтальный, индивидуальный у доски. 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ-На доске заранее запись алгоритма работы (План). Вводная часть (Выступление учителя). Беседа по обобщению материала. 1. Функция белков (биология):
Иконка файла материала БЕЛКИ.docx
Интегрированный урок на тему : «БЕЛКИ» Провела учитель биологии Кубатаева А.Б.ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить темы по строению и функциям белков, структуры белка, свойства белков, закрепить навык практической работы с оборудованием. ОБОРУДОВАНИЕ: Схема «Важнейшие аминокислоты», пробирки , химическая посуда , предметные стекла, держатель пробирок, спиртовки, марля , пипетки воронка. РЕАКТИВЫ: 1) Р-р хлорида натрия 2)растворы белка, сульфат меди, гидроксид натрия (10%) , концентрированная азотная кислота , шерстяные и синтетические ткани, кусочки мяса ХОД УРОКА 1. Организационная часть. 2. ОПРОС. Фронтальный, индивидуальный у доски. 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ-На доске заранее запись алгоритма работы (План). Вводная часть (Выступление учителя). Беседа по обобщению материала. 1. Функция белков (биология): а) Ферментативная ; Б) Регуляторная 2.Состав и строение клеток белков (биология): а) первичная; б)вторичная; в) третичная. 4. Свойства белков (химия): а)общие свойства; б) качественная реакция.ИТОГ УРОКА-Оценки учащихся Д/З – Повторить тему: «Белки – свойства и функции». На доске написано отрывок из стихотворения С.Я.Надсона. Меняя каждый миг свой образ прихотливый Капризна как дитя и призрачна как ум, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой Великое смешав с ничтожным и смешным… УЧИТЕЛЬ: Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волнуют людей всегда. В течении веков копились наблюдения , создавались теории, проводились исследования . Постепенно было накоплено достаточно материала, чтобы дать следующие определения жизни: ЖИЗНЬ есть способ существования белковых тел, существенным методом которого является обмен веществ с окружающей средой. Учитель. 1. Реакции белков.Белки – основная структурная часть любого живого организма , а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. При исключении из рациона белкового компонента, несмотря на достаточную калорийность пищи , у животных наблюдаются патологическое явления: остановка роста , изменения состава крови и т.д. ВОПРОСЫ: 1) С чем связано огромное значение белков? 2) Какова роль ферментов в организме? 3) Как образованы названные группы ферментов? 4) Что лежит в основе деятельности гормонов? 5)Где образуются гормоны в организме? 6) Какую болезнь вызывает недостаток гормона- инсулина в организме (крови)? 7)Могут ли гормоны оказать негативное влияние на работу организма? 8) Какой можно сделать вывод о значении и функциях белков? ВЫВОД: Если значение белков настолько велико, то именно эти вещества должны обладать совершенно особыми свойствами , обусловленными уникальным составом и особым строением. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВСвойства белковой природы известны с древних времен. Начало их изучения положено в 18 веке Я.Беккари , но только через 100 лет ученным удалось систематизировать свойства изученных белков, определить их состав и сделать вывод , что белки-это главные компоненты живых организмов. Затем из белковых гидролизатов были получены продукты расщепления и возникли гипотезы о строении белков из аминокислот. Немецкий ученый Э. Фишер первым выяснил как построены молекулы белков , и заложил основы их химического синтеза. В начале 20 века Фишер доказал пептидную теорию строения белков , синтезировав полипептид, состоящий из 15-18 аминокислотных остатков. Вопросы: 1. 2. В чем причина многообразия белков? К какому классу органическ4их соединений можно отнести белки? биологическую активность? Какой уровень организации белка определяет его Рассказать о первичной структуре белка. Какие функциональные группы входят в состав а-т? Как из аминокислот образуется молекула белка? 3. 4. 5. 6. 