Библеизмы
Оценка 5

Библеизмы

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
религиоведение
4 кл
22.06.2017
Библеизмы
Исследовательская работа на тему "Библеизмы" "родилась" у нас при изучении курса ОРКСЭ в 4 классе.Работа содержит материал,расширяющий кругозор учащихся, а также помогает объяснить многие выражения нашей речи,которые пришли к нам из Библии. Проведено сравнение Ветхого и Нового Заветов.Составлен краткий словарь библеизмов для начальной школы.
библеизмы.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Юность» им. В.П. Макеева» Научно­исследовательская конференция «Яблоко» 2016 Библеизмы Исторические науки  Автор: Парамзина Варвара,  4­А класс, МАОУ «МСОШ № 16»,  г. Миасс Научный руководитель: Лисконог Ирина Анатольевна,  классный руководитель 4­А класса, МАОУ «МСОШ № 16» Миасс, 2016 Содержание Введение Глава 1. Библия ­ священная книга христиан 1.1. Ветхий завет 1.2. Новый завет Глава 2 Библеизмы 2.1. Выборка библейских слов, выражений и их систематизация 2.2. Установление взаимосвязи между исходным значением  3 4 5 6 6 6 9 библеизма и его значением в современном языке 2.3. Создание краткого словаря библеизмов для начальной школы  10 (курс ОРКСЭ) Глава 3 Исследование понимания библеизмов учениками,  изучающими  11 курс ОРКСЭ. Глава 4 Интересные «открытия», установленные в процессе написания  работы Заключение Список литературы  Приложение 1 Таблица взаимосвязи между исходным  значением библеизма и его значением в современном языке Приложение 2 Краткий словарь библеизмов для начальной  школы (курс ОРКСЭ) Приложение 3 Анкета  12 14 15 Почему я выбрала эту тему? Введение 2 В этом году мы стали изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наш класс выбрал для изучения модуль «Основы светской этики». Наш классный руководитель, Ирина Анатольевна, на одном из первых уроков подчеркнула,   что   изучение   данного   предмета   поможет   нам   понять,  что   такое духовные   ценности,  и   сформирует  поведение,   основанное   на   знании   и   уважении культурных   и   религиозных   традиций   многонационального   народа   России.  Для православного человека эти ценности связаны с Библией. Многие   века   Библия   оказывала   огромное   влияние   на   духовно­культурное развитие людей. Много устойчивых сочетаний, слов из «Книги книг» пришло в наш язык. [1] Слова и выражения из библии, а  также устойчивые словосочетания и фразы, восходящие   к   текстам   Священного   писания,  называются  библеизмами.  Они представляют собой особую группу в русском языке.  Нас заинтересовало существование библеизмов в современном русском языке. В   последнее   время   в   стране   возник   интерес   к   православию,   к   Библии   и библейским   выражениям.   А   еще   в   школьную   программу   ввели   новый   предмет   ­ ОРКСЭ. Поэтому в своей работе мы хотели изучить библеизмы и исследовать, как понимают школьники их значение, так как: ­ для современной молодежи важен процесс возрождения духовных ценностей; ­ современный русский язык засорен ненормативными и пришедшими из другого языка словами (лайкать, селфи). Пора уже обратиться к правильной литературной речи! Актуальность нашей работы заключается в том, что библеизмы присутствуют в нашей жизни: в разговорной речи, в пословицах  и поговорках, в художественных текстах и картинах художников, и без их понимания мы  не будем разносторонне развитыми людьми.  Мы затронули не все библеизмы, а только те, которые употреблены в детской библии.  3 Цель нашего исследования – изучить библеизмы из детской библии. Для достижения данной цели нам нужно решить следующие задачи: 1. Познакомиться с детской библией. 2. Провести   выборку   библейских   слов,   выражений   из   детской   библии   и   их систематизацию. 3. Установить   взаимосвязь   между   исходным   значением   библеизма   и   его значением в современном языке. 4. Создать краткий словарь библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ). 