БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • docx
  • 09.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала бенчмаркинг.docx

Лысенко Наталья Васильевна методист,

Заиченко Анна Александровна педагог-психолог,

Степанова Татьяна Александровна старший методист

 

 

 

   БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Ежедневное обновление информации во всех сферах современной жизни является акту­альным веянием, изменяющегося мира. Такая тенденция заставляет человека изучать новые способы обработки и анализа данных, как в по­вседневной жизни, так и на профессиональном уровне.

В этом случае педагог не является ис­ключением.

Чтобы быть в курсе педагогических инноваций необходимо научиться управлять ин­формационными потоками и использовать их в качестве инструмента по совершенствованию своих знаний, умений и навыков.

ЧТО ТАКОЕ БЕНЧМАРКИНГ?

Одним из та­ких инструментов, набирающих популярность в наши дни, является технология «бенчмаркинга» (от англ. bench-высота, уровень; m ark-отметка, оценка).

Бенчмаркинг - это искусство работы с инфор­мацией, но не просто с информацией, а с лучши­ми ее образцами.

Бенчмаркинг - эффективный процесс организации образовательной деятельности направленной на успех.

Можно найти бесчисленное количество определений, но классическим многие считают определение, которое дал основатель данной технологии Роберт Кэмп: «Бенчмаркинг - это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности».

В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ БЕНЧМАРКИНГА? заключаются в следующем:

• выявление лучших;

• получения необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки;

• работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм.

1.       Определения объекта анализа.

Преподаватель должен постоянно повышать уровень компетентности. Двигаться постоянно вперед, следить за новыми внедрениями в сфере образования. Необходимо постоянно пересматривать методы и подходы в своей преподавательской деятельности.

 2. Составления списка превосходства.

После того, как цель определена, объект для анализа установлен, следует начать поиск лучших образовательных организаций, преподавателей, методистов.

Этот этап включает в себя несколько под этапов:

• беглый обзор, на этой стадии осуществляется поверхностный обзор имеющихся источников информации;

 • приведение в порядок, подробно описываются имеющиеся к этому моменту сведения;

• выбор лучших, на этой стадии выбирают лучшие объекты. (Желательно, все списки сохранять в базе данных, это облегчит дальнейшую работу).

3.     Сбор информации.

Этот этап включает не только сбор качественных данных, но и изучение/описание содержание труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.

СБОР ИНФОРМАЦИИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДЗАДАЧИ:

 • подбор информации о собственной педагогической деятельности т.е. сильные и слабые стороны;

 • сбор данных об объекте превосходства;

• использование дополнительных источников;

• документальное оформление информации;

• проверка имеющихся в наличии данных, чтобы гарантировать их признание и одобрение руководящими работниками (директором образовательного учреждения, методистом)

4. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. Этот этап выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям в процессе анализа образца превосходства.

Анализировать - значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи.

Анализ информации включает в себя несколько задач:

 • упорядочить и сопоставить полученные данные;

 • контроль качества информационных материалов;

 • выявление недостатков в работе по сравнению с лучшими методами;

• проведение анализа.

 5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.

Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие, как своей педагогической деятельности, так и деятельности образовательной организации, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам.

Выявленный потенциал для улучшения нужно реализовывать посредством мероприятий. При этом следуют уточнить, уживаются ли полученные данные с обычным планированием или необходима коренная переориентация.

Такое целенаправленное инновационное внедрение означает:

 • размышление о последствиях анализа превосходства;

• предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам;

 • выявление возможностей улучшения;

 • увязка с обычным планом работы;

• разработка плана введения необходимых изменений;

 • внедрения плана в жизнь;

 • понимание анализа превосходства как непрерывного процесса;

 • использование результатов для дальнейшего инновационного развития.

 6. Контроль за процессом и повторение анализа.

Таким образом, можно заключить, что бенчмаркинг дает возможность использовать накопленный опыт и взаимовыгодный обмен знаниями - это эффективная стратегия для повышения качества образования, которую необходимо брать на вооружение уже сегодня.