Беседа " Чудо земли хлеб береги его»
Цель занятия:
- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Звучит песня «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля)
Учитель: Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает – подгорелый (хлеб).(Слайд 1)
Ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена чуду,
чуду, взращенному и сотворенному руками человека,
чуду земли - хлебу.(Слайд 2)
- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место. Как же люди узнали о хлебе?(Слайд 3)
Это было давно. Во времена каменного века.(слайд 4)
Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».(Слайд 5)
Хлебу нет цены.
Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.
Учитель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?(Слайды6- 14)
Дети: вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.
2. Чтение стихотворений обучающимися (Слайд 15)
1-й ученик: Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
2.В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
3.В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем..
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем !!
3. Беседа о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.
Учитель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
На доску учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.
4. Конкурс «Продолжи пословицу»
Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.
Много снега - … (много хлеба.)
Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)
Хлеб на стол - … (и стол престол.)
Хлеб … (всему голова.)
Снег на полях - … (хлеб в закромах.)
Есть хлеб - … (будет и песня.)
Хлебушко – пирогу … (дедушка.)
Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)
Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)
Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)
Нет хлеба - … (нет обеда.)
5. Конкурс загадок.
Учитель: Отгадайте загадки:
1. Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб)
2. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
3. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
4. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришёл на стол он … (Хлебом)
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и
показывать движения, а вы будете за мной повторять.
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо,
затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки,
затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. (полный рост и поднимаем руки
вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор
колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем
в замок в виде круга)
Учитель: Что ещё можно приготовить из муки?
6. Инсценировка Мини - сказка «Колобок»
Ведущий: Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочке названье
Поспешите отгадать.
Вы готовы слушать, ушки?
Будет сказка, дайте срок.
Говорит старик старухе:
«Испеки мне колобок»
Дед: Ох, захотелось колобка.
У нас есть дрожжи и мука?
Ты бы тесто замесила
И всех сегодня угостила.
Баба: С охотой я возьмусь за дело,
Хотя задача нелегка.
Чтоб тесто сделать белым,
Нужна не только мне мука –
Вниманье нужно и уменье,
Про соль да воду не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить.
( В кастрюле сидит девочка, накрытая простыней)
Баба: Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы.
Ой, как я устала!
Тесто: Убегу я из кадушки.
Не хочу быть колобком,
Мне здесь плохо, мне здесь душно,
Через край бы да бегом.
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу.
Дед: Баба, тесто убежало!
Баба: Ай, яй! Ты куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Дед и баба: Колобок, пекись скорее,
А мы споем веселее.
7.Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.(Слайд 16)
- Ребята! А вы бы могли сказать сколько весит этот кусочек хлеба.
125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.
Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».
Даже не верится, что когда – то
На поле, сожженном огнем батарей,
Перед атакой герои – солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Военный хлеб
Он черен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб
Он кислым был,
Ведь он был с отрубями.
И были в нем частицы лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Солдаты крошки хлеба
Собирали после еды.
Крошка хлеба, хлебная крошка.
Это много? Или немножко?
Учитель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»(Слайд 17)
- В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
- Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли
приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил.
Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость,
выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным
угощением.
8.Итог занятия.(Слайд 18)
Как же нужно относиться к хлебу ? Давайте вместе составим памятку о бережном отношение к хлебу.
(Вместе составляем памятку. )
Памятка
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле,
чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
В заключение нашего праздника мне хочется сказать:
-Так повелось на родной земле:
Из года в год, из рода в род – веками.
Родной наш хлеб и булки все
Согреты человечьими руками.
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.