5. Разработать анкету и исследовать понимание учениками 4 и 5 классов нашей школы значение библеизмов (4 класс – начало курса ОРКСЭ, 5 класс ­ конец курса). Исследуемая проблема:  изучение библеизмов и их понимание школьниками, изучающими курс ОРКСЭ. Объект исследования: детская библия. Предмет исследования: библеизмы из детской библии. Гипотеза: 100% школьников понимают значение библеизмов. Методы исследования: ­ теоретический: знакомство с детской библией; ­  метод   сравнительно­сопоставительного   анализа;  сравнение   исходного значения   библеизма   со   значением   в   современном   языке,   сопоставление   значения библеизма в современном языке из разных источников; ­математический:   составление   диаграмм,   таблиц,   анализ   и   обобщение полученных данных. Глава 1.  Библия ­ священная книга христиан Что же представляет собой Библия?  Это   священная   книга   для   всех верующих­христиан,  историческая   летопись, выдающийся памятник литературы, собрание книг в одной книге [1,8].  Само   слово «Библия»   греческого   происхождения, и означает   оно —   «книга». Библию   также   называют   Священным   Писанием, в ней   есть   история и философия, биографические сведения и пророчества (предсказания будущего). 4 В христианской   религии   считается, что   Библия —   это   запись   божьих откровений человеку, полученных им в течение многих тысячелетий. Книги, которые составляют   Библию, писались   и дополнялись   многими   авторами, которые   жили в разные   исторические   периоды   на протяжении   16   столетий, включая   100   лет формирования Нового Завета. С появления на Руси христианства, а с ним и Библии, в русский язык вливается мощный поток библеизмов. Святые   Кирилл   и   Мефодий   перевели   древнегреческий   текст   Библии   на церковнославянский   язык.   На   русский   язык   с   древнегреческого   Библия   была переведена   в   1876   г.   И   церковнославянский,   и   русский   тексты   Библии   стали источниками библеизмов в русском языке.  Библия состоит из двух частей: ветхий завет и новый завет. Водоразделом этих двух частей является рождение Иисуса Христа и его земная жизнь. 1.1 Ветхий завет Был написан на древнееврейском языке. Впервые Ветхий Завет был переведен  на греческий язык в г.Александрии примерно за 300 лет до рождения Христа. 5 1.2 Новый завет 6 Глава 2.  Библеизмы 2.1. Выборка библейских слов, выражений и их систематизация Алгоритм выбора и систематизации слов и выражений Читаем текст библии, выбираем библеизмы, которые распространены Шаг 1  в устной речи и в литературе Шаг 2 Определяем, как связаны эти слова и выражения с библейскими  текстами: образованы от имён библейских персонажей или географических   названий выражения, которые отражают библейский сюжет выражения, которые отражают древнеиудейские истории и быт цитаты из проповедей  Христа и изречения проповедников фразеологизмы  Библии религиозные слова и выражения Систематизируем библеизмы по их связи с библейскими текстами  и заносим в таблицу 1 Шаг 3  Систематизация библеизмов по их связи с библейскими текстами  Таблица 1 От имён библейских    персонажей или    географических названий Отражают библейский сюжет Древнеиудейские     истории и быт Адам и Ева Каин Хам Содом и Гоморра  Иуда Да будет свет! По образу и подобию Древо познания добра и зла И вы будете как Боги Всякой твари по паре Вавилонская башня Вифлеемская звезда Зарыть талант в землю Как Лотова жена стоять Золотой телец Валаамова ослица 7 Адамово яблоко Ноев ковчег Израиль Ирод Голгофа Шесть дней творения Венец творения Змий­искуситель В поте лица своего  (трудиться) Всемирный потоп Вавилонское  столпотворение Избиение младенцев Манна небесная Святое святых Соломоново решение Бог дал – Бог взял Не хлебом единым жив человек Блудный сын Власть тьмы Суета сует – все суета! Время разбрасывать камни, и  время собирать камни Волк в овечьей шкуре Не судите, да не судимы будете Не мечите бисера перед свиньями Видеть сучок в чужом глазу и не  видеть бревна в своем Нельзя служить двум господам Вера горами двигает Козел отпущения Соль земли Камни вопиют Ставить