Библейский урок. «Десять заповедей».
Оценка 4.7

Библейский урок. «Десять заповедей».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
5 кл—10 кл
04.04.2018
Библейский урок. «Десять заповедей».
Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения ,во внеурочной деятельности. Знакомит с Заповедями. Нравственно и эстетически воспитывает следующие качества: добро, милосердие, справедливость, честность, верность, любовь; нетерпимость к жестокости, злу, воровству, зависти. Развивается речь. Воспитывается культура устного ответа. Знакомит с художественным своеобразие заповедей.
Библейский урок.doc
Библейский урок.  «Десять заповедей». Разработано учителем русского языка и литературы  МОУ Давыдовской средней школы Николаевского  района Ульяновской области Прянишниковой Галины Владимировны. Библейский урок.                       «Десять заповедей». Цели: 1. Познакомиться с Заповедями.            2. Нравственное и эстетическое воспитание:                  воспитание добра, милосердия, справедливости,                  честности, верности, любви; нетерпимости к                  жестокости, злу, воровству, зависти.            3. Развитие речи. Воспитание культуры устного                 ответа.                Знакомство с художественным своеобразием                 заповедей. Оборудование:             1. Рисунок – плакат,, изображающий                 Скрижали. 2. Таблички с заповедями. 3. Стенд «Священные слова». 4. Выставка книг. 5. Планшеты «Библия в живописи». «Библия в рисунках». 6. Грамзаписи: ­ П.Чайковский «Времена года» ­ А. Хачатурян «Приветственная увертюра». ­ Р. Щедрин «Симфонические фанфары» из     «Праздничной увертюры» ­ «Спелым колосом лето клонится». Сл. и муз.      В.Вихорева. ­ Шуберт « Аве Мария» ­ С. Рахманинов «Второй концерт».                                    Литература. 1. Библия. – К., 1994. 2. Детская Библия. – М., 1992. 3. Гече Г. «Библейские истории»­ М., «Детская литература»,  1988. 4. Порудоминский В. первая Третьяковка – М., «Детская  литература», 1979. 5. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М.,  «Детская литература», 1984. 6. Романовский С. Скрижали.­ В ж­ле «Пионер», 1986 год, № 1­8 Ход занятия:      Одна из самых древних, мудрых и читаемых книг – Библия. Без знания её нельзя понять Шекспира и Пушкина, Гёте и  Толстого, Рублёва и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова. Одним  словом, без Библии нельзя стать культурным человеком.    В Библии заключен драгоценный опыт народной мудрости.  Беседа по повторению: ­ Что такое Библия? /греч. – книга/    Это собрание священных писаний. ­ Из каких книг состоит? ­ Из скольких? ­ Какие Заветы знаете? /Ветхий. Новый./ ­ Что такое Завет? / договор/ ­ Кто были первые люди? /Адам и Ева/ ­ К каким легендам ученики сделали рисунки?           /демонстрируются рисунки учащихся и называются            легенды./ ­ За сколько дней был создан мир?   Мудрая книга – Библия!  Пересказать её невозможно, её надо  читать – медленно, по фразе, по слову. В ней – множество  событий, советов, притчей, преданий.      Однажды Моисей получил от Бога скрижали – каменные  доски с заповедями­ наказом людям.    / Словарная работа/             Первая скрижаль – о Боге. Заповедь первая. 1. Чтение теста. 2. Вывешивание карточки на доску. 3. Беседа: ­ Кто он – Господь Бог?   Дедушка с белой бородой, сидящий на облаках?   Но сегодня и верующие, и неверующие знают, что на облаках никакого дедушки нет.  Космонавты в космосе видели сияющие краски:  лазоревые,  зеленее, золотые, красные. Всякие. А вот Господа Бога  видеть не приходилось.    По христианскому верованию, Бог – это троица, Единая  в  трёх Лицах: Бог отец, Бог сын и Бог Дух Святой.  ­ Может ли кто­ либо быть единым в трех лицах?   Конечно, мы знаем людей: 1) прекрасных семьянинов, 2) прекрасных учителей, 3) прекрасных садоводов. Большинство людей обладают несколькими лицами  (качествами).             /»Троица» А. Рублёва»./ 4. – Так как же выглядит Бог? Демонстрируется картина А. Рублева «Спас» Словесное описание иконы. Перед нами икона великого живописца Андрея Рублева  (1360­1430) из Третьяковской галереи, написанная природными красками на липяных досках в начале ХV века. Называется она  «Спас».    Спас – то есть Спаситель, защитник человека. Это по­русски. А по­гречески – Иисус. Христос – значит, мессия, посланник  Божий, Человек, призванный спасти людей.                      Иисус Христос.                          Спас. 5. / На фоне музыки А, Хачатуряна « Приветственная  Увертюра»        описываем изображение на иконе./          У него русые волосы, сильная открытая шея, широко  поставленные глаза, какие бывают у людей, живущих в раздольной местности. Взгляд доброжелателен и мудр. Он не отталкивает, а  приближает к себе и мягкой, и мудрой уверенностью вселяет в  человека веру в свои силы и возможности. В Библии сказано, что Бог есть любовь. И русоволосый  рублёвский Спас – это воплощение любви к людям, старым и  малым, сильным и слабым. Он не вознесен над людьми, а  приближен к ним.      Ученые предполагают, что Рублев изобразил здесь своего  учителя, собирателя и защитника земли русской Сергия  Радонежского.  6. Демонстрируется изображение иконы Сергия Радонежского. Сообщение ученика.     Перед нами человек, в котором воплощены лучшие  человеческие качества: любовь ко всему живому, доброта, милосердие,                         мудрость,  духовное и физическое совершенство.    И первая заповедь предлагает каждому считать идеалом такого  человека и воплощать в себе его черты.                 ­ Где же живет Бог?    Бог – любовь, доброта, мудрость – живет в каждом человеке.    Чем больше в человеке добра и света, тем  осмысленнее и полезнее его жизнь для себя и других, тем чище вода, обильнее хлеба, слаще яблоки. Тем  меньше насилия и болезней. Добро и Красота в  человеке вечны. Заповедь вторая.    Послушайте музыку древнего слова и слога. В древности эти  слова пелись или читались нараспев. Чтение заповеди.    «Не сотвори себе кумира и никакого                                          изображения того, что на небе вверху, и  что                                           на земле внизу, и что в воде ниже земли, не                                          поклоняйся им и не служи им».            ­ Кто он ­ этот кумир?   «Им» может быть человек. Человек в древности боялся природы  и  уважал её. Страх породил поклонение кумирам.   ­ Какие примеры из истории и жизни можем привести,  подходящие этой заповеди? * С Солнцем сравнивали Чингисхана. * Культ личности Сталина. *Культ Гитлера.   Демонстрация скульптурного изображения Сталина – работы  Эрьзи (Степана Дмитриевича Неферова, 1876­ 1959). Словесное описание.  Голова изваяна из темно­ коричневого, крепкого, как   железо, аргентинского дерева кебраччо (с исп.­ «ломай   топор»). Низкий лоб. Тяжелые надбровья. Глаза подёрнуты  смертной пеленой. Во всем облике и глазах –  жестокость,  страх, мольба о помощи и угроза – обещание:    Кумир порождает раболепие и страх. Правда –человеческое  достоинство и великодушие.       ­ Чем близка эта заповедь нам?   Создаем сами себе кумиров из певцов, спортсменов. Люди  превращаются в стадо.  ( На концертах дежурит милиция,  военные…). Ребята, открывшие для себя радость общения с  книгой, счастье верной дружбы, в стадо не попадёт. Заповедь третья.                                             «Не произноси имени Господа Бога                                                   твоего напрасно» Словарная работа:  напрасно –в «суете», в спешке, излишне                                        часто. ­ О чем эта заповедь?      «Слово – серебро, молчание – золото» ­ эта русская пословица  очень близка к третьей заповеди.      И пословица, и заповедь советуют: говори редко, да метко. О  самом святом и сокровенном не распространяйся в слух, а храни  его в душе.   (Н: о любви…)  Заповедь четвертая. «Помни день субботний, чтобы святить его:  шесть дней работай и делай в них всякие дела  твои, а в день седьмой, суббота, Господу Богу  твоему». Беседа: ­ Как был сотворен мир? Чтение текста карточки о последовательности «сотворения»  мира.       ­ Почему в заповеди днем отдыха названа суббота? В старину неделя начиналась в воскресенья и заканчивалась  субботой. В древнерусском языке воскресенье называлось «неделей»,  понедельник – «после недели».     Сообщение ученика из истории дней недели.  Учитель: Седьмой день –праздник души! в этот день общайтесь с                 природой, с миром поэзии и музыки, с близкими    людьми Пусть душа ваша испытывает счастье, если посадите                       дерево или поможете слабому.                          Музыка С. Рахманинова.          Вторая скрижаль – о Человеке. Заповедь пятая. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе  было хорошо, и чтобы продлились дни твои на  земле».    На фоне музыке ведётся демонстрация иллюстраций и их  словесное описание. ­ На вологодском севере между двумя синими озёрами на зеленом  холме белеет собор Рождества Богородицы. Сюда приезжают со  всего света, чтоб увидеть росписи великого художника Дионисия (~ 1440­ь 1507) и его сыновей Владимира и Феодосия.   Вот фреска « Ласкание ребенка».     Родители Иоаким и Анна ласкают доченьку свою Марию. На  ней белая рубашечка. Мария хочет обнять обоих: щёчкой и правой ручкой касается лица матери, а левой дотрагивается до отца; и по  всем троим идёт одно тепло.     Фреска сияет природными красками. Она вся лучится радостью и передаёт её людям.    ­ Главной, почитаемой, иконой на Руси была «Владимирская  Божья Матерь». Привезена она из Византии в 1136 году. Написал её Лука – евангелист.     На ней изображена Мария с сыном своим Иисусом. С какой печалью и милосердием она глядит на нас! В этих очах  с красными от недавних слез глазами – великая мольба: «Люди,  будьте добрее!» Мария предвидит судьбу своего сына – его  гибель ради спасения людей. А сын, ещё не зная истинную  причину скорби матери, изо всех детских сил старается утешить  ее.     Он прижался к матери, всматривается в её очи и как бы  говорит:     ­ Мама, я с тобой!  Я не дам тебя в обиду. Поделись со мной  своей печалью.   А как они прекрасны оба, мать и сын, в своей взаимной любви!   У матери­ благородное лицо, огромные очи, под которыми, как  птицы, парят крылатые брови; на её одеждах – две небесные  звезды.    А третья звезда – её сын. Его одежды сияют золотом, и обликом  своим, изгибом тела он похож на ясный месяц.     Эта икона – прекрасная песнь материнской и сыновьей любви.   В самую трудную пору древние воины брали с собой в бой эту  икону, с ней побеждали захватчиков. Каждый воин видел в Марии  лик своей матери. А мать проводила в поход и благословила на справедливую победу. И ещё воины видели в ней лик матери –  Родины, которую надо спасать, ибо больше спасти её некому.    Недавно в нашей стране был впервые поставлен памятник  не  полководцу, не вождю…                          Памятник Матери.    Крестьянке Епистимье Федоровне Степановой. Она вырастила  десятерых сыновей. И все они сражались, верные материнскому  благословению, как герои, с фашистами, и все отдали свои жизни  за родину.            Безмерно горе матери Епистимьи,и никто не может утешить в  скорби её, только она сама может утешить её в скорби, только она сама может сказать себе:       ­ Они живы в сердце моем!        Дети мои живы.        Не для смерти я растила вас!   Бронзовая Мать Епистимья в крестьянском платке похожа на  Богородицу – на Владимирской иконе.   Демонстрируется фото памятника. Рассказ на фоне музыки.     Перечитаем текст заповеди. ­ Чем близка эта заповедь нам? Вокальная группа исполняет песню о родительском доме.                            («Родительский дом»,                    или: «Дорогие мои старики»                             «Оренбургский платок») Заповедь шестая.                                    «Не убий!»        Одним из самых любимых святых на Руси был Николай –  Угодник – покровитель простого люда, земледельцев, купцов. Он  приходил на помощь в трудную минуту.      