Безопасность дорожного движения в школе.
1часть
Сегодня, в век высоких технологий и быстро растущих возможностей, для проведения интересного и содержательного свободного времени, нельзя не понимать о важности знаний Правил дорожного движения. Любая дорога до места нашего отдыха, учёбы или магазина всегда связана с дорожным движением и ответственность за безопасность участников дорожного движения лежит на самих участниках. Об этом надо всегда помнить, ровно также, как и о том, что дорога начинается от подъезда дома, крыльца школы, калитки дачи или частного дома!
Отрадно отметить, что сегодня изучению Правил дорожного движения уделяется особое внимание. Постепенно, в образовательные программы введены тематические и интегративные уроки по обучению детей дорожной безопасности на всех ступенях образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпускниками школ.
Каждый педагог, будь то воспитатель детского сада или учитель школы, хорошо понимает о значимости данной темы и необходимости таких занятий.
Но, в быстро растущем информационном потоке, загруженности педагога, необходимости постоянного совершенствования знаний, чтобы идти в ногу со временем, у педагога просто не хватает времени, а порой и сил на изучение дополнительного материала по детской дорожной безопасности.
Вы спросите: «Сегодня многие педагоги управляют автомобилем. Зачем ещё чему-то учиться? Что-то дополнительно готовить? Мы всё выучили, когда учились в автошколе».
Конечно, каждый водитель должен знать Правила дорожного движения и в этом аспекте вы будете правы. Но напомню, что мы говорим о детской дорожной безопасности, которая включает не столько понятия о движении автомобиля по проезжей части или группах дорожных знаков, сколько научить ребёнка понимать и читать дорогу в качестве пешехода, велосипедиста, лица, управляющего СИМ.
И это немного другой угол преломления использования своих знаний. Как адаптировать полученные знания, навыки и свой водительский опыт с точки зрения безопасности детей? Вопрос не простой и об этом мы будем часто говорить.
Что же нас, взрослых, волнует при составлении плана профилактической работы?
Вопросы, которые необходимо разъяснить детям и сформировать навык на правильное исполнение заповедей дороги.
Приведу несколько животрепещущих вопросов:
Где и как использовать велосипед, самокат, ролики, беговел?
Где и как можно и нужно ездить на средствах индивидуальной мобильности?
Что такое «Дорожная ловушка?».
Юные участники дорожного движения. Кто они: водители или пешеходы? Как это понять?
Это далеко не полный набор вопросов, которые необходимо учесть в процессе формирования плана профилактических бесед.
На что обратить внимание при формировании КТП по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В первую очередь, надо понимать, что Правила дорожного движения – сложная и объёмная наука, включающая в себя знания других предметов, таких, как математика, физика, химия, ОБЖ, а также развитие психических процессов (память, внимание, мышление) и мы не можем передавать информацию Правил, так, как она изложена в «маленьких брошюрах» серьёзного Закона, давая при этом лишнюю и, совершенно, не нужную информацию ребёнку.
Именно, поэтому мы очень аккуратно подходим к формированию КТП, учитывая возраст и развитие психических процессов детей.
По проведённым исследованиям, учёные выявили некую тенденцию, что кратковременная память у современного человека, особенно у подростков, с 7 плюс- минус 2 (число Миллера) снизилось до 5 плюс-минус 2. Также заметно снизилось концентрация и внимание, как у детей, так и у взрослых. Причину этому явлению учёные видят в гаджетах – это мы прекрасно понимаем.
Но мы не можем не учитывать этот факт и, поэтому, на основе своих наблюдений, я предлагаю информацию о выделении следующих возрастных групп:
дошкольный возраст – старшая и подготовительная группы;
начальная школа: а).1- е классы; б). 2-3-и классы; в). 4-5 классы;
средняя школа: г). 6-7-е классы; д). 8-9-е классы; е). 10-11-е классы.
Вы обратили внимание на то, что 5-е классы попали в начальную школу. Это не случайно. Данная классификация подразумевает плавное повышение уровня информации и связана с непростым периодом для детей при переходе из начальной школы в среднюю.
Приведу маленький пример.
На уроке математики ученикам 5-ого класса, учитель не будет давать тему «Квадратные уравнения», а подождёт пока у ребят сформируется база знаний и в8 классе эта тема детям будет понятна.
Также и в изучении основ безопасного поведения на улицах и дорогах. Информация даётся дозированно с постоянным усложнением и добавлением нюансов. Единственное, при обучении дорожной безопасности необходимы постоянные повторения каждой темы, используя различные формы и методы.
Существует множество различных форм и методов воспитания навыка безопасного поведения на дороге у детей, как дошкольного, так и школьного возраста и они отличаются по информированию, по сложности, по темпу выполнения. На последнее я бы обратила особое внимание. Это связано с тем, что участнику дорожного движения необходимо научиться быстро и единственно правильное принимать решение в различных дорожных ситуациях, особенно в нестандартных.
Во второй части мы поговорим о формах и методах в области детской дорожной безопасности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.