Бережное отношение к природе
Оценка 4.9

Бережное отношение к природе

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
15.07.2020
Бережное отношение к природе
Конспект ОДНРК Бережное отношение к природе.docx

Тема урока: « Бережное отношение к природе».

Цель: дать возможность детям понять и почувствовать, что природа нуждается в помощи; осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе; познакомится с отношениям человечества к природе в разные эпохи.

Предметные результаты:

понять, как и почему надо к ней бережно относиться,

дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»;

называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека;

делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.

соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей.

Метапредметные:

Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения.

ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поиск и отбор необходимой информации.

Учатся не только  пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.

участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения.

принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности,  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,  уважение к личности.

Ход урока.

Поднимите руку, кто этим летом был в лесу?

Давайте закроем глазки, и представим, что мы в лесу, на огромной зеленой поляне.

-Что мы видим, слышим? (листочки на деревьях, белка прыгает с ветки на ветку, вот из кустов выскочил зайчишка и замер – прислушивается… где-то вдалеке слышен шум воды – это течет ручей. А вода в нем, словно хрустальная. А какая вокруг красота! Цветов видимо- невидимо!)…

Откройте глаза. Чем ваши фантазии отличаются от реальности?

- Природа сейчас находится в большой опасности

.-Почему же так важно охранять природу?

Что можешь ты, ты или ты?

 -А что может каждый из нас?

Ответы учеников:  

 - Не разорять гнезда птиц.

 - Не срывать растения, если в этом нет необходимости.

 - Не убивать зверей ради меха, мяса или просто для своего удовольствия.

- Не портить грибницу грибов.

 - Не оставлять после себя мусор в лесу, на реке, озере, лугу – там   где ты решил отдохнуть.

   - Не отравлять воздух различными газами.

Очень хорошие предложения, но как сделать так, чтобы нас услышали?

…выступить по телевизору

  - написать статью в газету

сочинить листовки и

распространить среди населения.

Назовите, пожалуйста, качества человека, относящегося к природе по-разному. Привести примеры.

-Если природа в сохранности - человек поступает нравственно, он ответственный, добрый, внимательный, заботливый, бережливый. Если он поступает плохо, безнравственно - злой, безответственный.

- О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

Задание 1.

Прочитайте текстс.49, проанализируйте его, сделайте вывод и  заполните таблицу

название народа

отношение к природе

объяснение такого отношения к природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У славян был праздник «именины Земли». Люди не беспокоили землю, не

пахали и не сеяли.

-Саамы (северный народ) считали Землю живым существом и верили, что она чувствует боль, а поэтому её нельзя было ранить и т.д.

Знакомятся с понятиями «народы севера»,«культ», «амулет».

Обсуждение вывода:

«Бережное отношение к природе - общечеловеческая ценность»

 

- Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?

- Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.

 

Задание 2.

Составить план рассказа. Подготовить тезисы, передающие главную мысль каждого пункта.

Жизнь человека на любом этапе его развития связана с природой. Древний человек, как и животные, только брал у нее то, что она давала. Но со временем менялись климат, окружающая среда, сам человек. человек стал одомашнивать животных, культивировать растения, затем научился выводить новые породы и сорта в соответствии со своими потребностями.

Отношение наших предков к природе вошло свое отражение в древних обычаях, традициях, произведениях фольклора, народных ремеслах. У хантов и эвенков, бурятов и манси, якутов и ненцев с давних времен воспитывались особые почитания природы, благоговение перед ней, благодарность за дары, которые он дает человеку. Перед тем как построить жилище, нанайцы ставили столбы, которые украшали изображениями животных – пресмыкающихся, птиц, домашних животных. Так создавался дух дома. Тема природы была одной из главных при создании предметов искусства – по резьбе по кости, вышивке, украшений изделий из кожи и меха.

У человека складывалось особое отношение к домашним питомцам. Для коренных жителей севера, собаки породы хаски были незаменимыми помощниками и лучшими друзьями. Упряжки с этими собаками были едва ли не единственным средством передвижения в условиях сурового климата. Обычно в упряжку запрягали 6 животных: одна хаски была ведущей и пять коренных. Хаски часто спали в домах чукчей, согревая своим теплом детей. Хозяева очень гордились своими собаками и заботились о них.

