Беседа-викторина о цветах.

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
Иконка файла материала беседа-виктрина о цветах.docx
«И ЗДРАВСТВУЙ СКАЖЕМ КАЖДОМУ ЦВЕТКУ…» (беседа­викторина о цветах для обучающихся 2–6 классов) Ход викторины В е д у щ и й . И дома, и в школе, и летом, и зимой нас окружают цветы. Цветы создают уют, дарят нам радость. Они – самое прекрасное, что есть на земле. И не случайно   лучшие   моменты   в   жизни   человека   называют   словом   «расцвет»,   а красивую девушку сравнивают с цветком, говоря: ее глаза – как васильки, щеки алые, как маков цвет. О радостном лице говорят: «Оно расцвело улыбкой». Не любить цветы нельзя, это целый мир. А мы порой ходим по цветам, топчем их, рвем безжалостно и даже не замечаем этого. Вот почему некоторые цветы сейчас исчезают, и их, как редкость, заносят в Красную книгу. Задумайтесь над словами поэта В. Викторова: Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал – а зачем, Объяснить не могу. В стакане он день Простоял и завял. А сколько бы он На лугу простоял… Вы   любите   цветы?  Знаете   их?  Приглашаем   вас   принять   участие   в  беседе­ викторине о цветах – лесных, полевых, луговых. Ребята распределяются на две команды – «Ландыш» и «Фиалка». З а д а н и е   1 . Цветам посвящено много загадок. Отгадайте их. Голова на ножке, В голове горошки.               (Мак.) Белые горошки На зеленой ножке.                 (Ландыш.) Я шариком пушистым Белею в поле чистом. А дунул ветерок –Остался стебелек.               (Одуванчик.) Эх, звоночки, синий цвет. С язычком, а звону нет.              (Колокольчики.) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь: Ярко­синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.                     (Василек.) Стоит в поле кудряшка – Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?             (Ромашка.) Есть один такой цветок: Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка – Был цветок – и нет цветка.                                 (Одуванчик.) Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу­ка в карманчик Бывший … (одуванчик). Меня называют царицей цветов За цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов, Но кто ж не простит мне колючих шипов?                            (Роза.) Стоят в лугах сестрички, Золотой глазок, Белые реснички.               (Ромашки.)Под водой – змея таится, Над водой – краса­девица, В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной.                   (Белая кувшинка.) Посреди двора – красная голова, Вырос в поле дом, полон зерен он.                   (Мак.) Все знакомы с нами, Яркими, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми … (гвоздиками). З а д а н и е   2 . Цветы играли и играют большую роль в жизни народов. Цветы стали   участниками   войн,  пиршеств   и   погребальных   процессий.  Они   исцеляли людей и охраняли домашний очаг и животных. Цветами люди украшают себя и свои жилища, приветствуют именинников, убирают невесту, цветы преподносят артистам. А   сколько   с   цветами     связано     разных     интересных     легенд,   сказаний   и преданий!   Послушайте   несколько   легенд   и   постарайтесь   назвать   цветок,   о котором идет речь. 1.  Арабы   рассказывают,   как   однажды   все   цветы   обратились   к   Аллаху   с жалобой на своего царя – дивный лотос, что смотрится в воды великого Нила, любуясь собой: «Он забывает о нас – найди нам другого повелителя». И тогда Аллах  повелел  им признать своей царицей прекрасный и чистый белый цветок. Великий певец природы – соловей – увидел однажды царицу цветов и полюбил ее больше жизни. Он бросился к ней и заключил ее в свои объятия, но острые шипы вонзились в грудь влюбленного соловья, и его кровь окрасила лепестки цветка. (Роза.) 2.  Греки рассказывают, что жил когда­то юноша, прекрасный, но холодный, гордый   и   самовлюбленный.   Однажды   увидел   он   в   ручье   свое   отражение   и полюбил   самого   себя.   Он   не   ел,   не   пил,   не   спал   и   умер   от   горя.   Тело   его превратилось в белый душистый цветок, который зовут так же, как звали юношу.Вы этот цветок видели много раз весной – белый или желтый венчик на стройной зеленой ножке. (Нарцисс.) 