Безопасность образовательного пространства

  • Мероприятия
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья «Безопасность образовательного пространства. Основные элементы безопасности. Реализация этих элементов в образовательной организации» Проблема обеспечения безопасности в ОО сегодня является особенно актуальной. Это обусловлено растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а также высокими показателями детского травматизма. В настоящее время обеспечение безопасности образовательного пространства становится обязательным требованием и является одним из критериев эффективности деятельности ОО.
Иконка файла материала Безопасность образовательного пространства. Бабич Г. А..docx
«Безопасность образовательного пространства. Основные элементы безопасности. Реализация этих элементов в образовательной организации». Бабич Галина Александровна, заместитель директора по учебно­ воспитательной работе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Красномолотовской средней общеобразовательной школы Кантемировского муниципального района Воронежской области Проблема обеспечения безопасности в ОО сегодня является особенно  актуальной. Это обусловлено растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а  также высокими показателями детского травматизма. В настоящее время обеспечение безопасности образовательного  пространства становится обязательным требованием и является одним из  критериев эффективности деятельности ОО. В современных условиях задача обеспечения безопасности учреждений  образования требует комплексного подхода. Ее решение целесообразно  начинать с разработки концепции обеспечения безопасности. Концепция  безопасности выражает общий замысел организации и реализацию мер по  обеспечению защиты объекта от возможных угроз. Суть концепции обеспечения комплексной безопасности  заключается в  претворении в жизнь трех принципов:     определение целей (предметов) защиты (кого и что защищать?);  определение и оценка угроз (от кого защищать?);  разработка и реализация адекватных мер защиты (как защищать?). Цели защиты:  люди (учащиеся и педагогические составы учреждения, население       прилегающей территории);  имущество (оборудование, ценности, документация); информация (конфиденциальная, служебная). Виды угроз Цели защиты образуют пространство угроз. В обобщенном виде основными видами угроз безопасности объекта являются:  чрезвычайная ситуация (авария, пожар, диверсионный или   террористический акт наводнение, разрушение, массовые         инфекционные заболевания и отравления людей и т.п.);  хищение (утрата) имущества;  хищение информации, содержащей служебную тайну. Система обеспечения комплексной безопасности учреждения должна быть сформирована таким образом, чтобы с помощью людей и технических средств эффективно противостоять перечисленным угрозам путем принятия адекватных мер защиты. Подсистемы безопасности Для этого должны создаваться и надежно функционировать следующие подсистемы безопасности:    система защиты объекта при чрезвычайных ситуациях; система физической защиты (охранной безопасности); система информационной безопасности.  Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения  жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также  материальных ценностей образовательного учреждения от возможных  несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.  Безопасность образовательного учреждения включает все виды  безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в  первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность,  взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием  среды обитания, природными факторами, антитеррористическуюзащищенность,  в области обеспечения  безопасности дорожного движения,  экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны  труда и техники безопасности. Комплексная безопасность образовательного учреждения – это  состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз  социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее  безопасное функционирование. Безопасность образовательного  учреждения  складывается их многих направлений    и представляет собой целостную  систему, элементы (направления)  которой работают взаимосвязано,  обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников  во время  образовательного процесса.   Способы разумной жизнедеятельности человека  в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности,  влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в  этой области. Комплексная безопасность образовательного учреждения достигается  путем реализации специальной системы мер и мероприятий правового,  организационного, технического, психолого­педагогического, кадрового,  финансового характера.  