Николай –Угодник изображен на фреске Дионисия.  / Демонстрируется иллюстрация./     Он отводит меч, занесённый палачом над невинно  осуждёнными. Рука у святого тонкая, вроде бы слабая, но невинных людей она  спасает от смерти, потому что на его стороне – правда.    Здесь с поэтической силой воплощена заповедь «Не убий!» Сообщение учеников: 1) о нарушениях заповеди в сталинское                                                время; 2) о силе слова: «слово – грозное оружие».    ­ Убить можно не только оружием, но и словом.    /Примеры из  жизни./         Наоборот, ласковое слово творит чудеса, даже излечить  может.   При любых обстоятельствах говорите людям  только взвешенные, чуткие слова. И никогда не желайте несчастья, тем более  смерти.    ­ Заповедь эта запрещает убивать растения, птиц, животных.     ­ Знаете ли вы, ребята, про Красную Книгу?  Что это такое?      Туда записывают редких птиц и животных. В древнерусских  книгах князья ездили на голубых скакунах. Голубые лошади  встречаются и на древних иконах. А вот в жизни их сегодня нет.                     Земля стонет:   ­ Люди, одумайтесь и не убивайте меня. Я –Земля, Я – ваша –  Мать. Если погибну я, то  погибнете и вы – все до единого.     Помогает разрушителям невежество. Сообщение учащегося об иконе «Чудо Георгия о Змие». ­ Знания победят невежество. И наша планета Земля, краешек  которой изображен в правом нижнем углу иконы, как  освобожденная царевна, воспрянет к жизни и станет ещё  пленительнее. ­   Найдите в своей памяти поступок, от которого вам стыдно,­  когда вы обидели кого­то.     И когда вам было больно – вас обидели!                           Дома посидите в тишине и подумайте об этом. И                                знайте: никогда не поздно попросить прощения… /Музыка. Колокольные звоны./ Заповедь седьмая. «Не прелюбодействуй». Слово учителя. Словарная работа. Сообщение учеников: «Сом и сомиха в омуте».                                        «Лебединая верность»                                         «Свадьба  ­ главное событие в жизни                                            человека». Верность в любви и дружбе во все времена была необходима  для здоровья и счастья любящих, для здоровья и счастья их детей  и всех людских поколений.     Учитель читает стихотворение из Библии – великие строки о  любви / на фоне музыки П. Чайковского./ Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять,  а не имею любви,  то я ничто. И если я раздал все имение моё и отдал тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.                   Любовь долго терпит,  милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Рассматривание семейных фотографий,  принесённых детьми. Практическая работа: нарисуйте схему дома и поместите свою семью в него.                           ­ Куда поместите себя?                           ­ Куда – бабушку и дедушку?                           ­ Кто главный в доме?     Важно, чтобы в ваших семьях, в вашей жизни рядом с  Любовью всегда находилась Верность. Заповедь восьмая.                             « Не укради».      Сообщение учащегося:  В старину в селах:              ­ доверие,                                                            ­ наказание жестокое.                ­ помощь нищим,                ­ презрение ворам;  Памятник древнерусской литературы «Хождение                                   Богородицы по мукам (12 век)   Демонстрация репродукции иконы с поэтическим названием:    «Нечаянная радость» Разбойник ( может, вор) стоит на коленях перед образом  Богородицы. Она словно бы говорит ему:       ­ Знаю, тебе опостылело воровать.        Вижу, что раскаялся.        Встань с колен и ступай жить честно.    «Нечаянная радость»     Конечно же, радость: обрести себя в добрых делах и открыто  смотреть в глаза людям!    ­ Чему учит нас эта заповедь?    