"Береза - символ России" Фатхуллиной Миляуши
Оценка 5

"Береза - символ России" Фатхуллиной Миляуши

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
16.02.2018
"Береза - символ России" Фатхуллиной Миляуши
Публикация является частью публикации:
Какого цвета море.docx

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»

 

Текстовое выступление учащегося

 

 

Научно-практическая конференция для учащихся 

Детских школ искусств

(конкурс исследовательских работ)

 

 

 

 

 

Тема: «Какого цвета море?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Мельникова Галина Владимировна,

9 лет, учащаяся 1 класса

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».

 

 

Руководитель: Рыбчинчук Галина Васильевна,

преподаватель отделения ИЗО

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Тюмень, 2018 г

 

Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие!

(На фоне музыки моря)

          Прислушайтесь? Что мы слышим? Какой – то шум!

   У меня в руках удивительный предмет – ракушка. 

Если приложить его к уху, то мы услышим шум моря (прикладывает).Так же как и музыка моря!  Да, мы будем говорить о море.  Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в его бесконечную даль? Многие из вас. А задумывались ли вы дать ответ на вопрос –Какого цвета море? Кто – то – да! А кто – то и не думал об этом. Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться с самого раннего детства.  Мы считаем, что море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым. В исследовании мы попробуем найти ответ на вопрос:  Какого цвета море?

Цель исследования: создать творческий проект «Какого цвета море?»

Задачи;

1.     Определить какого цвета море у поэтов, композиторов, художников.

2.     Организовать выставку детских работ «Какого цвета море?».

«Какого цвета море?» - Ответ мы можем найти в литературе.  

  Григорий  Поженян   

Есть  у  моря  свои  законы,

Есть  у  моря  свои  повадки.

Море  может быть то  зеленым,

С белым  гребнем  на  резкой складке,

То задумчивым  светло- синим,

Чуть колышимым  легким  бризом.

Море  может  быть в  час  заката,

То  лиловым, то  красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой  гривой в  часы  прилива.

Море  может  быть  голубое!

Но  бывает  оно  и  черным,

Черным, мечущимся,  покатым,

Неумолчным и  непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

Это верно! Мы согласны с автором. Но не  только  поэты воспевают  море.

     Композиторы могут с  помощью  музыки, мелодии, звуков передать цвет и настроение  моря?

А чтобы  убедиться  нам в  этом,    внимательно  послушаем   великого  композитора Николая  Андреевича  Римского  - Корсакова (отрывок из  былины «Садко.Море»). Закроем  глаза  и  представим  себе  море. Определим какого цвета изобразил  море с  помощью музыки композитор? 

Каким  мы  увидим  море  с  помощью  этой  музыки?

- Сначала  тихое,   синее с зелеными оттенками, затем бушующее, темно- синее, с фиолетовым цветом, величественное,  а  в  конце – опять  мирное и  спокойное – нежно – голубое. А как  вы  думаете, каким  цветом  изобразил  его  композитор? Дайте свои ответы?

Слайды под шум и музыку моря.

  Море  всегда  производило  на  людей  большое  впечатление  своим  могуществом,  бескрайностью и  красотою. А  в  чем  заключается  его  красота, видели  не  только   поэты,  композиторы,  но и художники. Они  писали  настоящие  морские  пейзажи,  которые  правильно  называются  «Марины»,  а художники, рисующие  море -  «Маринистами».

Итак, на  слайдах представлены картины с репродукций художников,   познакомимся с ними и попробуем определить какого цвета море у художников?

Сегодня мы посмотрим произведения художников, чье творчество без моря представить невозможно. Родоначальником морского пейзажа был А.П. Боголюбов. 

 

Алексей Петрович Боголюбов   (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры.

 

Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.

слайд

Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге).  По окончанию обучения  Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние Ивана Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).

 

Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота,  завоевав славу выдающегося живописца-историографа, великолепного мариниста.   С 1873 Алексей Боголюбов жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы,  Алексей Боголюбов сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле.Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.

  Картины Боголюбова привели нас в полный восторг- великолепный морской пейзаж. Глядя на полотна художника, мы можем определить его  лирическое настроение, чувство гордости за Россию, за великую русскую морскую державу!
- Как это выразил художник?
-Боголюбов, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии. И поэтому нам несложно было увидеть всю цветовую гамму моря…

--------------

Самым  известным  русским маринистом  был Иван  Константинович Айвазовский. Он  очень  любил  море и  восхищался  им. Мы  приглашаем  вас  посетить картинную галерею, рассмотреть картины  этого  замечательного  художника.

