Бессоюзные сложные предложения, 9 класс
Оценка 5

Бессоюзные сложные предложения, 9 класс

Оценка 5
docx
21.09.2024
Бессоюзные сложные предложения, 9 класс
конспект урока
бсп.docx

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

 

Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях»

Цели:

1.       Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;

-развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (урок-практикум).

 

Оборудование: рабочий лист урока, опорный конспект, алгоритм действий, таблица самоанализа знаний.

Ход урока

I.Организационное начало

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

II.Актуализация знаний

I этап. Начало урока. «Разминка».

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.

 

 

Б

 

Е

 

С

 

С

 

О

 

Ю

 

З

 

Н

 

О

 

Е

 

Морфемы или части слова

1. В слове бессердечный возьмите приставку

2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы, междометия, союзы)

3. В слове оконный возьмите суффикс.

4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа(Белое, красное)

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

 

Запись темы в тетрадь:

Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

Как распознать сложное предложение?

Что такое грамматическая основа?

Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ?

 (сложное)

Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)

Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).

Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)

 

Тезис: Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Работа с поэтическим текстом

 

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

 

4) Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).

- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Следствие

 

Быстрая смена событий

 

Сравнение

 

1.       Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

2.       Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

3.       Молвит слово – соловей поёт.

4.       Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

5.       Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

6.       Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

7.       Спать долго – жить с долгом.

8.       Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

9.       Сверкнула молния – грянул гром.

Ответы:

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2

 

Быстрая смена событий - 9

 

Сравнение -3

 

Объяснительный диктант

если

Будешь книги читать – будешь всё знать.

потому что

Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

Если то

Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.

а именно

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

но (а)

Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.

 

Индивидуальная творческая работа (по вариантам).

Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант

А) Вчера нам сказали… (дополнение).

Б) Здесь нельзя проехать… (причина).

 

2 вариант

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

 



 

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса - безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств - бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное 

Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины.Напишите номер этого предложения (3)

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)

Проверочная работа-тест:

 

Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 1 вариант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то слова

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.

 

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Васильки цепляются за ноги () перепела кричат кругом()лошадь бежит ленивой рысцой.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я посмотрел назад () то был мой старый приятель.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 2 варпант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то члены предложения

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.

 

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о поездке () я многое узнал о стране.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Ласточка день начинает () соловей кончает.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Чуть трамвай прибавил ход() пассажир назад ползёт.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о былом () оно меня не усладило.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Заранее предупреждаю() будет трудно.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Таинственно шумит лесная тишина () по лесам поёт и бродит осень.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Воздух чист и прозрачен() птицы болтливо лепечут() молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

Ответы на Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП



1 вариант

1 - 1

2 - 2

3 - 1

4 - 3

5 - 1

6 - 1

7 - 1

8 - 2

2 вариант

1 - 1

2 - 1

3 - 2

4 - 2

5 - 1

6 - 1

7 - 3

8 - 4

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Е Морфемы или части слова 1

Е Морфемы или части слова 1

Противопоставление Причина

Противопоставление Причина

Индивидуальная творческая работа (по вариантам)

Индивидуальная творческая работа (по вариантам)

Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами

Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024