Лысенко Наталья Васильевна методист,
Заиченко Анна Александровна педагог-психолог,
Степанова Татьяна Александровна старший методист
БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ежедневное обновление информации во всех сферах современной жизни является актуальным веянием, изменяющегося мира. Такая тенденция заставляет человека изучать новые способы обработки и анализа данных, как в повседневной жизни, так и на профессиональном уровне.
В этом случае педагог не является исключением.
Чтобы быть в курсе педагогических инноваций необходимо научиться управлять информационными потоками и использовать их в качестве инструмента по совершенствованию своих знаний, умений и навыков.
ЧТО ТАКОЕ БЕНЧМАРКИНГ?
Одним из таких инструментов, набирающих популярность в наши дни, является технология «бенчмаркинга» (от англ. bench-высота, уровень; m ark-отметка, оценка).
Бенчмаркинг - это искусство работы с информацией, но не просто с информацией, а с лучшими ее образцами.
Бенчмаркинг - эффективный процесс организации образовательной деятельности направленной на успех.
Можно найти бесчисленное количество определений, но классическим многие считают определение, которое дал основатель данной технологии Роберт Кэмп: «Бенчмаркинг - это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности».
В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ БЕНЧМАРКИНГА? заключаются в следующем:
• выявление лучших;
• получения необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки;
• работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм.
1. Определения объекта анализа.
Преподаватель должен постоянно повышать уровень компетентности. Двигаться постоянно вперед, следить за новыми внедрениями в сфере образования. Необходимо постоянно пересматривать методы и подходы в своей преподавательской деятельности.
2. Составления списка превосходства.
После того, как цель определена, объект для анализа установлен, следует начать поиск лучших образовательных организаций, преподавателей, методистов.
Этот этап включает в себя несколько под этапов:
• беглый обзор, на этой стадии осуществляется поверхностный обзор имеющихся источников информации;
• приведение в порядок, подробно описываются имеющиеся к этому моменту сведения;
• выбор лучших, на этой стадии выбирают лучшие объекты. (Желательно, все списки сохранять в базе данных, это облегчит дальнейшую работу).
3. Сбор информации.
Этот этап включает не только сбор качественных данных, но и изучение/описание содержание труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.
СБОР ИНФОРМАЦИИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДЗАДАЧИ:
• подбор информации о собственной педагогической деятельности т.е. сильные и слабые стороны;
• сбор данных об объекте превосходства;
• использование дополнительных источников;
• документальное оформление информации;
• проверка имеющихся в наличии данных, чтобы гарантировать их признание и одобрение руководящими работниками (директором образовательного учреждения, методистом)
4. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. Этот этап выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям в процессе анализа образца превосходства.
Анализировать - значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи.
Анализ информации включает в себя несколько задач:
• упорядочить и сопоставить полученные данные;
• контроль качества информационных материалов;
• выявление недостатков в работе по сравнению с лучшими методами;
• проведение анализа.
5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.
Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие, как своей педагогической деятельности, так и деятельности образовательной организации, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам.
Выявленный потенциал для улучшения нужно реализовывать посредством мероприятий. При этом следуют уточнить, уживаются ли полученные данные с обычным планированием или необходима коренная переориентация.
Такое целенаправленное инновационное внедрение означает:
• размышление о последствиях анализа превосходства;
• предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам;
• выявление возможностей улучшения;
• увязка с обычным планом работы;
• разработка плана введения необходимых изменений;
• внедрения плана в жизнь;
• понимание анализа превосходства как непрерывного процесса;
• использование результатов для дальнейшего инновационного развития.
6. Контроль за процессом и повторение анализа.
Таким образом, можно заключить, что бенчмаркинг дает возможность использовать накопленный опыт и взаимовыгодный обмен знаниями - это эффективная стратегия для повышения качества образования, которую необходимо брать на вооружение уже сегодня.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.