Русский язык 4 классе
Учитель Марфунина Т.А.
МОУ №72 г. Макеевки
Тема. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями глаголов.
Цель урока:
Закрепление знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов
Задачи урока
Образовательные:
-формировать умственные действия анализа, синтеза и обобщения на основе частично-поисковой деятельности и постановки проблемной ситуации;
- развивать умение выбирать способ определения спряжения глагола;
-отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
Развивающие:
-способствовать развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию парной, групповой работы, давать самооценку учебной деятельности;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса,
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы;
Планируемые результаты:
Личностные
- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
Метапредметные
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- умение контролировать правильность записей;
- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач;
Познавательные УУД
-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения;
- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов;
Коммуникативные УУД
- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;
- умение прислушиваться к мнению собеседников;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предметные
- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;
- умение развивать устную и письменную речь;
- умение расширить активный словарный запас;
- умение определять спряжение глаголов;
- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;
- умение определять лицо и число глагола;
- умение объяснять смысл пословиц;
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) на основе системно- деятельностного подхода;
Вид урока: урок-путешествие
Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная.
Оборудование:
Учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М : «Просвещение» 2016 , ИКТ , схемы, таблицы, раздаточный материал
Ход урока
I.Орг.момент
А сейчас проверь,
дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Готовы ли вы к уроку?
II. Актуализация опорных знаний
1. Тематическая беседа.
– Какое сегодня число?
- Какое интересное событие произошло 12 апреля? В каком году? (12 апреля 1961) - Кто и когда проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив полёт в истории человечества? (Слайд 1)
С того дня прошло …(56 лет)
Сколько времени длился полёт? Как называлась ракета, на которой Гагарин полетел в космос?)
2. Тематическое чтение стихотворений.
Нам Циолковский напророчил
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный двадцатый первый век.
Обычным шумом улица полна.
Идет весна. Рабочий день в разгаре.
И из Вселенной радиоволна
Приносит имя русское: Гагарин.
В космической
ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
3. Итак, прослушаем сообщение ТАСС от 12 апреля 1961 года. (Слайд)
Сегодня космонавтика развивается стремительно. Возможно наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек.
Сегодня и нам выпала возможность совершить путешествие в космос. Представим себе, что это не зал, это огромный космодром, а вы - космонавты.
В любое путешествие отправляются с определённой космической целью. Есть она и у нас. Скажите, над какой большой темой мы сейчас работаем? (Слайд 2)
Путешествуя, мы с вами повторим основные сведения, которые изучили по этой теме, покажем знания и умения, которые приобрели.
4. Подготовка к полёту
А) - Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наш тоже будет проходить поэтапно.
Проверка домашнего задания.
- Сегодня у нас необычный урок, тему которого вы определите сами, проверим домашнее задание, отгадав кроссворд на тему Космос. (Слайд Кроссворд «Глагол»)
Кроссворд (Глагол)
1.Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт ...
(Гагарин)
2.Чтобы
глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
3.- Чудо-птица — алый хвост.
Полетела в стаю звезд. (ракета).
4.Звездолет – стальная
птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (галактики)
5.У ракеты есть
водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(космонавт)
Он не лётчик, не
пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
6.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
- Внимание «экипаж». Запись в бортовом журнале «открытого» вида (доска) занесите в свои бортовые журналы «закрытого вида» (рабочие тетради). В свои бортовые журналы вы будете заносить основное, что будет происходить во время полёта. За правильные ответы на уроке будете получать звёздочки, ваши достижения будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).
Б). Чистописание
Ю
Юрий Гагарин
В). Словарная работа
- Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие? ( На ракете)
Работа со словарём, выписать из словаря слова на тему космического путешествия.
Космонавт, космос, конструктор, полетит, корабль, восток, горизонт, инженер.
Самопроверка словарной работы (Слайд )
- Какое слово лишнее? Почему? К какой части речи относится слово полетит?
Составление устно предложения со словом космонавт.
Запись предложения под диктовку на доске и в тетради. Началом космической эры стал полёт космонавта Юрия Гагарина.
-Синтаксический разбор предложения. Найдите глагол в предложении.
- Поставьте его в форму будущего времени, 3 лица , единственного числа.
Какие трудности поджидают нас при написании этого глагола?
Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
III. Сообщение темы и целей урока
1. - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в космическое путешествие на планету «Глагол».
– Нам предстоит систематизировать все наши знания о глаголе. - Результаты нашего путешествия будут представлены в бортовом журнале.
- Управлять полётом нам будут помогать учителя-эксперты – гости на нашем уроке.
Итак, к полёту все готовы. Взлетаем! ( Музыка космического характера)
Речь Гагарина «Поехали!» (На доске из бумаги: Ракета)
IV. Закрепление изученного материала «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями глаголов»
2. Знакомство с маршрутом.
Учитель: мы сделаем несколько остановок согласно маршруту
Чтобы благополучно совершить космическое путешествие на планету «Глагол», нам необходимо сделать остановки на космических станциях.
Станция «Теоретико-практическая».
Станция «Схематическая»
Станция «Физическая»
Станция «Спряжений»
Станция « Пропущенных окончаний»
Станция «Творческая»
Станция «Синквейн »
Путешествие по станциям
Станция «Теоретико-практическая».
Работа «ручейком» Беседа по вопросам.
Глагол – это ………….
|
Глагол отвечает……………..
|
Глагол обозначает……………
|
Глагол изменяется по……………
|
В предложении бывает…………
|
Неопределённая форма глагола – это…..
|
- Проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.
Расскажите о глаголе по плану.
Отчёты по группам.
Станция «Схематическая». Составление кластера.
Проверка (Слайд )
Станция «Спряжений»
- Распредели глаголы по спряжениям. (Задания на карточках.)
I вариант выписывает I спряжение.
II вариант выписывает II спряжение.
Читаешь, качаем, учите, беспокоитесь, пишет, смотришь, близит, взлетаем, делает, верит, мечтаешь, видим |
Взаимопроверка тетрадей. (Cлайд )
Станция « Пропущенных окончаний»
Разноуровневые
задания.
Уровень № 1.
Списать, выделить окончания. Указать спряжение.
Задума.т, напиш.м, подума.м, затян.т, помеша.те, перезиму.м, помеша.т, встреча.м,
посад.м, узна.м.
Уровень № 2.
Заменить глаголы 2 лица единственного числа на глаголы 1 лица множественного
числа.
Ранним утром выйд.шь на площадку и замет.шь каждую мелочь. Наблюда.шь, как
тихо дремлет на старте ракета. Прислуша.шься и улов.шь тихий шум моторов.
Попроща.шься с Землёй до новой встречи.
Станция «Синквейн »
А наше путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться, а для этого вам нужно написать синквейн
1. Существительное (тема) - глагол
2 прилагательных- действующий, движущий
3 глагола - обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) - Глаголы делают речь живой.
1синоним - движение
V. Домашнее задание
Станция «Творческая»
- Ребята, вы любите мечтать?
-Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения
Элеоноры Барковой «Я мечтаю»
Я мечтаю о звёздных полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
. Написание мини-сочинения на одну из тем по выбору (5-7 предложений):
«Если бы я полетел в космос»
«О чём рассказала
падающая звезда»
VI. Рефлексия
- Оцените, насколько каждый из вас достиг цели урока. На полях напротив последней записи в этой классной работе поставьте «!», если всё понятно. Если остались вопросы, поставьте «?». Всем спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.