БЕСЕДА «Доброта и вежливость»
Цель: познакомить детей с важными качествами человека – добротой и вежливостью;
Задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость»;
- расширить знания детей о доброте и её роли в жизни каждого человека;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, употреблять в своей речи вежливые слова;
- скорректировать самооценку;
- развивать коммуникативные умения.
Словарная работа: доброта, пословицы.
Оборудование:
музыка «Улыбка», «Песня кота Леопольда»;
макеты деревьев;
карточки с пословицами, с правилами вежливости, героями сказок, вежливыми и добрыми словами;
сувениры сердечки.
Ход занятия:
Играет музыка «Улыбка», «Песня кота Леопольда»
- Ребята! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте меня внимательно:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо добрым и вежливым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Чему учит нас это стихотворение? (Доброте)
Тема нашего занятия «доброта и вежливость». О них у нас пойдет сегодня разговор.
Вежливость – это одно из важных качеств воспитанного человека. Как вы, думаете, какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей)
Ребята! Давайте познакомимся с правилами вежливости
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому человеку обид и неприятностей.
2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
3. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Добрые сердца – это сады. Сегодня мы с вами попробуем создать сад. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, вежливость. Вместе, дружно, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Давайте найдем правильное окончание пословицы.
· На добрый привет... (добрый ответ, злой ответ).
· Про доброе дело... (говори смело, говори тихо).
· Жизнь дана на ... (добрые дела, плохие дела).
· С добрым жить ... (хорошо, плохо).
· Где добро тут и … (тепло, холодно)
(Прикрепляем пословицы к дереву.)
Дерево второе «Вежливость»
Попробуем определить, какие вы «знатоки»
правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду
называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в
ней. Отвечайте все вместе – «вежливо» или «невежливо».
· Поздороваться при встрече …. (вежливо)
· Толкнуть, не извиниться …. (невежливо)
· Помочь подняться, поднять упавшую вещь … (вежливо)
· Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо)
· Открыть дверь и пропустить… (вежливо)
· Не уступить место пожилому человеку … (невежливо)
· Пожелать счастливого дня ... (вежливо)
(Прикрепляем правила к дереву.)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила вежливости, и я очень рада.
Дерево третье «Добрые сказки»
Вы знаете много сказок. В каждой сказке есть добрые герои и злодеи. Давайте все вместе определим, кто добрый, а кто злой.
· Иван – Царевич и Баба-яга
· Семеро козлят и серый волк
· Синяя борода и мальчик-с-пальчик
· Золушка и мачеха
· Буратино и кот Базилио
· Карабас Барабас и Мальвина.
(Прикрепляем героев к дереву.)
Все правильно, сказки вы знаете хорошо. Давайте посадим следующее дерево.
Дерево четвертое «Вежливые и добрые слова»
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Все плохие слова мы заменим на хорошие и добрые. (Каждому дается карточка со словом)
Грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, уродство.
Какие вы еще знаете добрые слова? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры”) и т. д.
(Прикрепляем добрые слова к дереву.)
Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так
заботьтесь о своём
саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом,
добрыми словами и добрыми делами.
Я дарю вам вот эти маленькие сердечки – символы двух прекрасных качеств – доброта и вежливость.
Всего доброго, спасибо!
Самоанализ открытого занятия «Доброта и вежливость»
Тема данного занятия была определена для учащихся начальных классов как одна из формирующих этическое поведение младших школьников, направлена на нравственное воспитание учащихся.
Целью занятия было познакомить детей с важными качествами человека – добротой и вежливостью;
Поставленными задачами было:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость»;
- расширить знания детей о доброте и её роли в жизни каждого человека;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, употреблять в своей речи вежливые слова;
- скорректировать самооценку;
- развивать коммуникативные умения.
Использовалась наглядность, фрагменты чтения отрывков о вежливых словах, музыка, песня «Улыбка», «песня кота Леопольда». Для раскрытия темы использовала методы: наглядно-иллюстрированный, частично-поисковый; форма работы: беседа, игровые, проигрывались ролевые ситуации на темы вежливого поведения.
При обобщении ребятам предлагались символические «сердечки», в котором бы «уместилась» доброта и направляла бы поведение маленьких детей. Считаю, что задачи выполнены, учащиеся с интересом работали над темой, связывали изучаемое с примерами из жизни.
Таким образом, формировалась культурно-познавательная компетентность у учащихся, дети получили знания о правильном поведении в обществе. Цель была достигнута. Занятие носило личностно-ориентированный характер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.