Система мер обеспечения комплексной безопасности школы – это  совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий  персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством  директора школы, органов управления образованием, во взаимодействии с  правоохранительными структурами, вспомогательными службами и  общественными организациями, с целью обеспечения безопасного  функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и  учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и  мероприятий и является комплексная безопасность школы, котораядостигается в процессе осуществления деятельности по следующим  направлениям: 1. Комплексная безопасность ОУ 2. Антитеррористическая безопасность 3. Пожарная безопасность 4. Электробезопасность 5. ГО и ЧС 6. Профилактика правонарушений и ПДД 7. Обучение школьников основам безопасной жизнедеятельности на  уроках и во внеурочной деятельности 8. Взаимодействие с компетентными инстанциямиВ школе планомерно ведется работа с нормативными документами по обеспечению  Антитеррористическая безопасность Приложение 1 антитеррористической защиты, разработан паспорт безопасности образовательного  учреждения, планы охраны на время проведения культурно­массовых мероприятий, планы  эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации.  Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет  мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности  школы являются меры предупреждения и профилактики. Эта работа включает: проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия  терроризму и экстремизму; непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности; организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими  службами, с родительской общественностью. Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической  защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ  директора, решения антитеррористической группы. Организация противодействия терроризму регламентируется основными  законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:  Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446­1 «О безопасности»;  Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130­ФЗ «О борьбе с терроризмом»;  Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35­ФЗ «О противодействии  терроризму»;  Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах  по противодействию терроризму»;  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года №  1040 «О мерах по противодействию терроризму»; другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской  Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.          Антитеррористическая защищенность достигается путем: реализации плана по антитеррористической деятельности школы; подготовки учащихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и  возникновении акта   терроризма в образовательном учреждении;     предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и  минимизации ее последствий;  выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению  террористической деятельности. Работа администрации направлена на реализацию комплекса организационных и  инженерно­технических мероприятий, важнейшими из которых являются: усиление охраны образовательного учреждения; квалифицированный подбор сотрудников охраны. Для охраны школьных зданий и территории реализуется комплекс мер, в которой  входят: физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществление пожарного надзора; обеспечение  контрольно­пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение в  здания и на школьную территорию граждан и техники; защита персонала и обучающихся от насильственных действий и др. Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах  антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности  образовательного учреждения от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.  Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, как то: обнаружение взрывоопасного  предмета, поступление устной угрозы по телефону о террористическом акте, в случае  захвата людей в заложники.    Пожарная безопасность и электробезопасность. Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе полностью  подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством  Российской Федерации, нормативными документами. Сотрудники школы являются  добровольными членами пожарной охраны образовательного учреждения и, согласно  распределенным обязанностям, обязаны принимать участие в предупреждении пожаров и  их тушении. Образовательное учреждение оснащено связью и автоматизированной  пожарной системой АПС с поступлением сигнала сразу на пульт «О1», а также всеми  средствами пожаротушения.  Необходимо помнить, что самым опасным врагом при пожаре является паника,  поэтому существенной составляющей является разъяснение учащимся правил их действия  при возникновении пожара и порядка эвакуации из школы. С этой целью проводятся  тренировочные учебные эвакуации по сигналу «Пожарная тревога», во время которых  создаются различные ситуации и рассматривается возможность эвакуации через все  запасные выходы. Учащиеся старших классов привлекаются для оказания помощи при  эвакуации малышей. При проведении культурно­массовых мероприятий устанавливается  дежурство членов пожарной дружины, а помещения оборудуются необходимым  количеством первичных средств пожаротушения. Пожарная безопасность     обеспечивается путём:       реализации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и   исключение пожаров в школе; повышение  знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в  чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;  отсутствие  неисправностей систем автоматической пожарной сигнализации,  оповещения людей при пожаре;    укомплектованность школы  первичными средствами пожаротушения;  периодическая их проверка.   выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и  сгораемой отделки, путей эвакуации  наличия и исправности  источников наружного противопожарного водоснабжения,  периодической их проверкой. ГО и ЧСВ нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. «Уголок гражданской  обороны» помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при  возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС,  которые могут возникнуть на территории области, города (района), на своем или соседнем  объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного  учреждения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой  медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами  учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС. Профилактика правонарушений и ПДД В школе ведется работа по профилактике правонарушений, появлению вредных  привычек. Активное участие большинства ребят, в общественной работе, разного уровня  конференциях, конкурсах, проектная и исследовательская деятельность отвлекают  учащихся от дурных поступков, направляют их познавательную деятельность в нужное  русло. Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях  образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся  сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и  безопасности окружающих. Приоритетом ОО является формирование устойчивого развития личности к  антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной  профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем. Безопасность дорожного движения. В образовательном учреждении ведется  активная работа по профилактике дорожно­транспортного травматизма. Учащиеся  изучают правила дорожного движения, являются участниками конкурса «Безопасное  колесо». Работа по профилактике ДТП проводится также и с родителями на родительских  собраниях. В школе осуществляется программно­целевой подход к деятельности по  обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения   обеспечивается через:     реализацию плана работы  по профилактике дорожно­транспортных происшествий   в  школе; исключение случаев дорожно­транспортного травматизма среди учащихся  школы;  пропаганду знаний правил дорожного движения среди учащихся;  развитие в школе движения ЮИД. Обучение школьников основам безопасной жизнедеятельности  на уроках и во внеурочной деятельности Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам  безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы  безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы  безопасности. Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале  установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов  деятельности:  Учебные занятия;  Трудовая подготовка;  Занятия общественно­полезным трудом; Экскурсии, походы;  Спортивные занятия, соревнования;  Кружковые занятия и др. внешкольные и внеклассные мероприятия. Формирование культуры безопасности строится на основе:      знаний о безопасной жизнедеятельности; опыте безопасной жизнедеятельности по образцу; опыте творческого решения проблем безопасности; ценностях и смыслах безопасной жизнедеятельности; опыте самосовершенствования безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие с компетентными органами В учебном году происходит постоянное взаимодействие с компетентными  инстанциями: органами власти, администрацией Кантемировского района;  правоохранительными структурами, ОВД,  другими заинтересованными инстанциями,  налажено установление срочной связи в опасных и чрезвычайных ситуациях с дежурными  данных ведомств. Контроль. Документационное сопровождение 1. Материально­техническое направление. ­ безопасное состояние и содержание зданий, помещений; ­ безопасное состояние и содержание инженерного, вспомогательного оборудования; ­ безопасное состояние и содержание инвентаря, вспомогательных материалов; ­ безопасное состояние и содержание ТСО, электронных, информационных средств; Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы. Приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность. Приказ о назначении ответственного лица за электро­безопасность.  Приказ о назначении ответственного лица за антитеррористическую защищенность  Приказ о назначении ответственного лица по ПДД. Приказ «О создании объектовых звеньев по предупреждению и ликвидации чрезвычайных  ситуаций, а также гражданской обороны». График контроля по проведению плановых и внеплановых проверок по всем направлениям  деятельности, обеспечивающим безопасность образовательного учреждения. 1. Обучение работников ОУ. ­ обучение работников по ОТ и ТБ; ­ по вопросам ГО и ЧС; ­ мерам пожарной безопасности; ­ правила, порядок поведения и действий при угрозе террористического акта; План работы по ОТ и ТБ. Инструкция по пожарной безопасности.  Инструкция по электро­безопасности.   План мероприятий по профилактике ДДТТ. План мероприятий по вопросам ГО и предупреждению и ликвидации ЧС. 2.