Беседа со школьниками "За порогом детства"
Оценка 4.8

Беседа со школьниками "За порогом детства"

Оценка 4.8
doc
27.02.2021
Беседа со школьниками "За порогом детства"
Беседа со школьниками.doc

Беседа со школьниками.

«За порогом детства».

 

Недели за две до беседы, посвящённой проблемам бездомных детей, в читальном зале можно разместить тематические стенды. Ребят наверняка не оставят равнодушными такие вопросы:

1.                 Как вы думаете, почему дети оказываются а улице? Кто в этом виноват?

2.                 Как вы считаете, что толкает ребёнка на преступление?

3.                 Что вы слышали о синдроме страха смерти?

4.                 Знакомы ли вы с Конвенцией о правах ребёнка?

5.                 Как вы думаете, необходимо ли сегодня защищать права ребёнка?

 

В детстве мы всегда чего-то боимся. То зубные врачи, то двойки по алгебре… Но мало кто из нас задумывался, что есть вещи и пострашнее. Оказаться на улице, например… Нет, вы только представьте! Ты один и никому нет до тебя дела. И если тебя вдруг не станет, этого никто и не заметит. Так можно жить не один год. И совсем не обязательно ты попадёшь в то место, где наконец сможешь вспомнить своё место с его слепыми страхами. Это место люди назвали «приют». Само слово отдаёт нищетой и болью. Здесь не живут, а «ютятся». Только не говорите, что беспризорников нет, а все сироты коротают своё счастливое детство в благоустроенных домах. В одной только Москве беспризорников теперь 50 тыс. А сколько их по всей России! Говорят, после Великой Отечественной столько не было! Многие из беспризорников – так называемые социальные сироты – зачем-то из родного дома сбежали… Что же заставляет их жить на вокзале или чердаке, что заставляет вымогать и грабить? Существует ли вообще это «что-то». Что может толкнуть ребёнка на такую жизнь?

У каждого беспризорника своя история. Лариса (жительница Подмосковья) оказалась на улице по воле матери, которая решила, что дочь мешает ей жить. Мать Ларисы неоднократно вызывала врача и убеждала, что дочь просто психически ненормальна. И Лариса оказалась в психбольнице. Уколы и таблетки сделали своё дело. При первой возможности сбежала домой. Мать выбросила ей на лестницу одежду. Переодевшись, Лариса ушла. Чтобы как-то выжить, стала заниматься проституцией. Но взрослые «коллеги» не потерпели конкуренции: завели в подъезд, раздели и оставили в футболке… Лариса долго стучала во все двери, просила вызвать милицию. Приехал патруль. Ей дали чаю из термоса, набросили на плечи китель (зима ведь) и отвезли в приют с названьем «Остров надежды».

А вот ещё история… Жительница Украины покинула дом, так сказать, по идейным соображениям. Родители постоянно из-за чего-то ссорились. Всё надоело, она решила уехать в Киев к тёте. Но до тёти она не добралась. Из затормозившей машины высунулась чья-то рука, втащила внутрь. Резко закрылась дверца. В машине было 7 взрослых парней, они изнасиловали ребенка, а затем выбросили вон. Прохожий, молодой, хорошо одетый мужчина поинтересовался: не нужна ли помощь, а потом предложил пожить у него. Двое насильников (она это узнала) скоро были осуждены, остальные постоянно угрожали. Да и «спасителя» спустя два года совместной жизни тоже посадили. И снова улица…

 

Вопросы к аудитории:

1.                 Как вы думаете, можно ли было в этой ситуации не уходить из дома?

2.                 Кто, по вашему мнению, чаще бывает прав в возникших конфликтах – взрослые или дети?

3.                 Какие причины могут заставить покинуть дом?

 

Ужасно осознавать, что тысячи детей ежедневно оказываются в подобных ситуациях. А может быть, в этот самый момент кто-то делает роковой шаг на улицу… Но неужели беспризорники – это «достижение» только нашего времени? И такой беды на нашей земле ещё не знали?