7. Написать уравнение реакции получения пептида и 8. Могут ли измениться свойства белка при нарушении 9. Что представляет собой вторичная структура белка, за счет чего молекула белка удерживается в данной структуре? 10. Какой можно сделать вывод о составе и структуре дипептида, назвать полученный трипептид. аминокислотных звеньев? белков?Вывод. Белки очень разные, т.к. каждый из них характеризуется специфичной последовательностью аминокислотных звеньев . Белки- это высшие само организующие организма, первичная структура определяет его биологическую активность. Превращение белков в организме Гидролиз белков - это разрушение первичной структуры белка. В лабораторных условиях этот процесс проводят в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходил под действием ферментов. Белок- основа продуктов питания . На фоне проявляются биологические свойства других пищевых продуктов. Биологическая ценность белков зависит от содержания незаменимых аминокислот. Недостаток или нарушение процессов их усвоения (переваривание, всасывание) приводит к заболеванию внутренних органов, болезням крови и ослаблению иммунитета. Задача 1.Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 белка на 1кг массы тела в день. Зная свою массу, определите суточную норму потребления белка для своего организма. Задача 2. Известно, что при продолжительности жизни 70 лет , обновление белка в организме происходит в среднем 200 раз , Предположите сколько раз произошло обновление белка в вашем организме. Денатурация – важнейшее свойство белков (необратимость). Вопросы: 1. Можно ли использовать белки как противоядие - концентрированный раствор азотной кислоты, нагреть пробирку, наблюдаем изменение цвета. 2. Обнаружение белков в мясном бульоне - поместить в пробирку кусочек мяса, залить водой, нагреть пробирку 2-3 минуты. Через марлю и воронку определить наличие белков. С помощью биуретовой реакции и ксантопротеиновой определить белки. 3. Отличие натуральных тканей от синтетических 1) на столике разложить полоски тканей; при отравлениях? 2. Что такое качественная реакция на белок? Опыты: 1. Ксантопротеиновая реакция2) пипеткой нанести на каждую каплю концентрированного раствора азотной кислоты; 3) пронаблюдать изменение цвета; 4) объясните исследование на основе предложенных опытов; 5) каково значение качественных реакций на белки, почему их называют цветными? 6) в каких случаях и с какой целью можно было бы применить эти реакции в жизни? Гидролиз под действием белков. Ферменты в желтке проводят 1) 2) 3) расщепление белковых молекул до мелких пептидов. В кишечнике полипептиды расщепляются до отдельных аминокислот. Смесь аминокислот смешивается оболочкой тонкого кишечника и через систему воротной вены попадает в печень, а оттуда разносится кровью по всем органам. Аминокислоты расходуются на синтез белков(рост, обновление организма и нуклеиновых кислот): часть аминокислот распадается в процессе жизнедеятельности. Вопросы:1.Какая структура белка разрушается при гидролизе? 2.Обратима ли реакция гидролиза? 3.Подумайте, можно ли белки заменить другими компонентами рациона? 4.В чем заключается сущность гидролиза? Свойства белков: Общие свойства. Существуют белки, растворимые в воде и совсем нерастворимые (белки опорных тканей, ногтей, шерсти). Растворы белков коллоидные (способность рассеивать свет). Молекулы веществ содержат свыше 50 аминокислотных остатков, их молекулярная масса велика. Биологическую роль белков определяет: а) радикалы; б) полипептид; в) химическая связь Дисульфидные мостики принимают участие в образовании структур следующих белков: а) первичной; б) вторичной; в) третичной. ИТОГ УРОКА: Учитель повторяет понятие «Жизнь» и «Белок» неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос «Что такое жизнь?» надо знать, что такое белки.Насколько многообразны белки, настолько сложны. Загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждениям этого может стать высказывание Гёте: «Я всегда говорил и не устану повторять, что мир не мог бы существовать, если бы не был так просто устроен». (объявляются оценки ученикам). Д\з: повторить тему «Белки».