Беседа «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА»
Шевцова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Цель: Формирование знаний обучающихся о питании, привитие культуры питания.
Форма: беседа.
Учитель: - Сегодня предмет нашего разговора – еда, продукты и способы питания. О еде можно и нужно знать как можно больше - ведь от питания зависит наше здоровье, а оно нам ох как пригодится!
Если верить хорошо вам известному Арнольду Шварцнеггеру, пять из девяти основных причин смерти в мире – атеросклероз, кровоизлияние в мозг, болезни сердца, диабет и рак – могут вызываться неправильным питанием. Гипертония повышенное артериальное давление), избыточный вес, отложение солей тоже зависят от того, как и чем мы питаемся.
- Поднимите руки, кто из вас частенько заменяет обед или ужин бутербродом с бутылочкой лимонада?
- А кто предпочитает завтракать аппетитной овсянкой?
- А есть среди вас поклонники наваристого борща?
- А для кого лучшая еда – парочка пирожных со сладким чаем?
Конечно, ничего страшного нет, что вы перекусили бутербродом – иногда это выручает. Но, запомните, пожалуйста, постоянная еда без разбора, второпях, может привести к разным неприятностям, вплоть до хронических болезней.
- Как вы думаете, сколько может съесть один человек за свою жизнь?(ответы детей)
А это выглядит так:
1000кг жиров, 7000 кг хлеба,2000 кг мяса, 4000 кг рыбы, 5000 кг картофеля, 5000 штук яиц, 500кг соли и т. д. И всё это нужно запить 10 000 литров воды!
С незапамятных времён люди стали солить свою воду. Без соли есть невкусно, но и злоупотреблять ею не следует. Всё хорошо в меру. На самом деле, необходимое количество соли есть в молоке, мясе, овощах и крупах.
- Что мы понимаем под термином «правильное питание»?(ответы детей)
Верно, нужно знать, что полезно для организма, а что – нет, и уметь претворить знания в жизнь, т. е. приобрести правильные, здоровые привычки, а привычка, как известно, вторая натура.
Обратимся к истории и культуре питания на Руси.
- Вы слышали такое выражение: «Молочные реки, кисельные берега».
- Кто может объяснить, что оно значит? (ответы детей)
Выражение это употребляется в сказке, действие которой происходит «при царе Горохе», т. е. в незапамятные времена, «когда жили лешие да русалки, а над полями летали жареные куропатки».
Но так было в сказках, а в жизни кусок хлеба часто был горек и не всегда присутствовал на столе.
- Вспомним пословицы и поговорки о хлебе насущном, культуре питания.
« Один с сошкой, семеро с ложкой».
« Хлеб – всему голова».
« Щи да каша – пища наша».
« Как потопаешь, так и полопаешь».
« Кашу маслом не испортишь».
« Хороша ложка к обеду».
«Какова еда и питьё,- таково и житьё».
«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
«Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».
«Кабы не зубы, так и душа бы вон».
« С поста не мрут, а с обжорства лопаются».
« Ужин не нужен, был бы обед».
Учитель: - В письменных памятниках Древней Руси отводится много места вопросам медицины, в том числе и советам, как правильно питаться. В « Изборнике Святослава» немало советов по диетическому питанию.
И больным, и здоровым людям рекомендовалось есть побольше овощей, к которым отнесены также травы, ягоды, фрукты и грибы. Уже тогда люди понимали, что «силы в овощи велики», и они легко могут удовлетворить потребности организма.
Испокон веков лук и чеснок употребляют при простуде, пьют горячее молоко с мёдом, варенье из малины; рисовый отвар полезен при расстройстве желудка, вдыхание пара от горячей картошки снимает кашель, как и сок редьки с мёдом.
Вообще, что касается овощей и фруктов, можно смело сказать: все они полезны для здоровья, если помнить золотое правило – всё хорошо в меру.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ:
· По мнению йогов, ежедневно нужно съедать один лимон. Для профилактики гриппа нужно кусочком лимона протирать дёсны и зубы.
