Беспокойный ребенок
Оценка 5

Беспокойный ребенок

Оценка 5
Лекции
docx
родителям
Детсад
28.04.2017
Беспокойный ребенок
Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Беспокойный ребенок.docx
Беспокойный ребенок Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность,  достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно,  постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних  движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором  болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем  синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило  название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют  также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.  Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко  считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным  требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя  соответственно общим правилам поведения из­за специфических нарушений  функционирования мозговых систем.  Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями  головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических  заболеваний в раннем возрасте или психических травм. Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной  активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект  внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может  сосредоточиться на чем­либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно  повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально  неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала  сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации,  опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт,  занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы  имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету,  шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3­4 года  отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем­либо заниматься: он не  может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации  внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.  Пик проявления синдрома ­ 6­7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание  в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее  очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.). Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя  при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие  проявления в поведении ребенка:   Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все  трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.   Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного  действия к другому, не сидит (стоит) на месте;  Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях,  требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и  т.д.).  На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца,  перебивает;  Имеет плохой аппетит;  Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)  Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен. Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6  месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза  "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома  важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в  том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста. Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого  лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного  отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не  результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти  потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба  которых ставится им в пример.  Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и  быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом,  устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут  сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.  Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и  вседозволенности, с одной стороны, а с другой, ­ предъявления повышенных требований, в  сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители  должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения. При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть  деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и  другие формы асоциального поведения. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не  являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться  с имеющимися у него трудностями.  Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в  которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в  народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное ­ несъедобное", "Холодно ­ горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь  придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:  Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.  Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.  Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи,  выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.  Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные  прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать  избыточную энергию.  Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в  гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его  от утомления.  Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.  Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений  слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он  мог его завершить.  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания  (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия  учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных  способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо  строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель ­  достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они  нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально  неприемлемые поступки.  Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его  внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель  понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его  сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный  контакт и помочь ему. Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:  Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.   По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.   Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может  способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для  гиперактивного ребенка ­ в центре класса напротив доски.  Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в  случаях затруднения.  Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.  Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или  календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию  рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.   Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.  Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически  контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.  Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной  "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому  возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может  сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному  личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в  профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения  с окружающими. В неблагоприятных, запущенных социально­педагогических условиях часть детей и  подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям  поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных)  нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому  наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно  включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие  его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития. Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его  поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет  ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок

Беспокойный ребенок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017