Ещё в 1919 году после гражданской войны государство начало создавать для сирот трудовые колонии. Через два года Калинин подписывает постановление «Об улучшении жизни детей».  Мы помним о романтических образах тех бедовых, чумазых сорванцов. Знакомых нам по кино и книгам, их новая власть в 20-е – 30-е годы победоносно рассеяла по колониям и детдомам. Тогда с проблемой как-то справлялись. А сейчас… для беспризорных детей слово новое придумали – дромоман. Знаете ли вы, что это такое? Словарь толкует так: дромоман – это человек. Склонный к перемещению, бродяга, бомж…

Как-то язык не поворачивается мальчугана лет 11-12 назвать таким словом. Кто же эти ребята и откуда? Что ищут? Бродяжничество – это страшная школа для начинающих воришек, грабителей, насильников… Именно в этой среде учатся жаргону, блатным привычкам. Здесь на руки наносится первая татуировка. Здесь на сердце ложится пятно, а душу поражает опухоль равнодушия и злобы. Здесь подросток встаёт на первую ступень лестницы, ведущей в никуда… Самое тяжёлое в беспризорности: обыденность, повседневность. Но, прежде всего, ребёнок беспризорным остаётся недолго, его быстро подберут «злые» руки, руки преступников…

Главная особенность преступлений несовершеннолетних – беспредельная, выходящая за грани разумного жестокость. Взрослый преступник, по крайней мере, задумывается о соответствии цели и средств к их достижению. Бандит с пушком на лице – другое дело – стукнуло в голову, схватился за нож. Утверждаться ему нужно не только перед собой, а ещё и перед дружками.

Приведу несколько примеров. Впрочем, эти преступления совершили даже не беспризорники, а «домашние дети». В Гулькевичский райотдел милиции Краснодарского края пришёл мужчина. Он был на грани помешательства. Пропал его сын – пятиклассник Артур. Не пришёл домой из школы. Поздним вечером под дверь квартиры подбросили письмо: «Хочешь увидеть Артура, гони 10 тыс. баксов». Через несколько дней вымогателя нашли – перед следователем шмыгал носом одиннадцатилетний оболтус. Рассказал так: с Артуром учился в одном классе, знал, что его родители не из бедных. Решил, что надо тряхнуть стариков. Как? Да очень просто. Как в кино, Артура заманили на берег реки, хотели припугнуть, да перестарались – удар молотком оказался смертельным.

Подобных случаев много. Один страшнее другого. Вот ещё пример. Пятнадцатилетний мальчик пошёл на «мокрое дело».  Он убил друга. За что? Да попробовать хотелось: каково это – убивать… В милиции подсчитали: Тимофей нанёс 52 удара ножом… Вывод психиатров однозначен – абсолютно вменяем, абсолютно здоров.

 

Вопросы к аудитории:

1.                 Как вы считаете, что заставило ребят в каждом случае пойти на преступление?

2.                 Должен ли закон относится к малолетним преступникам: более гуманно или более сурово?

3.                 Какие преступления чаще всего совершают подростки? Раскаиваются ли они в содеянном?

 

Чем же мы объясним вспышку подростковой преступности, вспышку жестокости? Есть мнение психологов. Они говорят о так называемом страхе смерти. Это страх за свою жизнь, он как раз и вызывает озлобленность, жестокость, насилие. «Страх смерти» у детей и подростков сегодня высок. И они готовы за это мстить. Ничего удивительного! Что видим мы, часами просиживая у телевизора? Насилие, жестокость, злобу. К чему это ведёт, всем ясно. Вот сообщение из Красноярского края. Пару недель друзья крутили триллер и докрутились. Поймали шестилетнюю девочку и стали вытворять то, чему их учил монстр с телеэкрана. Психологи убеждены: не только после подобных фильмов, но и после определенного пошиба мультиков у подростков появляется страх, преодолеть который легче всего через насилие. Для учёных вполне логичное обоснование, но нам-то оно кажется ненормальным…

 

Вопросы к аудитории:

1.                 А как считаете вы, могут ли такие фильмы спровоцировать на преступление?

2.                 Не испытывали вы синдром «страха смерти», позывы к жестокости? Если да, то как с этим бороться?

3.                 Как вы думаете, стоит ли ввести контроль за телепрокатом, за тем, чтобы фильмы, подобные тому, который купили в Красноярске, не попадали в тираж?

 

По данным психологов и социологов, отсутствие культуры, художественного вкуса, неразвитость интересов – всё это ведёт к росту подростковой преступности. Сегодня мы говорим о тех подростках, которые стали преступниками в первую очередь потому, что были лишены домашнего уюта и тепла. Но не только от побоев, пьянства, разврата, голода становятся преступниками. Преступниками становятся и те, у кого дом – полная чаша, да и с родителями всё нормально… Почему же и так называемые благополучные дети оказываются на скамье подсудимых?

