Беседа «Моя голубая Планета».
Цель: расширить представление о том, что планета Земля - общий дом для людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Задачи: расширить представление детей о живой природе, глобусе; развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, ассоциативное мышление; воспитывать аккуратность;
- формировать словарный запас, развивать наблюдательность, мышление, память, воображение;
- развивать умение сравнивать и анализировать.
Оборудование: иллюстрации, подобранные к теме занятия, глобус, экологические знаки правил поведения в природе, пластиковые бутылки, контейнеры, аудиозапись песни «Родная Земля»
Ход беседы.
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас очень увлекательная и познавательная тема, а о чём мы будем говорить, вы догадаетесь, отгадав загадку:
С целым миром я дружу, вам все страны покажу,
Горы, реки и моря – знаю все, на свете я.
А еще похож на шар, для науки нужен вам.
Знаете меня давно, догадайтесь, это, что?
(Глобус)
2.Введение в тему.
- Правильно! Посмотрите, что я вам принесла.
(В руках у учителя глобус. Учитель ставит глобус на стол)
- А что же это такое, глобус?
- Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисованы и океаны, и реки, и горы, и материки.
- Да ребята глобус это макет нашей планеты, нашего с вами общего дома. Слушайте и отгадывайте, как называется наша планета:
Планета голубая,
Любимая родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля).
- Мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется Земля. Какая же она - наша Земля? Наша планета – это огромный – преогромный шар.
3. Работа по теме.
- Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси (вращает глобус). Так же вращается Земля, она вертится вокруг Солнца. Да еще и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Она намного меньше Солнца. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!». Только на нашей Земле есть жизнь.
- Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?
(Дети рассматривают глобус)
- Правильно!
· На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.
· На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны.
· На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты.
· На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.
· На глобусе есть коричневый цвет. Это горы. В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.
- Посмотрите, какого цвета на нашей планете больше всего?
- Верно, голубого, потому что на Земле много воды. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Но кроме воды на земле есть ещё и материки, это твердая земля – суша. Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.
- Ребята, а давайте, мы сейчас все вместе выполним, весёлое упражнение:
(Дети выполняют физкультурную минутку под стихотворение В. Орловой «Общий дом»)
Под одною голубою (встают в большой круг)
Общей крышей мы живём.
Дом под крышей голубой (показывают домик над головой)
И просторный, и большой. (руки разводят в стороны)
Дом кружится возле Солнца, (кружатся вокруг себя)
Чтобы было там тепло, (подскоки на месте)
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло. (описывают руками круги, шевеля пальцами)
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя, (закрывают ладошками лицо, затем грозят пальчиком)
Как хорошие соседи
Или добрые друзья! (обнимают друг, друга)
4. Закрепление знаний.
- Давайте с вами вспомним, кто обитает в морях и океанах?
(Ответы детей)
- Какие растения растут на нашей Земле?
(Ответы детей).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Земля, вода, огонь, воздух»
"Земля" - назвать животное, обитающее на земле.
"Вода" - название рыб.
"Воздух" - название птиц.
При слове "Огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
- Ребята, на глобусе мы можем увидеть все страны. А какие страны вы знаете?
- Как называется страна, в которой мы с вами живём?
- Назовите столицу России?
- В каждой стране люди разговаривают на своем языке. Ребята, а на каком языке разговариваем мы с вами?
- Мы с вами живем в России, разговариваем на русском. А какие языки еще вы знаете?
- Во Франции – на французском.
- В Англии – на английском.
- В Германии – на немецком.
- Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, что у меня в мешочке?
(В руках у учителя мешочек с землёй).
- Хотите узнать? Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Самое дорогое».
«Был у матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море. Загрустил солдат, пишет матери:
«Пришли мне из дома что-нибудь дорогое» Послала мать сыну…
- Как вы думаете, что посчитала нужным послать мать сыну в армию, на чужую сторону?
(Ответы детей).
А послала мать сыну щепотку земли».
- Вот что у меня в мешочке – земля!
(Дать детям потрогать, взять в руки, показать «щепотку».)
- Почему именно родную землю послала мама? (Обмен мнениями).
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого есть своя Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет, любит людей, живущих рядом с ним.
- Почти все люди на нашей Земле понимают, что необходимо беречь планету Земля.
Но наша Земля в опасности! На ней много заводов, фабрик, а от них всё загрязняется. От этого гибнет всё живое. Планета просит помощи.
- Посмотрите на запрещающие знаки и объясните, чего не должны делать люди, чтобы сохранить нашу планету, сберечь наш общий дом.
- Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. Но не все люди охраняют нашу землю от мусора. Ребята давайте наведем порядок на Земле и соберём весь мусор.
(Проводится игра «Собери мусор на Земле». Дети собирают разбросанные по классу листочки бумаги, пластиковые бутылки, контейнеры)
- Молодцы ребята вы очистили нашу планету Земля от мусора.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой на свете такой нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
5. Рефлексия.
- Вот и подошла к концу наша беседа. Я думаю, вы много узнали интересного.
- На что похожа наша планета Земля?
- Почему нашу планету называют голубой?
- Почему Земля в опасности?
- Давайте все вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в космических масштабах, живую зеленую планету.
Аудиозапись песни «Родная Земля».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.