Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях»
Цели:
1. Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (урок-практикум).
Оборудование: рабочий лист урока, опорный конспект, алгоритм действий, таблица самоанализа знаний.
Ход урока
I.Организационное начало
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
II.Актуализация знаний
I этап. Начало урока. «Разминка».
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.
Б
Е
С
С
О
Ю
З
Н
О
Е
Морфемы или части слова
1. В слове бессердечный возьмите приставку
2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы, междометия, союзы)
3. В слове оконный возьмите суффикс.
4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. (Белое, красное)
Учитель: в результате у нас получилось слово?
- Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь:
Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».
Как распознать сложное предложение?
Что такое грамматическая основа?
Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ?
(сложное)
Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)
Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).
Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)
Тезис: Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы
Работа с поэтическим текстом
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
4) Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).
- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем
выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные
номера предложений.)
Тире
Двоеточие
Противопоставление
Причина
Время
Пояснение
Условие
Дополнение
Следствие
Быстрая смена событий
Сравнение
1. Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
2. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
3. Молвит слово – соловей поёт.
4. Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
5. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
7. Спать долго – жить с долгом.
8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
9. Сверкнула молния – грянул гром.
Ответы:
Тире
Двоеточие
Противопоставление – 1
Причина – 5
Время – 4
Пояснение – 6
Условие –7
Дополнение –8
Следствие –2
Быстрая смена событий - 9
Сравнение -3
Объяснительный диктант
если
Будешь книги читать – будешь всё знать.
потому что
Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.
Если то
Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
а именно
Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.
но (а)
Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.
Индивидуальная творческая работа (по вариантам).
- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.
1 вариант
А) Вчера нам сказали… (дополнение).
Б) Здесь нельзя проехать… (причина).
2 вариант
А) Нас охватило чувство страха… (причина)
Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).
Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.
Работа с текстом (текст на экране)
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)
Задание к тексту:
1. Определите тему текста (о добрых чувствах).
2. Определите его основную мысль.
3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).
4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)
5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3) (примыкание)
6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)
7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)
8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)
9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)
10. Найдите СПП с придаточным причины.Напишите номер этого предложения (3)
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)
Проверочная работа-тест:
Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
( 1 вариант)
1. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие-то слова
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Васильки цепляются за ноги () перепела кричат кругом()лошадь бежит ленивой рысцой.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я посмотрел назад () то был мой старый приятель.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
( 2 варпант)
1. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие-то члены предложения
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я не жалею о поездке () я многое узнал о стране.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Ласточка день начинает () соловей кончает.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Чуть трамвай прибавил ход() пассажир назад ползёт.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я не жалею о былом () оно меня не усладило.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Заранее предупреждаю() будет трудно.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Таинственно шумит лесная тишина () по лесам поёт и бродит осень.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Воздух чист и прозрачен() птицы болтливо лепечут() молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
Ответы на Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
1 вариант
1 - 1
2 - 2
3 - 1
4 - 3
5 - 1
6 - 1
7 - 1
8 - 2
2 вариант
1 - 1
2 - 1
3 - 2
4 - 2
5 - 1
6 - 1
7 - 3
8 - 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.