В тот день они собрались, чтобы отомстить 13-летней Зинке. Семеро ребят в возрасте от 13 до 15, четверо мальчишек и три девочки, крепкая «компашка», которую возглавил 15-летний Игорь. Между прочим, сын крупного учёного, кандидат в золотые медалисты. Зинке хотели преподать урок. Только и всего. Но всё закончилось убийством. За что же 13-летнюю девочку лишили жизни? Причина более чем прозаическая: Зинка принадлежала компании, где она стала «девчонкой для всех». Но однажды она нарушила правила весёлой компании. 15-летний Игорь рассвирепел: «их девочка» не имеет права спать с другими. Он задумал месть. Она стояла на снегу без шубки и шапки. И молила их только об одном: «Не убивайте!» Она ещё верила. Что они не пойдут до конца. Что оставят ей жизнь… «Мочи!» - крикнула 15-ти летняя Тамара, опасавшаяся, что Зинка их всех «заложит». Этот крик решил всё. И было уже не разобрать, чей каблук или чья коряга бьёт в Зинкин живот, в расквашенное, превращённое в кровавое месиво лицо, в голову, которую девочка безуспешно прикрывала руками… Потом они закопали труп в сугроб и пошли на дискотеку. Развеяться, потанцевать, снять напряжение. В их компании подобрались дети бизнесменов, начальников, на худой конец, экономистов. Крутые ребята, упакованные в дорогие шмотки, имеющие дома полный набор западного комфорта, успевшие побывать в Лондоне и «для языковой практики» отдохнувшие на Канарах и на Кипре…

 

Вопросы к аудитории:

1.                 Как вы думаете, что же заставляет таких молодых людей идти на преступление? Чего им не хватает  в жизни?

2.                 Кто виноват в том, что они становятся такими?

3.                 Что оградило их душу столь непроницаемой и плотной стеной, что через неё не просочиться даже состраданию и сочувствию?

 

Каков же вышел у нас портрет малолетнего преступника? Я нарисую его. Каждый третий подросток из числа совершивших преступление проживал или проживает в семье, где есть ранее судимые преступники, каждый второй – в неполной семье, то есть все они обделены родительской любовью, вниманием.

И ещё. Часто юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, весьма активно стремятся вину за своё грехопадение возложить на окружающих: «Меня, мол, плохо воспитывали, вот я и стал таким». И ни слова о собственной вине, осознания ответственности за свои поступки тут не дождаться. Может, и верно? Во всём виновато холодное окружение?

Где-то я прочитала следующее: «Вы никогда не поймёте причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошёл на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои проступки отвечает сам человек!»

Но не стоит закрывать глаза и на тех, кто становится вольным или невольным подготовителем детских или юношеских преступлений. Как же быть, например, с теми, кто создаёт детям такие условия, что они бегут из дома? Фёдор Михайлович Достоевский однажды написал слова, которые очень часто повторяют: «Счастье всего мира не стоит ни одной слезинка на щеке невинного ребёнка». Но что же взрослые делают для того, чтобы эти слёзы высохли навсегда на детских щеках, а слова знаменитого писателя стали реальностью? В наше сложное время появилась Конвенция о правах ребёнка. В 1990 году этот документ был подписан нашей страной. Прежде всего, эта конвенция гарантирует ребёнку право на жизнь, обязывает родителей заботиться о детях, защищает ребёнка от экономической и другой эксплуатации.

 

Вопросы:

1.                 Как вы считаете: подписание этой конвенции улучшило положение ребят из группы риска?

2.                 Что надо делать, чтобы положения конвенции стали внутренним ориентиром в жизни взрослых?

3.                 Как изменить положение в ближайшие годы?


4.                

Беседа со школьниками. «За порогом детства»

Беседа со школьниками. «За порогом детства»

Ужасно осознавать, что тысячи детей ежедневно оказываются в подобных ситуациях

Ужасно осознавать, что тысячи детей ежедневно оказываются в подобных ситуациях

Вот сообщение из Красноярского края

Вот сообщение из Красноярского края

И ещё. Часто юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, весьма активно стремятся вину за своё грехопадение возложить на окружающих: «Меня, мол, плохо воспитывали, вот я…

И ещё. Часто юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, весьма активно стремятся вину за своё грехопадение возложить на окружающих: «Меня, мол, плохо воспитывали, вот я…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021