во главу угла Кесарево кесарю, а Богу Богово Нести свой крест Камень преткновения Свято место пусто не бывает Заповедь Пасха Скрижали Мессия Рождество Глас вопиющего в пустыне Заблудшая овца Внести свою лепту  Я умываю руки Не рой другому яму, сам в  нее попадешь Возвращаться на круги своя Левая рука не знает, что  делает правая Кто ищет, тот найдет Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с  тобой Кто не с нами ­ тот против  нас Кто с мечом к нам придет,  от меча и погибнет Кто не работает, тот и не ест Между небом и землей Имеющий уши, да услышит Не оставят камня на камне Краеугольный камень 30 серебряников Фома неверующий Всё тайное становится  явным Око за око, зуб за зуб Троица Агнец божий Земля обетованная Благовещение Не от мира сего Цитаты из проповедей       Христа и изречения  проповедников Фразеологизмы Библии Религиозные слова и  выражения Вывод: в своей речи мы используем библеизмы (конечно не все), хотя иногда не  догадываемся, что данные слова и выражения взяты из библии.  Часто употребляющие библеизмы в школьной среде приведены в таблице 2: Таблица 2 Библеизм  Употребляется как: Всё тайное становится явным Не рой другому яму, сам в неё попадешь Кто с мечом к нам придет, от меча и  погибнет ­ пословица;  ­ рассказ В.Драгунского. ­ пословица. ­ слова Александра Невского после  ледового побоища. 8 Кто не работает, тот и не ест ­ пословица. Кто не с нами ­ тот против нас Видеть сучок в чужом глазу и не видеть  бревна в своем ­ призыв в играх. ­ пословица. Око за око, зуб за зуб ­ слова Мыши из мультфильма «Кот Леопольд». 2.2 Установление взаимосвязи между исходным значением библеизма  и его значением в современном языке  Алгоритм установления взаимосвязи Берем библеизм из таблицы 1. Например, Хам Шаг 1 Шаг 2 Определяем исходное значение этого слова или выражения из библии.  Хам ­ младший сын Ноя. Ной проклял сына за нескромность и  непочтительность. 9 Определяем значение этого слова или выражения в современном  языке по одному из словарей: Шаг 3 Толковый словарь русского языка, 3­е изд­е: С.И.Ожегов и  Н.Ю.Шведова.1995 Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.:  «Локид­Пресс» Вадим Серов 2003 Толково­фразеологический словарь Михельсона Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп В.  М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.:  Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008  Грубый, наглый человек. Шаг 4 Заносим в таблицу взаимосвязи между исходным значением библеизма и  его значением в современном языке (приложение 1): Главу из библии, откуда взят библеизм Исходное значение из библии Значение в современном языке Источник, из которого взято значение библеизма в современном языке  [2,3,4,5,6,7] Вывод: исходное значение библеизма потеряло первоначальный смысл в 53%. В 47% значение библеизма по Библии и в современном языке совпадает. Примеры некоторых совпадений приведены в таблице 3 Таблица 3 10 Библеизм  Ноев ковчег Израиль  Вавилонская башня Фома неверующий Значение совпадает Значение не совпадает ☼ ☼ ☼ ☼ 2.3 Создание краткого словаря библеизмов  для начальной школы (курс ОРКСЭ) На основании приложения 1 создаём краткий словарь библеизмов для начальной школы. Смотри приложение 2.  Титульный лист словаря: Вывод: практическое значение словаря состоит в том, что им можно  пользоваться при изучении курса ОРКСЭ в начальной школе.  Глава 3.  Исследование понимания библеизмов учениками,  изучающими курс ОРКСЭ.  Одной из задач нашей работы являлось исследование понимания учениками   4  и 5 классов нашей школы значение библеизмов. 11 Для этого с научным руководителем разработали анкету (приложение 3) для  учащихся, которая состояла из 7 вопросов: 1. Можете ли вы назвать самую известную в мире книгу? Как вы понимаете значения этих выражений: 2. Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет 3. Всемирный потоп 4. 30 серебренников 5. Я умываю руки 6. Волк в овечьей шкуре 7. Хам. В анкетировании участвовали 2 класса: 4А и 5Д нашей школы (4 класс – начало  курса ОРКСЭ, 5 класс ­ конец курса).   