Беседа на тему :
« День грамотности.»
Беседа на тему :
« День грамотности.»
Выполнила воспитатель :
Бякина Е.А.
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Цель: ознакомить детей с
праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи:
-способствовать формированию потребности и стремления к
знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям
мирового масштаба.
Материалы: Дерево с пословицами, листы бумаги ,карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.
Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Берестов Валентин
Грамотным быть —
Хорошо,
А неграмотным —
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
Воспитатель : Это сейчас у нас все грамотные умеют читать и писать , вот даже вы ребята уже многие умеете читать хотя вы еще дошкольники! Но так было не всегда , раньше на Руси было очень мало грамотных людей. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:
И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам что то показать.(достает из коробки дерево )
Дети : Это дерево!
Воспитатель: Да , только оно не простое на каждом его листочке написана пословица .Тот кто умеет читать выйдет и поможет мне (Яна,Юля,Маша)
Дети срывают листочки и читают пословицы.
Пословицы:
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
С книгами знаться – ума набраться.
Хорошая книга – лучший друг.
Воспитатель:Вот такое волшебное дерево , а кто же написал пословицы?
Дети: Народ!
Воспитатель: А теперь немного отдохнем .
Воспитатель: Ребята ,а еще у меня для вас загадки.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Буквы.)
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)
Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят.
(Буквы.)
Грамоты не знаю, а весь век пишу.
(Карандаш, авторучка.)
Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Авторучка.)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Книга.)
На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга.)
Сама мала, а ума придала.
(Книга.)
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)
Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
Воспитатель: Молодцы ! А теперь давайте возьмем карандаши и нарисуем наши отгадки .
Сценарий на Международный день грамотности 8 сентября
Оформите кабинет, разместив на стенах плакаты:
· «Грамоте учиться всегда пригодится»,
· «Без грамоты, как в потемках»,
· «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать»,
· «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь»,
· «Грамотными не рождаются, грамотными становятся».
Мероприятие
на Международный день грамотности в начальной школе может начаться с
выступления ведущих:
– Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, какой праздник мы сегодня отмечаем? Он
называется Международный день грамотности. Вся наша жизнь связана с языком.
₽
– Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
А на
празднике по случаю Дня грамотности в детском саду могут прозвучать стихи:
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Затем
по сценарию мероприятия к Международному дню грамотности прозвучит песня «Чему учат
в школе» (слова М. Пляцковского, музыка Шаинского):
– Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
(и т. д.).
На школьном празднике в честь Международного дня грамотности ведущие расскажут ребятам о том, как важно быть грамотными.
– Знаете ли вы, что около 860 миллионов взрослых людей во всем мире остаются неграмотными? В странах Африки (таких как Бенин, Гаити, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия и др.) половина взрослых людей неграмотны.
– В таком большом государстве, как Индия, не умеют читать и писать 37% взрослого населения. Свыше 100 миллионов детей во всем мире не имеют возможности посещать школу.
– В России большинство людей владеют грамотой. Но в последнее время в газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, люди отправляют друг другу сообщения с помощью различных гаджетов с ошибками.
По
сценарию проведения Дня грамотности в детском саду дети могут прочесть стихи:
– Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
–
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дяди Степы.
–
Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Короткие сценки на День грамотности для детей
После этого по сценарию праздника к Международному дню грамотности будет разыграна небольшая сценка с участием Незнайки и Знайки.
В
зале появляются эти сказочные персонажи. Незнайка возмущается:
– Как это меня нет? Вот же я! Ребята, вы меня видите?
Дети отвечают.
-А
откуда вы обо мне узнали?
Ребята говорят, что видели мультфильмы о Незнайке.
Знайка:
– Прежде, чем были сняты эти мультфильмы, было написано несколько книг о
Незнайке и других веселых человечках. А сочинил их писатель Николай Носов.
Незнайка:
– Вы сегодня отмечаете День грамотности, поэтому я к вам и пришел. Я – самый
грамотный человек на свете! Я не только читать и писать умею, но даже стихи
сочиняю. Я очень способный, я даже знаю, что такое рифма.
Детское мероприятие на День грамотности продолжит диалог этих сказочных героев.
Знайка:
– И что же такое рифма?
Незнайка:
– Это когда два слова оканчиваются одинаково.
–
Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
– Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
– Понял, понял!
–
Тогда придумай рифму на слово «пакля».
– Шмакля.
– Какая шмакля? Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая?
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – говорит Незнайка.
Знайка:
– Нет, это никуда не годится. И какой же ты грамотный? Ведь ты пишешь с
ошибками, не соблюдая правила русского языка.
На школьном празднике к Международному дню грамотности ведущие приведут смешные фразы из сочинений:
· Младшая сестра носила на голове платок, старшая – ботинки.
· У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер.
· Люди в парке посадили деревья и скамейки.
· Навстречу шел отец. Девочка и собачка радостно залаяли.
· Еж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых.
Детские конкурсы на Международный день грамотности
По сценарию празднования Дня грамотности в детском саду или начальной школе можно организовать и провести для ребят различные веселые конкурсы.
Например, такое мероприятие может включать игру «Доскажи словечко».
Знайка:
-Теперь, ребята, вы знаете, что такое рифма. Мы с Незнайкой будем читать стихи,
а вы должны сказать, на какое слово они заканчиваются.
(Незнайка при этом будет давать детям неправильные подсказки).
–
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
– По
дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки … (коса).
– В
яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).
–
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … (картошка).
– В
подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка).
– Я
трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (труда).
Ведущие:
– Чтобы быть грамотными, нужно много читать. Давайте посмотрим, читаете ли вы
книги и знаете ли сказки.
В этом конкурсе на детском празднике ко Дню грамотности ребятам нужно будет ответить на вопросы викторины.
Знайка
и Незнайка предложат детям сказать, отрывки из каких сказок они прочтут:
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
–
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«О мертвой царевне и семи богатырях»).
– Я
не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой.
(«Серая Шейка»).
–
Сивка-Бурка, вещая каурка!
Встань передо мной,
Как лист перед травой!
(«Сивка-Бурка»).
В завершение мероприятия приуроченного ко Международному дню грамотности для школьников можно провести небольшой диктант или веселые конкурсы по русскому языку.
Ведущий 2
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
Ведущий 1
Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим «Международный день грамотности в начальной школе».
Ведущий 2
В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.
Учитель
Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.
1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько согласных букв? (21)
- Сколько гласных букв? (10)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
- Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)
- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)
- Первый звук в слове Яблоко? (й)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
- Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)
2 конкурс «Весёлая грамматика»
- Из предложенных слогов составьте и запишите слова:
Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
3 конкурс «Кто больше»
В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Отгадки к конкурсу:
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
4 конкурс «Доскажи словечко»
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
5 конкурс «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Век живи, век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе час.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
5 конкурс «Отгадай ребусы»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.