Жизнь якутов была тесно связана с лошадьми. Они всегда были хорошими наездниками за это их называли «конными людьми». Несмотря на суровые климатические условия и скудость кормов, лошади оказывали людям неоценимую помощь. Якуты поклонялись лошадям. На каждое торжественное событие они строили сэргэ – высокий деревянный столб – коновязь, который украшали геометрической резьбой или лошадиной головой.

Задание 3.

Рассказ по фотографии

-Рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ.

 

Составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации.

Представляют свои рассказы.

Обсуждение.

Что такое заповедник?

Заповедник  — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Рассказ учителя о «Черной книге»

Большинство людей планеты мыслят и действуют, как было сказано великим Людовиком XV – «После меня хоть потоп». От такого поведения человечество теряет все те дары, так щедро предоставленные нам Землей. Существует такое понятие, как Красная книга. В ней ведется учет представителей флоры и фауны, которые на данный момент считаются исчезающими видами и находятся под надежной защитой людей.

Есть и черная книга животных.

В этой уникальной книге перечислены все животные и растения, которые исчезли с планеты Земля после 1500 года.

 В ужас приводят последние статистические данные, в них говорится, что за последние 500 лет исчезло навсегда 844 вида представителей фауны и около 1000 видов флоры.

О том, что все они действительно существовали было подтверждено памятниками культуры, рассказами естествоиспытателей и путешественников. Они действительно были зафиксированы на то время живыми. В данное же время они остались лишь на картинках и в рассказах. В живом виде их больше не существует, поэтому и называется это издание «Черная книга вымерших животных». Все они занесены в черный список, который в свою очередь находится в Красной книге. Середина прошлого века знаменательна тем, что у людей возникла идея создать Красную книгу животных и растений. С ее помощью ученые пытаются достучаться до общественности и проблему исчезновения многих видов растительного и животного мира рассматривать не на уровне пары-тройки человек, а дружно, всем миром. Только так можно добиться положительных результатов. К сожалению такой ход не особо помог решить этот вопрос и списки исчезающих животных и растений с каждым годом все больше пополняются. Все же, у научных сотрудников теплится надежда, что люди должны когда-то образумится и животные, занесенные в черную книгу, больше не станут пополнять ее списки. Неразумное и варварское отношение людей ко всем природным ресурсам привело к таким страшным последствиям.

Все наименования в Красной и Черной книге – это не просто записи, это крик о помощи ко всем жителям нашей планеты, своеобразная просьба о прекращении использования природных ресурсов сугубо в своих личных целях. С помощью этих записей человек должен понять, насколько важно его бережное отношение к природе. Ведь окружающий нас мир настолько прекрасен и беспомощен одновременно.

Просматривая список животных Черной книги, люди с ужасом осознают, что многие из видов животных, оказавшихся в ней, исчезли с лица земли по вине человечества. Как бы там ни было, прямо или косвенно, но они стали жертвами человечества

Вывод:

Бережное отношение к природе всегда считалось общечеловеческой ценностью.

Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и сёла нашей страны. По тому, как общество относится к природе, оценивается уровень его культуры.

Итог урока

- Важно ли бережно относиться к природе? Почему?

 

Рефлексия

- Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке.

 На доске цветок без лепестков. Но он является частью нашей природы. Жизнь ему можете дать вы. Лепестки разного цвета. Вы должны выбрать то, что относится к вам.

зелёный – для меня тема была важной, оранжевый– для меня тема  была интересной, жёлтый – узнал много нового, – синий- мне  всё понятно, Красный –  мне не всё понятно

 

Домашнее задание

 

1.  Стр. 55, учебник.

И. Шишкин.

Корабельная роща.

Почему художник так назвал свою картину?

Кратко ответить на вопрос.

 

 


 

Тема урока: « Бережное отношение к природе»

Тема урока: « Бережное отношение к природе»

Задание 1. Прочитайте текстс

Задание 1. Прочитайте текстс

Жизнь якутов была тесно связана с лошадьми

Жизнь якутов была тесно связана с лошадьми

Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и сёла нашей страны

Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и сёла нашей страны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2020