Беспокойный ребенок

  • Лекции
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Иконка файла материала Беспокойный ребенок.docx
Беспокойный ребенок Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность,  достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно,  постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних  движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором  болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем  синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило  название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют  также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.  Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко  считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным  требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя  соответственно общим правилам поведения из­за специфических нарушений  функционирования мозговых систем.  Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями  головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических  заболеваний в раннем возрасте или психических травм. Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной  активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект  внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может  сосредоточиться на чем­либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно  повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально  неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала  сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации,  опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт,  занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы  имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету,  шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3­4 года  отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем­либо заниматься: он не  может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации  внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.  Пик проявления синдрома ­ 6­7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание  в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее  очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.). Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя  при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить ккатегории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие  проявления в поведении ребенка:   Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все  трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.   Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного  действия к другому, не сидит (стоит) на месте;  Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях,  требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и  т.д.).  На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца,  перебивает;  Имеет плохой аппетит;  Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)  Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен. Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6  месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза  "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома  важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в  том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста. Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого  лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного  отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не  результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти  потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба  которых ставится им в пример.  Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и  быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом,  устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут  сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.  Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и  вседозволенности, с одной стороны, а с другой, ­ предъявления повышенных требований, в  сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители  должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть  деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и  другие формы асоциального поведения. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не  являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться  с имеющимися у него трудностями.  Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в  которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в  народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное ­ несъедобное", "Холодно ­ горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь  придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:  Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.  Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.  Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи,  выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.  Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные  прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать  избыточную энергию.  Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в  гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его  от утомления.  Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.  Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений  слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он  мог его завершить.  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания  (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия  учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных  способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо  строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель ­  достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они  нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально  неприемлемые поступки.  Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его  внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками,под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель  понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его  сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный  контакт и помочь ему. Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:  Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.   По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.   Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может  способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для  гиперактивного ребенка ­ в центре класса напротив доски.  Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в  случаях затруднения.  Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.  Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или  календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию  рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.   Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.  Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически  контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.  Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной  "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому  возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может  сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному  личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в  профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения  с окружающими. В неблагоприятных, запущенных социально­педагогических условиях часть детей и  подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям  поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных)  нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому  наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно  включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие  его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его  поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет  ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.