Если бы человек не грабил природу и ближних своих, то жизнь  его была бы поистине радостной. Заповедь девятая. «Не произноси ложного свидетельства  на ближнего твоего»,      Демонстрация иллюстрации фрески итальянского живописца  Джотто (1267 – 1337) «Поцелуй Иуды».      Сообщение ученика – описание фрески. Спустя две тысячи лет история повторилась поразительным  образом! Людей, несущих Добро и Свет, арестовывали  ночами и  убивали как особо опасных преступников.     Почему?    Потому что общество отвергало общечеловеческие  заповеди  Добра и Света и вместо них придумало заповеди ненависти и  борьбы.     Волей правительства зачёркнуты заповеди любви и правды:        ­ Не убий!        ­ Не лжесвидетельствуй!   И заменены заповедями крови и лжи:     ­ Убей, если велят.     ­ Солги, если велят. Кровь и ложь поставлены рядом      Боролись с лучшими людьми, возмущающимися насилием  Последствия такой «борьбы» известны: опустошенные души и  поля. Библия тысячу лет назад предвидела это:    ­ Горе строящему свой храм на крови и созидающему крепости  неправдою Вот почему снова возвращаемся к древним и вечно новым  заповедям.  ­ Какое отношение 9 заповедь имеет к вам, ребята?   Самое прямое.    Страшно, когда ученики «стучат» друг на друга ­ учителям или  более сильным физически ровесникам, передавать чужим людям  сокровенные разговоры . Наговаривать и клеветать на ближних  своих.     Бывает случаи, когда надо словесно заступиться за друга,  которого оговорили, а вы – смолчали. Такое молчание ­ тоже лжесвидетельство: вы молча подписали приговор человеку. …Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.                                                         Ближний – старинное надёжное слово:                                  человек, твоя родня по планете Земля.    Не лжесвидетельствуй – это значит: уважай и люби не  только ближнего, но и народ его, ибо нет на свете плохих  народов. Заповедь десятая. « Не желай жены ближнего твоего, ни поля его,    ни раба его,   ни рабыни его,   ни вола его,  ни осла его,  ни всякого скота его, ничего,   что у ближнего твоего».    Удивительно музыкальная заповедь! Вся она, как ясный день  солнцем, пронизана созвучиями, рифмами, внутренними и  внешними, объединена единым ритмом – мыслью и ограждена, или огранена, в единый кристаллический круг, где сочетание слов  «ближнего твоего» начинает и завершает заповедь.    Эта 10 заповедь предостерегает каждого из нас от самой  опасной черты характера – от зависти.    Той черной зависти, которая рано или поздно приводит к  преступлению. В лучшем случае она изгложет человека изнутри, и он почернеет лицом и душою. Это душевное самосожжение  и  будет тайным преступлением  перед собой и перед людьми.    В худшем случае зависть приведёт к разрушительным  действиям, преступлениям явным.         Ученики приводят примеры. ­ Что защищает заповедь? Вчитайтесь в текст!       1). Семью (основу жизни).       2) Землю, обработанную человеком.        Поле, что всех кормит.   ­ Как относитесь к людям, уезжающим за границу? считаете  ли, что отправляются они туда из зависти?    Достоевский в романе «Бесы» писал, что  можно сидеть на  бархате и есть на золоте. А чем напитать душу? Как быть с  душой?      Задумайтесь над этим, ребята Да, сейчас трудно, да, больше злобы и зависти. легко  поддаёшься ожесточению. Труднее сохранить человеческое  достоинство – душу живу, как говорили  в старину. Другого пути у нас нет. Рано или поздно всё наладится, надо в это  верить. и зазвучит вопрос:        ­ Сохранили ли вы душу?        ­ Душу живу?      ­ Жива она или нет? Обобщение: ­ Какая же самая главная заповедь? Сам Иисус в Библии, в «Евангелии от Матфея», в главе 22  говорит, что главное, ­ «…возлюби ближнего твоего, как самого  себя»…   Перечитаем все заповеди. / На фоне музыки./ Запомните их и воспримите всей душою своею, чтобы жизнь  ваша стала светлей, чтобы никакие искушения, испытания и  беды не погубили  вас.

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».

Библейский урок. «Десять заповедей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018