«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жестокий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, - детям непонятно. Ведь не может 7-летний ребенок понять зависимость оценки своего труда от личных усилий – для него это пока непостижимо». В.А. Сухомлинский
Внутреннее развитие, формирование познавательных процессов – основная цель учебного процесса. Согласно требованиям ФГОС, в первом классе обязательным является безотметочное обучение, дети не получают отметок.
Безотметочное обучение - такое обучение, при котором ребёнок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально»,
«а вот здесь неточно, потому что…»)
Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл от 1 до 5, любые другие цветовые, знаковые символы).
Оценку ставить можно, отметку – нет.
Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается первоклассником, как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Безотметочная система оценивания в 1 классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Что оценивать?
(что конкретно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует?)
Как оценивать?
(какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)
Каким образом оценивать?
(какова сама процедура оценивания :
этапы, критерии и т.д.)
- Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. - Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой. - Хвалить самого ребёнка, а не его работу. - Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке:
«Умница!»,
«Молодец!»,
«Отлично поработал!»,
«Прекрасный ответ!»,
«Хороший вопрос!»,
«Тебя было приятно слушать!»,
«Замечательно!»
и др.
Недопустимо использование таких фраз и слов:
«Неправильно»,
«Не думал»,
«Не старался»,
«Неверно» и др.
Лучше сказать:
«Ты так думаешь»,
«Это твое мнение»
(и я его уважаю),
«Давай послушаем других»
и др.
Оценка должна
не будить зависти и соперничества;
побуждать работать дружно;
учить помогать и сопереживать;
быть ориентиром того, что дети работают правильно.
Цель каждого оценочного действия – выяснить, насколько эффективно идет обучение
Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.