Библейский урок. «Десять заповедей».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения ,во внеурочной деятельности. Знакомит с Заповедями. Нравственно и эстетически воспитывает следующие качества: добро, милосердие, справедливость, честность, верность, любовь; нетерпимость к жестокости, злу, воровству, зависти. Развивается речь. Воспитывается культура устного ответа. Знакомит с художественным своеобразие заповедей.
Иконка файла материала Библейский урок.doc
Библейский урок.  «Десять заповедей». Разработано учителем русского языка и литературы  МОУ Давыдовской средней школы Николаевского  района Ульяновской области Прянишниковой Галины Владимировны.Библейский урок.                       «Десять заповедей». Цели: 1. Познакомиться с Заповедями.            2. Нравственное и эстетическое воспитание:                  воспитание добра, милосердия, справедливости,                  честности, верности, любви; нетерпимости к                  жестокости, злу, воровству, зависти.            3. Развитие речи. Воспитание культуры устного                 ответа.                Знакомство с художественным своеобразием                 заповедей. Оборудование:             1. Рисунок – плакат,, изображающий                 Скрижали. 2. Таблички с заповедями.3. Стенд «Священные слова». 4. Выставка книг. 5. Планшеты «Библия в живописи». «Библия в рисунках». 6. Грамзаписи: ­ П.Чайковский «Времена года» ­ А. Хачатурян «Приветственная увертюра». ­ Р. Щедрин «Симфонические фанфары» из     «Праздничной увертюры» ­ «Спелым колосом лето клонится». Сл. и муз.      В.Вихорева. ­ Шуберт « Аве Мария» ­ С. Рахманинов «Второй концерт».                                    Литература. 1. Библия. – К., 1994. 2. Детская Библия. – М., 1992. 3. Гече Г. «Библейские истории»­ М., «Детская литература»,  1988.4. Порудоминский В. первая Третьяковка – М., «Детская  литература», 1979. 5. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М.,  «Детская литература», 1984. 6. Романовский С. Скрижали.­ В ж­ле «Пионер», 1986 год, № 1­8 Ход занятия:      Одна из самых древних, мудрых и читаемых книг – Библия. Без знания её нельзя понять Шекспира и Пушкина, Гёте и  Толстого, Рублёва и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова. Одним  словом, без Библии нельзя стать культурным человеком.    В Библии заключен драгоценный опыт народной мудрости.  Беседа по повторению: ­ Что такое Библия? /греч. – книга/    Это собрание священных писаний. ­ Из каких книг состоит? ­ Из скольких? ­ Какие Заветы знаете? /Ветхий. Новый./ ­ Что такое Завет? / договор/­ Кто были первые люди? /Адам и Ева/ ­ К каким легендам ученики сделали рисунки?           /демонстрируются рисунки учащихся и называются            легенды./ ­ За сколько дней был создан мир?   Мудрая книга – Библия!  Пересказать её невозможно, её надо  читать – медленно, по фразе, по слову. В ней – множество  событий, советов, притчей, преданий.      Однажды Моисей получил от Бога скрижали – каменные  доски с заповедями­ наказом людям.    / Словарная работа/             Первая скрижаль – о Боге. Заповедь первая. 1. Чтение теста. 2. Вывешивание карточки на доску. 3. Беседа: ­ Кто он – Господь Бог?   Дедушка с белой бородой, сидящий на облаках?   Но сегодня и верующие, и неверующие знают, что наоблаках никакого дедушки нет.  Космонавты в космосе видели сияющие краски:  лазоревые,  зеленее, золотые, красные. Всякие. А вот Господа Бога  видеть не приходилось.    По христианскому верованию, Бог – это троица, Единая  в  трёх Лицах: Бог отец, Бог сын и Бог Дух Святой.  ­ Может ли кто­ либо быть единым в трех лицах?   Конечно, мы знаем людей: 1) прекрасных семьянинов, 2) прекрасных учителей, 3) прекрасных садоводов. Большинство людей обладают несколькими лицами  (качествами).             /»Троица» А. Рублёва»./ 4. – Так как же выглядит Бог? Демонстрируется картина А. Рублева «Спас» Словесное описание иконы.Перед нами икона великого живописца Андрея Рублева  (1360­1430) из Третьяковской галереи, написанная природными красками на липяных досках в начале ХV века. Называется она  «Спас».    