Результаты были обработаны и представлены на диаграмме Результаты анкетирования Рис.1 диаграмма уровня понимания учениками 4А и 5Д классов значения  библеизмов Вывод:   ученики   5Д   класса,   изучившие   предмет   ОРКСЭ,   лучше   понимают значение библеизмов, хотя 4А класс тоже на хорошем уровне. Глава 4.  Интересные «открытия», установленные  в процессе написания работы 12 В   нашем   городе   на   базе   гимназии   №26   в   2014   году   создана   областная предметная   лаборатория   по   духовно­нравственному   воспитанию   для   учителей, преподающих курс ОРКСЭ, и детей. Рис.2   И.А. Лисконог, я, И.А. Герштейн В процессе выполнения нашей работы мы с Ириной Анатольевной посетили эту лабораторию.  И.А.Герштейн   –   научный   руководитель   лаборатории,   рассказал   нам   о создании, направлениях работы лаборатории, и, конечно, о Библии. Было очень интересно.  Хочется вернуться сюда всем классом. Лично   для   себя   я   сделала   вывод,   что   каждый   библеизм   –   это   своя интереснейшая история.  Одной, которую мне подсказал папа, хочу поделиться.  Рассказ о библеизме – Вифлеемская звезда.  Это   пятиконечная   звезда   считается   символом   Рождества   Христова,   храм Рождества Христова в Вифлееме увенчан  крестом, над которым стоит пятиконечная Вифлеемская звезда (рис.3). В царской России звезды появились  на монетах, эполетах  русских офицеров (рис.4), а затем на погонах (рис.5). В 1917 году, после революции, погоны отменили. 13 И вновь погоны со звездами ввел Верховный главнокомандующий – И.В.Сталин 6 января 1943 года – в сочельник Рождества. Погоны   упали   свыше   как   Божья   благодать,   а   звезды   на   них   напомнили   о Вифлеемской звезде. И   сейчас   мы   видим   символ   рождения   Иисуса   Христа   на   погонах   офицеров, генералов, маршалов, адмиралов Российской армии и на Спасской башне Кремля. Рис.3 Вифлеемская звезда   на   храме   в Вифлееме Рис.4  Эполет русского  офицера Рис.5  Погоны генерала Цель работы – изучить библеизмы из детской библии – достигнута. Заключение Мы познакомились с детской библией: ветхим и новым заветом. Провели   выборку   библейских   слов,   выражений   из   детской   библии   и   их систематизацию. Установили взаимосвязь между исходным значением библеизма и его  значением в современном языке. Создали краткий словарь библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ). 14 Разработали анкету, по результатам которой исследовали уровень понимания значения библеизмов учениками 4А и 5Д классов нашей школы. 4 класс ­ начало изучения курса ОРКСЭ, 5 класс – окончание курса.  Провели сравнение понимания значения библеизмов 4­х и 5­х классов. Выявили в процессе работы интересные «открытия», связанные с библеизмами. Выдвинутая   нами   гипотеза,   что   100%   школьников   понимают   значение библеизмов, подтвердилась частично: 49% учеников 4 класса и 60% учеников  5 класса понимают значения библеизмов. Хочется отметить, что мы затронули маленькую часть библеизмов, а изучением Библии и библейских слов, выражений можно заниматься годами! Этой работой мне было очень интересно заниматься, и я узнала очень много нового для себя. Список литературы: 1. Детская библия 2.Толковый словарь русского языка, 3­е изд­е: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.1995 3.  Энциклопедический   словарь   крылатых  слов   и  выражений. —  М.: «Локид­ Пресс» Вадим Серов 2003 4. Толково­фразеологический словарь Михельсона 5.   Большой   словарь   русских   поговорок.   —   М:   Олма   Медиа   Групп   В.   М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007 6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 7. Фразеологический словарь  русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 15 Использованные ресурсы сети Интернет: 8.Библия священная книга христиан ­ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.inpearls.ru/ 16

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы

Библеизмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017