Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Беспокойный ребенок.docx
Беспокойный ребенок
Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность,
достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно,
постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних
движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде
беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором
болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем
синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило
название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют
также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко
считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным
требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя
соответственно общим правилам поведения изза специфических нарушений
функционирования мозговых систем.
Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями
головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических
заболеваний в раннем возрасте или психических травм.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной
активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект
внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может
сосредоточиться на чемлибо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно
повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.
Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально
неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала
сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации,
опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт,
занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.
Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы
имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету,
шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 34 года
отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чемлибо заниматься: он не
может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации
внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Пик проявления синдрома 67 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная
нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция
переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание
в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее
очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).
Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя
при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие
проявления в поведении ребенка:
Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все
трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного
действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях,
требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и
т.д.).
На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца,
перебивает;
Имеет плохой аппетит;
Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и
т.д.)
Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.
Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6
месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза
"синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома
важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в
том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.
Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого
лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного
отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на
замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не
результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти
потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба
которых ставится им в пример.
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и
быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом,
устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут
сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и
вседозволенности, с одной стороны, а с другой, предъявления повышенных требований, в
сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители
должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению,
но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения. При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть
деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и
другие формы асоциального поведения.
Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не
являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться
с имеющимися у него трудностями.
Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в
которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в
народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное
несъедобное", "Холодно горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь
придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:
Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.
Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи,
выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные
прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать
избыточную энергию.
Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в
гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его
от утомления.
Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений
слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он
мог его завершить.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
(например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия
учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных
способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо
строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель
достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они
нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение
за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально
неприемлемые поступки.
Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его
внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако
эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель
понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его
сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный
контакт и помочь ему.
Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:
Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может
способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для
гиперактивного ребенка в центре класса напротив доски.
Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в
случаях затруднения.
Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или
календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию
рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически
контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной
"разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому
возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может
сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному
личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в
профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения
с окружающими.
В неблагоприятных, запущенных социальнопедагогических условиях часть детей и
подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям
поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных)
нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому
наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно
включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие
его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития. Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его
поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет
ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.
Беспокойный ребенок
Беспокойный ребенок
Беспокойный ребенок
Беспокойный ребенок
Беспокойный ребенок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.