Дисциплина: Русская литература
Преподаватель: Омарбекова А.Ж.
Класс 10
Тема: «Бесприданница». Система образов – персонажей. Тема бедной девушки в пьесе «Бесприданница». Эволюция женского образа у Островского (Катерина, Лариса). Современные интерпретации пьес «Гроза» и «Бесприданница» в театре и кино. Актуальные аспекты пьес А.Н. Островского в современной жизни.
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях.
В. Лакшин.
1. Краткое содержание материала.
- Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца».
Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов - это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.
Представьте 70-е годы России XIX века. В связи с бурным развитием в России пореформенного периода буржуазных отношений, патриархальный уклад жизни был взорван и вовлечен в процесс необратимых перемен. Жизнь торгово-промышленных слоев общества усложняется, порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими купеческими традициями.
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, тянутся к европейскому образованию, перехватывают инициативу у разоряющихся дворян. Патриархальная простота быта и нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом, язык новых купцов освобождается от диалектных слов. Купеческие характеры психологически усложняются, для их изображения требуются новые драматургические приемы, которые как раз и находит Островский в «Бесприданнице», сознавая, что с нее начинается «новый сорт» его произведений.
2. Ответьте на вопросы:
1.Где происходит действие, когда? ______________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Объясните название пьесы__________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Значение имен героев пьесы «Бесприданница»
- Как всегда у Островского, символический смысл в «Бесприданнице» имеют имена и фамилии героев.
Лариса - в переводе с греческого - чайка.
Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур - боров, хряк, кабан.
Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, дюжий, усердный.
Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющего значение развязный, беспардонный.В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греч. харис - изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть.
Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон - от латин. капитос - голова, Карандышев - от слова карандыш - недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями.
Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первой страницы пьесы.
4. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма Э. Рязанова «Жестокий романс». Беседа:
1.Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета?
2.Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым? Что мы знаем о Паратове?
3.Перескажите разговор Вожеватова и Кнурова. Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы? Как вы считаете, какова роль данной сцены?
4.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными? Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?
5.Какова же кульминация пьесы? Какое решение принимает Лариса и почему?
6.Как показано автором убийство Ларисы?
Домашнее задание: прочитать статьи учебника о пьесе «Бесприданница».
Литература: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса, Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др. Изд. «Атамура», Алматы, 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.