Кадровое обеспечение. ­ укомплектованность кадрами; ­ прохождение медицинского осмотра; План мероприятий по улучшению условий, ОТ и ТБПорядок действий в случае возникновения пожара План мероприятий по электро­безопасности План мероприятий по антитеррористической защищенности ОУ План мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах План гражданской обороны 2. Обучение учащихся 1­11 классов. ­ обучение по программе ОБЖ; ­ введение спецкурса; ­ практические отработки действий в ЧС. 3. Организация безопасного образовательного процесса ­ объем учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех ступенях обучения; ­ организация работы системы допобразования; ­ организация работы педагогического, учебно­вспомогательного и обслуживающего  персонала в соответствии с функциональными обязанностями. График контроля за состоянием ОТ План мероприятий по пожарной безопасности 3. Работа с родителями. ­информированность родителей по безопасности учреждения; ­ просветительская работа по вопросам безопасности жизнедеятельности; 4. Нормативно­правовое и ресурсное обеспечение. Наличие инструкций: ­ должностные инструкции по ОТ для педагогических работников; ­ инструкции по ОТ и ТБ для учебно­вспомогательного и обслуживающего персонала; ­ инструкции по ОТ и ТБ для обучающихся при организации учебного процесса; ­ инструкции по ОТ и ТБ при проведении внеклассной и летней оздоровительной работы. 4. Проведение инструктажей по ОТ и ТБ ­ с работниками; ­ с обучающимися в учебном процессе; ­ с обучающимися во внеучебной деятельности. План действий ОУ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера. План гражданской обороныНормативная документация Приложение 2   об         Кодекс административных 1.  Конституция РФ, ст. 37  (о праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены). 2. Трудовой кодекс РФ,  глава 2 (ст. 21, 22); главы 33­36               (ст. 212, 214) (требования   охраны   труда,   организация   охраны   труда,   обязанности работодателя   и   работника);  глава   52  (особенности   регулирования   труда педагогических работников). 3. правонарушениях РФ   (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195­ФЗ,  ст. 5.27 (нарушение     законодательства о труде), ст. 6.3; 6.6; 6.7 (нарушение     требований СанПиН). 4. Уголовный кодекс РФ, ст. 143 (нарушение правил охраны труда); ст. 236, п.1 (за   нарушение   санитарно­эпидемиологических   правил);  ст.   237  (за   сокрытие информации, создающей опасность для жизни или здоровья людей). 5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря          2012 г. № 273­ФЗ "Об   образовании   в   Российской   Федерации",    ст.   41  (Охрана   здоровья обучающихся). 6. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130­ФЗ                                     «О борьбе с терроризмом» (закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации). 7. Федеральный закон  от 06 марта 2006 г. № 35­ФЗ                  «О противодействии терроризму»  (закон   устанавливает   основные   принципы   противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним). 8. Федеральный закон от 21 декабря  1994 г. № 69­ФЗ                  «О пожарной безопасности» (закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации). 9. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90­ФЗ «О   внесении изменений в Трудовой кодекс РФ…»нормировании»  (содержит           «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к 10.     Постановление   Правительства   РФ   от   25.04.2012     №   390                         «О противопожарном   режиме»  (данным   Постановлением   были   утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации). 11. Федеральный закон  от 30.03.1999 г. № 52­ФЗ                                «О санитарно­ эпидемиологическом благополучии населения»  (закон направлен на обеспечение санитарно­эпидемиологического   благополучия   населения   как   одного   из основных   условий   реализации   конституционных   прав   граждан   на   охрану здоровья и благоприятную  окружающую среду). 12.   Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г.                 № 554 «Об утверждении   Положения   о   государственной   санитарно­эпидемиологической службе   Российской   Федерации   и   Положения   о   государственном   санитарно­ эпидемиологическом   санитарно­ эпидемиологические требования, обеспечи­вающие безопасность для здоровья человека и среды его обитания). 13. СанПиН 2.1.2.1188­03 устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» 14.   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»   15.   СанПиН   2.4.1.2660­10   «Санитарно­эпидемиологи­ческие   требования   к устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   в   дошкольных организациях (с изменением № 1 от  20 декабря 2010 г.)»   16.   СанПиН   2.4.6.2553­09  «Санитарно­эпидемиологи­ческие     требования   к безопасности условий труда работников, не достигших 18­летнего возраста».  17. ГОСТ 12.0.004­90 ССБТ * «Организация обучения безопасности      труда», утвержден  Госстандартом СССР 1990 г. (о видах инструктажей и порядке их проведения).    * Система стандартов безопасности труда. 18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской  Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н г. Москва "Об утверждении перечня  состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по  оказанию первой помощи" 19.   «Обеспечение   безопасности   образовательного   учреждения»,   С.В.   Петров, практическое пособие, 2006 г.  20.     Ежов   Владимир.   Первая   помощь.   Пока   не   приехала   скорая.   ­   СПб.:   ИД «ВЕСЬ», 2003.