Бережливые технологии в образовательной организации. Построение матрицы компетенций
Оценка 4.9

Бережливые технологии в образовательной организации. Построение матрицы компетенций

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
воспитание +2
Взрослым
24.05.2023
Бережливые технологии в образовательной организации. Построение матрицы компетенций
Бережливые технологии в образовательной организации, алгоритм и пример построения матрицы компетенций
Статья ЗНАНИО - матрица компетенций.docx

Бережливые технологии в образовательной организации. Построение матрицы компетенций

 

Бережливые технологии все более плотно входят в нашу жизнь, захватывая абсолютно все её сферы. Область образования также претерпевает изменения в соответствии с новыми условиями жизни и приоритетными направлениями развития. Курс на бережливость – одно из трендовых направлений, которые позволяют сделать многие процессы более комфортными, легкими, экологичными. Образовательные организации Сахалинской области, являющиеся флагманами данного направления, призваны стать диссеминаторами опыта, первыми внедряют бережливые технологии в образовательный процесс, в процесс документооборота организации, в процессы коммуникации и так далее. Они являются частью проекта «Эффективный регион».

«Эффективный регион» — совместный проект нескольких субъектов Российской Федерации и государственной корпорации «Росатом» по оптимизации государственного и муниципального управления, а также по внедрению гибких методов в работу органов власти и местного самоуправления.

Сегодня в проекте участвует 43 региона России, среди них – Сахалинская область. В островном регионе по данному направлению работа производится уже не первый год и реализовано за весь период действия проекта "Эффективный регион" — 718 проектов "Бережливых технологий", из них 243 проекта в 2022 году. Одно из основных направлений работы по внедрению "Бережливых технологий" в Сахалинской области - создание образцовых учреждениях и их тиражирование.

Область образования – один из участников направления. Сюда вошли организации дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования Сахалинской области. Каждая организация на пути познания бережливых технологий проходит ряд этапов, помимо работы непосредственно над проектами бережливого производства (что тоже весьма специфично в образовательной сфере и имеет определенные отличительные черты в отличии от внедрения бережливых технологий в производственные процессы), одна из работ в рамках создания Образцового учреждения – разработка матрицы компетенций. Разберем данный не самый простой инструмент более подробно.

Матрица компетенций персонала — это таблица с данными об уровне компетентности сотрудников. Она описывает требования к поведению сотрудников на рабочем месте для всех должностей образовательной организации.

Назначение матрица компетенций

Заполненная матрица компетенций показывает, какие навыки нужны сотрудникам для работы, какие у них уже развиты, а какие нужно развить. Эта информация полезна как для руководства, так и для самих сотрудников. Она помогает решать ряд управленческих задач на всех этапах взаимодействия с персоналом — от найма до увольнения.

Матрица компетенций дает сотруднику понимание, какое поведение он должен проявлять для успешной работы в команде. Также она показывает его сильные и слабые стороны. Это отличная стартовая точка для мотивированного обучения и развития.

На основе матрицы можно составлять индивидуальные планы развития сотрудников, а также переводить работников на более подходящие должности, чтобы увеличить их продуктивность. Иногда, опираясь на матрицу, принимают решение о повышении или увольнении сотрудника.

Главная проблема: адаптировать матрицу компетенций для образовательных организаций, что обычно составляет определенные сложности по опыту работы ОО, вошедших в проект.

Матрица разрабатывается на основе моделей компетенций. Модель состоит из набора компетенций для одной должности или группы смежных должностей. Ко всем сотрудникам предъявляются разные требования, поэтому в одной образовательной организации должно быть несколько моделей с различным набором характеристик. Например, руководители должны проявлять лидерские качества, а для линейных сотрудников важнее исполнительность.

Пример заполнения простой матрицы:

Эталонные оценки:

Должность/

компетенция

Межличностное понимание

Уверенность в себе

коммуникабельность

Командная работа

Развитие

директор, завуч

5

5

5

5

5

секретарь

4

3

5

4

5

учитель

5

4

5

3

5

 

Как создать матрицу компетенций

В процессах каждой образовательной организации есть свои особенности, поэтому для каждой должности создаются уникальные наборы компетенций — модели. После чего все модели объединяются в единую матрицу.