Идет показ репродукций картин

-  «Морской пейзаж»

 -«Лунный пейзаж с кораблекрушением»

- «Радуга»

 и наш взгляд остановился у этой чудесной картины

Море – это неиссякаемый источник вдохновения для многих творческих людей. Иван Константинович Айвазовский, гений, чей талант признан во всем мире. Его сравнивали с поэтом, который кистью слагал поэмы. Картины Ивана Константиновича поражают своей монументальностью, игрой красок и реалистичностью. После просмотра его полотен хочется бросить все и улететь на море.

 Картина Ивана Айвазовского «Радуга», вызывает следующие чувства: тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"

 

Мы не могли пройти мимо картины

  “Девятый вал”

- “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?

-Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.

-Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

-Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

контрасты освещения и колорита;

деление пространства на планы;

-Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

А как нам об этом говорит Художник?

-Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.

 

 

  Иван Константинович Айвазовский - «Он был певцом моря ...», так как сам   говорил: «Море - это моя жизнь». И действительно, он страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви - морем. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6000 картин. Творчество И.К. Айвазовского - это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы

 

Данный материал исследовательского проекта помог учащимся нарисовать работы для выставки, которая представлена на слайде.

Учащиеся, слушая стихотворение, размещали картины морских пейзажей, характеризующих форму и цвет моря.

(Упражнение из методики критического мышления «Определи морское настроение»)

Есть у моря свои законы, 
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым


С мелкой рябью волны гусиной, 
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.


Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,


С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимсяпокатым,


Неумолчным
 и непокорным,
Поднимающимся
 и горбатым.

(учащиеся по очереди крепили на доску картины с соответствующим колоритом моря). Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений, которые представлены в Приложении

     Ребята  рисовали море,  необычным  способом. Он  назывался   « живопись по - мокрому». Мы чистой  водой  при  помощи  толстой  кистью смочили  лист бумаги, и  накладывали  один  цвет  на  другой (синий  на зеленый) – море.  В  результате  у  вас  получилось настоящее  море. В  заключении  можно  добавить   кистью белые  пенистые   волны, гребни  на  волнах, облака,  солнце. У  нас  получился  настоящий  морской  пейзаж. 

- Посмотрев на все детские работы, работы художников, с которыми познакомились, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в   пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить многие вопросы «марины»

Теперь  мы  можем  с уверенностью  сказать, что  художники  показывают  различное  состояние  моря  с  помощью  цвета,  поэты – с  помощью  слов, а композиторы  с  помощью  музыки, мелодии, звуков

   Море,  бывает  разного  цвета,    зависит  от  времени  суток,  освещенности,  погоды,  глубины.  

Данное исследование носит практическую значимость, проект презентации оформлен в форме альбома и может использоваться в урочной и внеурочной деятельности при изучении темы. В приложении имеется диск, тезисы, научно – исследовательская работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

На занятии учащиеся вытягивали карточки

-грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная

- печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая

- шаловливая, задиристая, радостная, ликующая, игривая, скачущая, неповторимая

Описание подбирали  к репродукциям  художников, объединялись в группы по характеру стихии.

- от тёмного к светлому.

-вот один из вариантов работы. Здесь показан переход от тёмного к светлому. Цветовая гамма нижнего тёмного ряда соответствует характеру какой морской стихии (ключевые слова групп-злая), а среднего более светлого (печальная) и, наконец, верхний – самый светлый ряд показывает стихию … (спокойного моря)


  Композиция «Шторм

Техника выполнения: живопись Материал: гуашь

Составь акростихотворение, показывающее характер шторма

Ш-шумящее

Т-_________

О-_________

Р-_________

М-________

 

 Композиция «Летний морской закат»

Техника выполнения: живопись Материал: пастель

Составь кеннинг

1.     Тепло моря

2.     __________

3.     __________

 

Игра «Клубочек»

Композиции в живописи: а именно, морской пейзаж (марина).

 


 

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»

Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие! (На фоне музыки моря)

Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие! (На фоне музыки моря)

С гордой гривой в часы прилива

С гордой гривой в часы прилива

Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры

Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры

Картины Боголюбова привели нас в полный восторг- великолепный морской пейзаж

Картины Боголюбова привели нас в полный восторг- великолепный морской пейзаж

Буря… г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников…

Буря… г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников…

Иван Константинович Айвазовский - «Он был певцом моря

Иван Константинович Айвазовский - «Он был певцом моря

Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений, которые представлены в

Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений, которые представлены в

ПРИЛОЖЕНИЯ На занятии учащиеся вытягивали карточки - грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная - печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая - шаловливая, задиристая,…

ПРИЛОЖЕНИЯ На занятии учащиеся вытягивали карточки - грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная - печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая - шаловливая, задиристая,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018