Безопасность ребёнка
Оценка 4.6

Безопасность ребёнка

Оценка 4.6
doc
19.11.2022
Безопасность ребёнка
bezopasnost-rebenka.doc

 

БЕЗОПАСНОСТЬ   РЕБЕНКА  

 

 

Сложившаяся на сегодняшний день  социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

   Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

   Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

   Что же должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей?

   Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

   Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

 

 На что же следует обратить внимание при обучении дошкольников безопасному поведению?

 

1.     Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

2.     Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

3.     Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)

4.     Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

5.     Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

       Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения    

     детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор   

          должен быть тщательно продуман.

6.       Эффективен способ показа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (Животным, веществом). Вместо того чтобы кричать: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»

7.     Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

8.     Очень полезно, если мама выполнит просьбу воспитателя и «намертво» пометит одежду ребенка именем и фамилией, а еще лучше, если у ребенка будет безделка с точными данными – адресом места жительства.

9.     Как можно раньше учите ребенка называть свое имя, имена родителей, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить ребенку, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.

 

Выводы

 

·        Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

·        Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

·        Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

·        Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

·        Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

     Какие же опасности могут подстерегать ребенка и, какие правила безопасного поведения должен он знать?

 

Развитие навыка безопасного общения с незнакомыми людьми

 

   Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.

1.     Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.

2.     Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Чтобы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.

3.     Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.

4.     Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

5.     Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе).

6.     Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

7.     Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).

8.     Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.

9.     Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

 

Безопасность ребенка на улице

 

   Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет негде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор – основа уличной безопасности.

   Ребенок должен запомнить следующие правила.

1.     Не выходить на улицу без взрослых.

2.     Не играть на тротуаре около проезжей части.

3.     Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.

4.     Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

5.     Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

6.     Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.

7.      Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.

8.     Ходить посередине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.

9.     Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.

10. Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

 

Безопасность в общественном транспорте

 

   Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

   Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.

 

   При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.

 

1.     Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.

2.     Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.

3.     Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.

4.     Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

5.     Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

 

Если ребенок потерялся на улице

 

   Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

   Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

 

Встреча с ядовитыми растениями

 

   Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

 

Контакты с животными

 

1.     Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

2.     Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.

3.     Не подходить и не трогать руками любых животных с детенышами или птицу с птенцами, т.к. они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

4.     Нельзя дразнить и мучить животных.

 

Ребенок дома

 

1.     Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.

2.     Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

3.     Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

4.     Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

5.     Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

6.     Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.

7.     Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.

8.     Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

 

Правила оказания первой помощи

 

1.     При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым.

2.     Обязательно рассказать взрослым о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

3.     Закружилась голова на солнце – скорее присесть или лечь в тени и позвать взрослых.

4.     Сильно замерзло лицо на морозе – растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом.

5.     Замерзли ноги – побегать, попрыгать, пошевелить пальцами.

6.     Промокли ноги – переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

 

Эмоциональное благополучие ребенка. Детские страхи.

 

   На эмоциональное состояние детей негативное влияние оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:

·       относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;

·       давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом  оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

·       помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);

·       рассказывали о собственных страхах;

·       давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

·       допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

·       давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

·       реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).

Какие же выводы из всего перечисленного можно сделать?

·       Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

·       Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

·       Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

·       Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

·       Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.

·       Определяйте границы дозволенного четко и категорически.

     В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

                                                                                                                                                                                                      


Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство

Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают

Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности

Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет негде срезать путь, особенно на пустынных участках

Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет негде срезать путь, особенно на пустынных участках

Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна

Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна

Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой

Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой

Ты сильно испугался? Как это случилось?

Ты сильно испугался? Как это случилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022