3.  Греки   рассказывают,   как   однажды   богиня   цветов   Флора   спустилась   на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала   слабый голосок: «Ты забыла меня, Флора, дай и мне, пожалуйста, имя».   Флора   еле   разглядела   в   разнотравье   маленький   голубой   цветочек. «Хорошо», – сказала она. С именем  получил  цветок и особое свойство. Теперь он напоминает жениху о невесте, сыну – о маме. (Незабудка.) 4.  Русская легенда рассказывает, как красивый, стройный парень и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: он не мог жить без земли, а русалка – без воды. Тогда превратила русалка своего любимого в синий, как река, цветочек, надеясь, что когда­нибудь дождевой поток принесет его в реку, но цветок крепко держится корнями за ржаное поле. (Василек.)  З а д а н и е   3 . Называем цветы от А до Я. А – астра, анютины глазки Б – бархатцы, бегония В – василек, виола, вьюнок Г – гвоздика, гиацинт, герань, гладиолус, георгин Д – дельфиниум Ж – жасмин З – зверобой И – ирис, иван­да­марья К – колокольчик, кувшинка, календула, кубышка, купальница Л – ландыш, львиный зев, лилия, люпин М – маргаритка, мак, мальва Н – ноготки, нарцисс, настурция, незабудка О – орхидея, одуванчик П – примула, подснежник, петунья Р – роза, ромашка С – сирень Т – тюльпан, табак У – узамбарская фиалка Ф – фиалка, фуксия, флокс Х – хризантема Ц – цикламенЭто интересно! Ш – шиповник. ♦ А   вы   знаете,   что   самые   крупные   цветки   имеет   паразитическая   трупная «лилия» – раффлезия. Ее цветы, паразитирующие на диком винограде, достигают метровой длины и весят 7 кг. Трупная лилия издает сильный неприятный запах, отсюда и такое «милое» название. Рассказывают,   что   знаменитый   шведский   знаток   растений   Карл   Линней побился с друзьями об заклад, что определит время, едва взглянув… на клумбу у себя   под   окном.   И   в   самом   деле   определил!   Друзьям   оставалось   только удивляться.   А   секрет   прост.   На   клумбе   Линнея   росли   разные   цветы. Раскрывались и закрывались они в разное время. Разумеется, будучи ученым, Линней прекрасно это знал, вот и подшутил над друзьями. Понаблюдайте за цветами, и вы увидите, что раньше всех…  в 4 часа – раскрываются цветы цикория и шиповника,  в 5 часов – мак,  в 6 часов – одуванчик и полевая гвоздика,  в 7 часов – картофель,  в 9 часов – мать­и­мачеха,  в 20 часов – душистый табак.  В 14 часов закрываются цветки картофеля,  в 15 часов – мака,  в 19 часов – лютика. З а д а н и е   4 . Игра «Угадай по описанию». По описанию нужно угадать, о каком цветке идет речь. 1.  Весной на проталинках появляются растения, цветки которых собраны в золотисто­желтые   корзинки.   После   цветения   вылезают   листочки,   верхняя сторона   которых   на   ощупь   кажется   более   холодной,   чем   нижняя.  (Мать­и­ мачеха.) 2. Это растение встречается на опушках, полянах, лугах, по обочинам дорог. Цветки его мелкие, имеют пять лепестков: один – внизу, два – по бокам, два – вверху.   Кажется,  будто   смотрят   они   на   человека   внимательно   и   по­доброму улыбаются ему. Недаром культурный вид этих цветов люди назвали «анютины глазки». (Трехцветная фиалка.)3. У этого лесного растения между листочками на граненом стебельке висит гирлянда нежных, снежно­белых колокольчиков. Цветы имеют сильный и резкий запах и используются для приготовления духов. (Ландыш.) 4. В конце весны на влажных лесных полянах высоко поднимет она над землей свои желтые упругие бубенцы. Ни одно весеннее растение не может сравниться с ней красотой, грациозностью и запахом. (Купальница.) 5. Его называют шпажником из­за прямых, словно шпаги, листьев. Его цветки похожи на цветки лилии и расположены на длинном прямом стебле поочередно. Он цветет во второй половине лета, а размножается луковицами. (Гладиолус.) З а д а н и е   5 .   Как   называют   красиво   подобранные   друг   к   другу   цветы? (Букет.)  Букет   –   слово   французское.   Впервые   букеты   начали   составлять   во Франции   400   лет   назад.   