Это происходит за 8 шагов.

1 — Выделите должности для разработки матрицы

Обозначьте список должностей, для которых будете создавать модели компетенций. Часто делают ошибку, выделяя виды деятельности, а не должности.

В образовательных организациях следует руководствоваться единым квалификационным справочником (ЕКС) при формировании списка должностей. Обратите внимание, что если в образовательной организации есть несколько видов заместителей директора (по учебной работе, по воспитательной работе, по начальному образованию и прочее), то моделей будет столько же, сколько и видов. Составление моделей поможет понять, для какой должности лучше подходит тот или иной сотрудник.

2 — Опишите функции каждой должности

Выберите первую должность для проработки. Опишите каждую функцию, которую выполняет сотрудник на этой должности. Список трудовых действий представлен в профессиональном стандарте «Педагог» от 18 октября 2013 г. N 544н и может быть взят непосредственно оттуда.

Когда вы описали функции, важно определить критерии их успешного выполнения. На основе этих показателей определите самых результативных сотрудников. 

3 — Подберите компетенции для каждой функции

Компетенции можно выбирать из умений по определенной должности профессионального стандарта «Педагог», либо за основу возможно взять обобщенные компетенции педагогического работника: методическая, предметная, коммуникационная, психолого-педагогическая и ИКТ-компетентность.

Для выполнения разных функций могут требоваться одни и те же компетенции, поэтому компетенции в списке могут повторяться.

4 — Выделите важные компетенции

Изначально у вас получится длинный список компетенций для выбранной должности. Опираясь на частоту упоминаний, составьте их рейтинг. Затем разделите компетенции на группы — корпоративные, личной эффективности, профессионально-технические и управленческие.

Опираясь на рейтинг, сократите список до 6-10 штук, чтобы акцентировать внимание на самых важных. Именно они будут включены в модель компетенций. Чем больше пунктов вы оставите, тем сложнее будет их внедрить.

5 — Составьте шкалу оценки каждой компетенций и опишите ее уровни

Когда готов итоговый список компетенций для должности, составьте шкалу их оценки. Выделите 4-5 уровней. Для этого можно использовать пятибалльную, десятибалльную или процентную шкалу оценки.

Например:

  • 1 балл — качество практически не проявлено
  • 2 балла — качество проявляется не всегда
  • 3 балла — уровень компетенции позволяет справляться со стандартными задачами
  • 4 балла — сотрудник проявляет это качество в нестандартных условиях

·    5 баллов — качество проявляется в критических условиях, его опыт можно использовать для обучения других

На основе готовой шкалы пропишите в отдельной таблице индикаторы поведения для каждого уровня. Должна прослеживаться очевидная разница между каждым уровнем. Кроме позитивных индикаторов, важно описать и негативные, которые демонстрируют отсутствие нужного качества. 

Например, индикаторы для компетенции “Убедительность в общении” могут выглядеть следующим образом:

Уровень:

Индикаторы компетенций:

Уровень 1

Легко меняет свою точку зрения

Избегает ситуаций, когда нужно кого-то переубеждать

Упрямо настаивает на своем

Речь не отличается четкостью, часты слова-паразиты

 

Уровень 2

Уверенно аргументирует свою позицию при общении с менее статусными людьми, чем он сам

Может выступить для знакомой немногочисленной аудитории

Способен при помощи конструктивного диалога переубедить собеседника

Уровень 3

Речь грамотно выстроена

Говорит четко и уверенно

Богатый словарный запас

Способен успешно выступить перед любой аудиторией

Любит и умеет общаться с людьми, более высокими по статусу

Способен добиться согласия со своей точкой зрения

Уровень4

Умеет склонить на свою сторону присутствующих даже при неблагоприятной ситуации

Обладает авторитетом, производит сильное впечатление на окружающих

Способен вызывать доверие к себе

Развивает в коллегах умение убеждать

Аналогичным образом описывается каждую компетенцию из составленного списка. Обратите внимание, что требования к уровню компетенций на той или иной должности должны различаться. Поведение, которое считается базовым уровнем для руководителя, может быть продвинутым уровнем для линейного сотрудника.