· Брусника используется для снижения артериального давления, обладает противовоспалительным эффектом. Морсы, кисели из брусники и клюквы очень вкусны и полезны. Клюква улучшает умственную деятельность.
БУДЕМ ЕСТЬ КЛЮКВУ В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ!
- Ребята, скажите, а любите ли вы чеснок?(ответы детей)
- Совершенно напрасно, если кто не любит, ведь он имеет поистине волшебные свойства.
Правда, греки считали чеснок пищей бедняков и в храмы Афродиты не пускали людей с запахом чеснока. А вот в Древнем Египте строителям пирамид ежедневно давали несколько долек чеснока, чтобы избежать болезней и эпидемий.
Пифагор называл чеснок царём среди приправ. Попробуйте, ребята, пересмотреть своё мнение.
- Ребята, какие продукты питания вы бы отнесли к исконно русским?(ответы детей)
- Конечно, главное из них – картофель и хлеб.
Картофель прочно занимает главное место на нашем столе. За счёт его мы удовлетворяем суточную потребность в витамине С. Картофелем можно лечить многие заболевания, связанные с нарушением обменных процессов; свежий сок картофеля способствует ликвидации опухолей. Картофель надо есть с кожурой, отваривая или запекая его в духовке. В кожуре находится много микроэлементов, клетчатки, витаминов. Картофель нужно класть только в кипящую воду. Категорически нельзя есть картофель с мясом, курицей, рыбой. Это затрудняет работу желудка. Без жалости выбрасывайте проросший, позеленевший картофель – в нём содержится ядовитое вещество соланин.
На самом деле картошка – «иностранка» на нашем столе. Родина её - горные плато в Перу. В Европу её привезли на испанских кораблях в середине ХVI века.
Первое время картошку выращивали любители редких растений в цветочных горшках. Французская королева украшала свои платья цветами картошки, а варёный картофель подавали только на обед королю.
В России картошка прижилась не сразу, были даже «картофельные бунты», но постепенно она стала одним из любимейших блюд.
А прародитель хлеба совсем был не похож на нашего современника, представляя собой кашу из размолотых зёрен, смешанных с водой. Иногда каша засыхала, и эти куски люди использовали как хлеб.
Скажите, какой хлеб вы любите больше всего – мягкий свежий? Конечно, горячий хлеб вкуснее, но по выводам врачей, чёрствый хлеб гораздо полезнее. В последнее время участились заболевания раком пищевода, одна из основных причин – приём горячей пищи. Не употребляйте очень горячую и очень холодную пищу, пищевод не любит таких стрессов.
- А теперь давайте поговорим о меню, которое составили ваши товарищи. Чего вкусненького они предлагают нам? Насколько полезны те продукты, из которых приготовлены блюда?! (Проанализировать и сделать выводы)
Запомните несколько правил грамотного питания.
1. Продукты должны быть чистыми, свежими и качественными.
2. Ешь без спешки. Пережёвывай пищу долго и тщательно.
3. Не наедайся до полного насыщения и чувства тяжести в желудке.
4. Ешь только тогда, когда возникает чувство голода, а не аппетита.
5. Не пей чай или компот сразу после еды. Это ухудшает пищеварение.
Напитки лучше употреблять через 1 – 1,5 часа после приёма пищи.
6. Не ешьте в один приём белковую и углеводную пищу. Это означает
не есть мясо, яйца, сыр, колбасу вместе с хлебом, картофелем, сладкими
фруктами и т. д.
7. Не допускайте повторного подогрева пищи. Это делает её «мёртвой»
- В заключении беседы, отгадайте русские загадки про еду:
· Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (лапша)
· Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (соль)
· Крепь-город, да Бел - город,
а в Бел - городе воску брат.(яйцо)
· Идёт в баню чёрен - выходит красен. (рак)
· Чисто, да не вода, клейка, да не смола,
Бела, да не снег, сладка, да не мёд;
От рогатого берут и живулькам дают. (молоко)
· И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей. (хлеб).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.