При   составлении   букета   нужно   было   соблюдать определенные правила, в частности букет для праздника должен был состоять из нечетного количества цветков. Только букет, составленный по всем правилам, считался изысканным. Умело   составленный   букет   может   стать   прекрасным   подарком   и   многое сказать   без   слов.   Раньше   языку   цветов   придавали   большое   значение:   каждый цветок, его цвет, листья о чем­то говорили. По числу колокольчиков в букете, например, узнавали час свидания. Сейчас, конечно, такого  значения  букетам не придают  –  важно, чтобы    цветы  были  свежими  и  чтобы  преподносили  их  от чистого   сердца.   Но   все­таки   кое­что   о   том,  кому   какие   цветы   дарить,   знать стоит.  Вот о чем, например, может рассказать цвет растений: – розовые цветы дарят людям любого возраста и пола по любому случаю; – белые садовые цветы дарят на свадьбе; – белые полевые и лесные – на любой праздник молодым девушкам; – красные цветы дарят другу, родственнику, любимому человеку; – желтые цветы дарят артистам и женщинам старше 35 лет. Составлять   букеты   –   большое   искусство.   Особенно   оно   развито   в Японии. Поэтому именно оттуда пришло во все языки мира слово, обозначающее искусство составления букета. Выберите это слово из трех:  икебана,  оригами, бонсай. (Дети отгадывают.) – Правильно. Составить букет – это уже трудно. А вы попробуйте составить из цветов огромного леопарда, зебру, змея и даже кенгуру. Не по силам?!Однако это возможно – на Фестивале цветов, который ежегодно устраивается в   Голландии   в   конце   апреля.   Десятки   грузовых   и   легковых   автомобилей   с композициями из живых   гиацинтов,   нарциссов, тюльпанов   в сопровождении оркестров плавно движутся по маршруту Хаарлем­Ноордвейк, минуя несколько городов…   Парад   продолжается   с   раннего   утра   до   позднего   вечера.   Свои композиции на суд зрителей представляют компании, банки, частные лица. А зрителей   набирается   много:   тысячи   туристов   приурочивают   свою   поездку   в Голландию именно к этому незабываемому празднику. Цветы, а в особенности тюльпаны, принесли Голландии всемирную славу. З а д а н и е   6 . По цветным иллюстрациям узнайте цветы. Показ детям иллюстраций. З а д а н и е   7 .  Викторина «Сказки­несказки о цветах». 1. Как звали сказочную героиню, придуманную Г.­Х. Андерсеном, которая родилась в тюльпане? (Дюймовочка.) 2. Что означает имя Джельсомино? (Жасмин, жимолость, шиповник.) 3. Как называется город, в котором живут коротышки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки»? (Цветочный город.) 4.   Какой   цветок   послужил   прообразом   аленького   цветочка   в   сказке   С. Аксакова «Аленький цветочек»? (Василек, тюльпан, мак.) 5.  От   какого   цветка  приходил  в  ужас   тигр   Шерхан  в  сказке   Р.  Киплинга «Маугли»? (От огненного цветка, то есть огня.) 6.   Какой   цветок   «украшал»   плечо   миледи   в   романе   А.   Дюма   «Три мушкетера»? (Лилия, хризантема, ирис.) 7.  С грядки старушка цветок сорвала,      Девочке Жене его отдала.      В цветке, в лепестках есть волшебная сила.      Их девочка Женя о чем­то просила…      Что надо сказать, лепестки обрывая?      Как называется сказка такая?  (В. Катаев. «Цветик­семицветик».) 8. «…Ходил­ходил честной купец и вдруг увидел: на пригорочке далеком цветет цветок красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» Как называется этот цветок? (Аленький цветочек.) 9.   Какие   красные   цветы   невиданной   величины   усыпили   героев   сказки   В. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Красные маки.)10.   Какой   известный   писатель   и   в   какой   сказке   заставил   цвести   зимой подснежники ? (С. Маршак. «Двенадцать месяцев».) 11.   Назовите   русскую   поэтессу   с   «цветочной»   фамилией.  (Марина Цветаева.) 12.   В   каком   балете   цветы   танцуют   «Вальс   цветов»?  (В   балете   П. Чайковского «Щелкунчик».) 13. Кто и в какой книге описал «зеркальные цветы»?  (К. Булычев. «Тайна третьей планеты».) – Мы заканчиваем нашу встречу стихотворным пожеланием Тима Собакина «Берегите цветы!»: Если ты сорвешь цветок, Если он сорвет цветок, Если все: и он и ты – На Земле сорвут цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы. Подводятся итоги конкурса.