6 — Заполните матрицу

Опираясь на готовые модели компетенций, сведите информацию обо всех должностях в единую таблицу. Формат таблицы произвольный, он зависит от целей оценки и количества информации, которую вы добавляете.

Например, для оценки соискателей на должность достаточно использовать простую таблицу, в которой перечислены основные компетенции для каждой должности. А для управления развитием персонала подойдет более сложная матрица, в которой описана модель поведения для каждого сотрудника. Можно разбить компетенции на группы и добавить дополнительные сведения, например, о повышении квалификации или прохождении аттестации. Образец сложной матрицы для образовательной организации:

Эталонные оценки (фрагмент, пример)):

Компетенция\должность

директор

завуч

учитель

Советник по воспитанию

Корпоративность (корпоративная культура)

Умение работать в команде

5

5

4

5

Стремление к развитию

5

5

4

4

Умение находить компромисс

4

5

3

5

Психолого-педагогическая

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ

2

3

5

3

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии

2

2

5

4

Владеть всеми видами развивающих деятельностей школьника

2

2

5

4

Управленческие

Управление ресурсами

5

4

2

5

Управление персоналом

5

5

3

4

Предметные

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в школьном возрасте

2

3

5

5

Владение методикой преподавания предмета

3

5

5

4

Знание тенденций и направлений образования

5

5

5

5

ИКТ-компетенции

Владеть ИКТ-компетентностями

5

4

5

5

Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

3

3

5

4

Бережливые технологии

Знание основ бережливых технологий

5

5

5

5

Знание системы 5С

5

5

5

5

Внутренний тренер

3

5

3

5

Умение картировать процесс

4

5

4

5

Коммуникативность

Умение грамотно и логично выстраивать речь

5

5

5

5

Способность вызывать доверие к себе

5

4

5

4

Развивать в коллегах умение убеждать

3

5

3

5

Умеет склонить на свою сторону присутствующих даже при неблагоприятной ситуации

5

5

3

4

Обладает авторитетом, производит сильное впечатление на окружающих

5

4

3

4

 

7 — Оцените уровень компетенций сотрудников образовательной организации

Когда эталонная матрица готова, можно приступать к оценке сотрудников на ее основе. Продумайте, каким образом вы будете оценивать уровень компетенций сотрудников. Например, можно провести тестирование оцениваемого сотрудника или опрос его коллег и руководителей.

Результаты оценки внесите в матрицу компетенций. Для наглядности можно подсветить ячейки другим цветом, чтобы показать степень соответствия эталонным критериям. Например:

  • Красная ячейка — критично для выполнения обязанностей
  • Желтая ячейка — возможность для развития
  • Белая ячейка — не требует изменений 

Проводите регулярную оценку компетенций, чтобы в матрице всегда были актуальные данные об уровне развития сотрудников. 

8 — Примите управленческие решения

Используйте матрицу компетенций для принятия управленческих решений: прием на работу, кадровые перестановки или разработка индивидуального плана развития.

Вывод:

Матрица компетенций показывает актуальный уровень развития сотрудников и помогает принимать важные управленческие решения.

Рекомендуем раз в год пересматривать модели компетенций, и при необходимости вносить в них изменения.

Данная матрица очень динамично может надстраиваться в зависимости от новых требований и меняющимся условиям.


 

Бережливые технологии в образовательной организации

Бережливые технологии в образовательной организации

Например, руководители должны проявлять лидерские качества, а для линейных сотрудников важнее исполнительность

Например, руководители должны проявлять лидерские качества, а для линейных сотрудников важнее исполнительность

На основе готовой шкалы пропишите в отдельной таблице индикаторы поведения для каждого уровня

На основе готовой шкалы пропишите в отдельной таблице индикаторы поведения для каждого уровня

Корпоративность (корпоративная культура)

Корпоративность (корпоративная культура)

Знание системы 5С 5 5 5 5

Знание системы 5С 5 5 5 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023