Беседа «Правила этикета»

  • Игры
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета. Учебные материалы: Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья. Ход занятия Воспитатель: Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?». Нашей помощницей будет Совушка – умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг неё вы видите цветные конверты с вопросами и ответами. Воспитатель крутит волчок. - Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нём за вопрос.
Иконка файла материала правила этикета.docx
Беседа «Правила этикета» (по типу игры «Что? Где? Когда?») Цели: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди  окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания  правил поведения и речевого этикета. Учебные материалы: Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7  конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке  цветов радуги – символа детской радости и счастья. Ход занятия Воспитатель: Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы,  чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу  оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что?  Где? Когда?». Нашей помощницей будет Совушка – умная головушка – недаром сову  считают символом мудрости. Вокруг неё вы видите цветные конверты с  вопросами и ответами. Воспитатель крутит волчок. ­ Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в  нём за вопрос. Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими  друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя  ведут Алёна и Серёжа в рассказе «Горький апельсин». Горький апельсин Алёнка сидела на лавочке, весело поглядывала вокруг, держа в руках что – то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру  и бросала на землю. ­ Что это у тебя? – спросил подбежавший Серёжа. ­ Разве не видишь? – буркнула Алёнка. ­ Мандарин! – обрадовался Серёжа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя  угощал... ­ А вот и не отгадал. ­ А что же! ­ А­пель­син! – розовая долька исчезла во рту. ­ А дашь мне попробовать? ­ Да он невкусный, горький и кислый. ­ Да ничего, дай хоть долечку. ­ Говорю тебе – он поганый, ­ и соскочила с лавочки. И в этот самый момент апельсин выскользнул у неё из рук и упал. Девочка  ойкнула и заплакала. ­ Что же ты плачешь? Он же поганый!Воспитатель: Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Чтобы вы сделали на её месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом,  который предлагает нам Сова. Чтение правил Совы о дружбе и товариществе: ­ с друзьями разговаривай вежливо, приветливо. ­ помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи. ­ надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком. ­ поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами. ­ останови товарища, если он поступает плохо. ­ чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом. ­ за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого. ­ Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах. Воспитатель крутит волчок. ­ В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли в с правилами  гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на  героиню следующего рассказа. Ребята показывают сценку «День рождения». День Рождения Собираясь н день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили  подарки. Наташа вышили салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра ­ цветы.  Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их. ­ Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе... ­ Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где  подарки? Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось. ­ Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать  штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не  трогайте, к стенам не притрагивайтесь – ещё запачкаете. Ребята оглянулись и пошли назад к двери. ­ Подождите! Куда же вы? Но ребята ушли, не дослушав её. В: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы  поступили на месте Нины. Дети отвечают. ­ Я думаю, что никто и никогда так не поступит.Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова: ­ Надо уметь вежливо принимать гостей. ­ За поздравления и подарки благодарят. ­ Нужно помнить, что дарить подарки труднее, чем его получать. ­ Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь  раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь. ­ Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять  каждому внимание. ­Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к  себе. ­ Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем  угостить своих гостей, но и чем занять их. Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени,  старания, чтобы они остались довольны. ­ Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы  сделали. Воспитатель крутит волчок. ­ В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за  столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» ­ Мальвина и  Буратино – помогут вам вспомнить их. Дети инсценируют отрывок из сказки. За столом Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу, печенье он запихивал в рот  целиком, н жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и  пролил на скатерть. Девочка поморщилась и сказала строго: ­ Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста? ­ Когда папа Карло, а когда никто. ­ Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны. ­ Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить? Дети отвечают. Чтение правил поведения за столом ­ Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. ­ Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво. ­ Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.­ Если тебе нужно что­нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси  передать. ­ Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай. ­ Никогда не отзывайся о блюде, которое едят твои соседи. Если сам  его не  любишь, не порть аппетит другим.  ­Не сиди боком к столу – это некрасиво. ­Кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось,  чтобы этот кусочек попал к тебе на стол. Воспитатель крутит волчок. ­ Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо  от того, есть ли телефон в квартире, все должны отвечать по телефону, уметь  им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы  сейчас увидите. Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила  общения по телефон.  Сова предлагает точные правила: ­ Важно правильно набирать номер. ­ Следует поздороваться и сразу представиться. ­ По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом. ­ Важно употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры,  здравствуйте, извините, до свидания. ­ Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться:  ведь вы отрываете человека от работы. ­ Нельзя надолго занимать телефонную линию. ­ Не следует беспокоить людей по пустякам, безо всякого дела, звонить рано  утром или поздно вечером. Воспитатель крутит волчок. ­ Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в  общественном транспорте? В автобусе. Федя и Нюша­ брат с сестрой. Нюше 5 лет, Феде 9 лет. Они отправились в  гости. Им нужно было проехать на автобусе 3 остановки. Они вошли в  автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.  ­ Нюша, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно. Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде. ­ Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста. ­ Садитесь, пожалуйста, я не заметил, что вы стоите. ­ Спасибо.­ Пожалуйста, не стоит благодарности. ­ Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует на  Сова? Чтение правил Совы. ­ При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым. ­ Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке. ­ Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам. ­ В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так  как можно запачкать других. ­ Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол. ­ Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят. ­Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят это  делать пассажиров, стоящих рядом. ­ Ответом на услуги всегда должны быть слова благодарности. Воспитатель крутит волчок. ­ У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там? О!  Спокойствие, только  спокойствие! Это блиц – турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на  которые нужно дать три ответа: 1. Что значит «вежливый человек», каким он должен быть? 2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?  Как вы будете приветствовать учителя? 3. Откуда пришло слово этикет? Что оно означает? Дети отвечают. ­ А теперь внимание! Правильные ответы! 1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных  случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна  стать тем, без чего обойтись нельзя. Тогда не только всем окружающим будет  легко и  просто с вами, но и вы будите чувствовать себя легко в любой  ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения. 2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза  собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно  называть его по имени – отчеству. С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения:  «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV  гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От  французских карточек­ этикеток – произошло название «Этикет» ­  воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя. В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало,  или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как  сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации: ­ Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на  людей косо поглядывать. ­ Над яствами  не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо  делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже. Таких правил было много, и каждый должен был их соблюдать. Разумеется,  этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но  значительной частью правил мы пользуемся и сегодня. Я думаю, то, о чем мы говорили, надолго запомнится вам , и вы, в какой бы  ситуации не оказались, будите вести себя согласно правилам этикета –  правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова. Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи,  точно и правильно отвечал на все вопросы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании. (текст) / Б.В. Бушелева –С­Пб.:  Просвещение,1994 ­192 с. 2. Вендербильт Э.К. Культура поведения, этикет, мораль.(Текст) /  Э.К.Вендербильт  ­ М.: Аспект – Пресс,1998­214 с.