МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»
Текстовое выступление учащегося
Научно-практическая конференция для учащихся
Детских школ искусств
(конкурс исследовательских работ)
Тема: «Какого цвета море?»
Автор: Мельникова Галина Владимировна,
9 лет, учащаяся 1 класса
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Руководитель: Рыбчинчук Галина Васильевна,
преподаватель отделения ИЗО
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Г. Тюмень, 2018 г
Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие!
(На фоне музыки моря)
Прислушайтесь? Что мы слышим? Какой – то шум!
У меня в руках удивительный предмет – ракушка.
Если приложить его к уху, то мы услышим шум моря (прикладывает).Так же как и музыка моря! Да, мы будем говорить о море. Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в его бесконечную даль? Многие из вас. А задумывались ли вы дать ответ на вопрос –Какого цвета море? Кто – то – да! А кто – то и не думал об этом. Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться с самого раннего детства. Мы считаем, что море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым. В исследовании мы попробуем найти ответ на вопрос: Какого цвета море?
Цель исследования: создать творческий проект «Какого цвета море?»
Задачи;
1. Определить какого цвета море у поэтов, композиторов, художников.
2. Организовать выставку детских работ «Какого цвета море?».
«Какого цвета море?» - Ответ мы можем найти в литературе.
Григорий Поженян
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То задумчивым светло- синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива.
Море может быть голубое!
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Это верно! Мы согласны с автором. Но не только поэты воспевают море.
Композиторы могут с помощью музыки, мелодии, звуков передать цвет и настроение моря?
А чтобы убедиться нам в этом, внимательно послушаем великого композитора Николая Андреевича Римского - Корсакова (отрывок из былины «Садко.Море»). Закроем глаза и представим себе море. Определим какого цвета изобразил море с помощью музыки композитор?
Каким мы увидим море с помощью этой музыки?
- Сначала тихое, синее с зелеными оттенками, затем бушующее, темно- синее, с фиолетовым цветом, величественное, а в конце – опять мирное и спокойное – нежно – голубое. А как вы думаете, каким цветом изобразил его композитор? Дайте свои ответы?
Слайды под шум и музыку моря.
Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотою. А в чем заключается его красота, видели не только поэты, композиторы, но и художники. Они писали настоящие морские пейзажи, которые правильно называются «Марины», а художники, рисующие море - «Маринистами».
Итак, на слайдах представлены картины с репродукций художников, познакомимся с ними и попробуем определить какого цвета море у художников?
Сегодня мы посмотрим произведения художников, чье творчество без моря представить невозможно. Родоначальником морского пейзажа был А.П. Боголюбов.
Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры.
Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.
слайд
Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). По окончанию обучения Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние Ивана Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).
Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота, завоевав славу выдающегося живописца-историографа, великолепного мариниста. С 1873 Алексей Боголюбов жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, Алексей Боголюбов сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле.Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.
Картины
Боголюбова привели нас в полный восторг- великолепный морской пейзаж. Глядя на
полотна художника, мы можем определить его лирическое настроение, чувство
гордости за Россию, за великую русскую морскую державу!
- Как это выразил художник?
-Боголюбов,
как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно
меняющейся морской стихии. И поэтому нам несложно было увидеть всю цветовую
гамму моря…
--------------
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он очень любил море и восхищался им. Мы приглашаем вас посетить картинную галерею, рассмотреть картины этого замечательного художника.
Идет показ репродукций картин
- «Морской пейзаж»
-«Лунный пейзаж с кораблекрушением»
- «Радуга»
и наш взгляд остановился у этой чудесной картины
Море – это неиссякаемый источник вдохновения для многих творческих людей. Иван Константинович Айвазовский, гений, чей талант признан во всем мире. Его сравнивали с поэтом, который кистью слагал поэмы. Картины Ивана Константиновича поражают своей монументальностью, игрой красок и реалистичностью. После просмотра его полотен хочется бросить все и улететь на море.
Картина Ивана Айвазовского «Радуга», вызывает следующие чувства: тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г.Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"
Мы не могли пройти мимо картины
“Девятый вал”
- “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
-Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
-Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
-Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
контрасты освещения и колорита;
деление пространства на планы;
-Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
А как нам об этом говорит Художник?
-Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский - «Он был певцом моря ...», так как сам говорил: «Море - это моя жизнь». И действительно, он страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви - морем. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6000 картин. Творчество И.К. Айвазовского - это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы
Данный материал исследовательского проекта помог учащимся нарисовать работы для выставки, которая представлена на слайде.
Учащиеся, слушая стихотворение, размещали картины морских пейзажей, характеризующих форму и цвет моря.
(Упражнение из методики критического мышления «Определи морское настроение»)
Есть у моря свои
законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море
может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С
гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
(учащиеся по очереди крепили на доску картины с соответствующим колоритом моря). Интерес смогли повысить при помощи различных игровых упражнений, которые представлены в Приложении
Ребята рисовали море, необычным способом. Он назывался « живопись по - мокрому». Мы чистой водой при помощи толстой кистью смочили лист бумаги, и накладывали один цвет на другой (синий на зеленый) – море. В результате у вас получилось настоящее море. В заключении можно добавить кистью белые пенистые волны, гребни на волнах, облака, солнце. У нас получился настоящий морской пейзаж.
- Посмотрев на все детские работы, работы художников, с которыми познакомились, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить многие вопросы «марины»
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что художники показывают различное состояние моря с помощью цвета, поэты – с помощью слов, а композиторы с помощью музыки, мелодии, звуков
Море, бывает разного цвета, зависит от времени суток, освещенности, погоды, глубины.
Данное исследование носит практическую значимость, проект презентации оформлен в форме альбома и может использоваться в урочной и внеурочной деятельности при изучении темы. В приложении имеется диск, тезисы, научно – исследовательская работа.
ПРИЛОЖЕНИЯ
На занятии учащиеся вытягивали карточки
-грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная
- печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая
- шаловливая, задиристая, радостная, ликующая, игривая, скачущая, неповторимая
Описание подбирали к репродукциям художников, объединялись в группы по характеру стихии.
- от тёмного к светлому.
-вот один из вариантов работы. Здесь показан переход от тёмного к светлому. Цветовая гамма нижнего тёмного ряда соответствует характеру какой морской стихии (ключевые слова групп-злая), а среднего более светлого (печальная) и, наконец, верхний – самый светлый ряд показывает стихию … (спокойного моря)
Композиция «Шторм
Техника выполнения: живопись Материал: гуашь
Составь акростихотворение, показывающее характер шторма
Ш-шумящее
Т-_________
О-_________
Р-_________
М-________
Композиция «Летний морской закат»
Техника выполнения: живопись Материал: пастель
Составь кеннинг
1. Тепло моря
2. __________
3. __________
Игра «Клубочек»
Композиции в живописи: а именно, морской пейзаж (марина).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.