Спас – то есть Спаситель, защитник человека. Это по­русски. А по­гречески – Иисус. Христос – значит, мессия, посланник  Божий, Человек, призванный спасти людей.                      Иисус Христос.                          Спас. 5. / На фоне музыки А, Хачатуряна « Приветственная  Увертюра»        описываем изображение на иконе./          У него русые волосы, сильная открытая шея, широко  поставленные глаза, какие бывают у людей, живущих в раздольной местности. Взгляд доброжелателен и мудр. Он не отталкивает, а  приближает к себе и мягкой, и мудрой уверенностью вселяет в  человека веру в свои силы и возможности.В Библии сказано, что Бог есть любовь. И русоволосый  рублёвский Спас – это воплощение любви к людям, старым и  малым, сильным и слабым. Он не вознесен над людьми, а  приближен к ним.      Ученые предполагают, что Рублев изобразил здесь своего  учителя, собирателя и защитника земли русской Сергия  Радонежского.  6. Демонстрируется изображение иконы Сергия Радонежского. Сообщение ученика.     Перед нами человек, в котором воплощены лучшие  человеческие качества: любовь ко всему живому, доброта, милосердие,                         мудрость,  духовное и физическое совершенство.    И первая заповедь предлагает каждому считать идеалом такого  человека и воплощать в себе его черты.                 ­ Где же живет Бог?    Бог – любовь, доброта, мудрость – живет в каждомчеловеке.    Чем больше в человеке добра и света, тем  осмысленнее и полезнее его жизнь для себя и других, тем чище вода, обильнее хлеба, слаще яблоки. Тем  меньше насилия и болезней. Добро и Красота в  человеке вечны. Заповедь вторая.    Послушайте музыку древнего слова и слога. В древности эти  слова пелись или читались нараспев. Чтение заповеди.    «Не сотвори себе кумира и никакого                                          изображения того, что на небе вверху, и  что                                           на земле внизу, и что в воде ниже земли, не                                          поклоняйся им и не служи им».            ­ Кто он ­ этот кумир?   «Им» может быть человек. Человек в древности боялся природы  и  уважал её. Страх породил поклонение кумирам.   ­ Какие примеры из истории и жизни можем привести,  подходящие этой заповеди?* С Солнцем сравнивали Чингисхана. * Культ личности Сталина. *Культ Гитлера.   Демонстрация скульптурного изображения Сталина – работы  Эрьзи (Степана Дмитриевича Неферова, 1876­ 1959). Словесное описание.  Голова изваяна из темно­ коричневого, крепкого, как   железо, аргентинского дерева кебраччо (с исп.­ «ломай   топор»). Низкий лоб. Тяжелые надбровья. Глаза подёрнуты  смертной пеленой. Во всем облике и глазах –  жестокость,  страх, мольба о помощи и угроза – обещание:    Кумир порождает раболепие и страх. Правда –человеческое  достоинство и великодушие.       ­ Чем близка эта заповедь нам?   Создаем сами себе кумиров из певцов, спортсменов. Люди  превращаются в стадо.  ( На концертах дежурит милиция,  военные…). Ребята, открывшие для себя радость общения с  книгой, счастье верной дружбы, в стадо не попадёт.Заповедь третья.                                             «Не произноси имени Господа Бога                                                   твоего напрасно» Словарная работа:  напрасно –в «суете», в спешке, излишне                                        часто. ­ О чем эта заповедь?      «Слово – серебро, молчание – золото» ­ эта русская пословица  очень близка к третьей заповеди.      И пословица, и заповедь советуют: говори редко, да метко. О  самом святом и сокровенном не распространяйся в слух, а храни  его в душе.   (Н: о любви…)  Заповедь четвертая. «Помни день субботний, чтобы святить его:  шесть дней работай и делай в них всякие дела  твои, а в день седьмой, суббота, Господу Богу  твоему». Беседа: ­ Как был сотворен мир?Чтение текста карточки о последовательности «сотворения»  мира.       ­ Почему в заповеди днем отдыха названа суббота? В старину неделя начиналась в воскресенья и заканчивалась  субботой. В древнерусском языке воскресенье называлось «неделей»,  понедельник – «после недели».     Сообщение ученика из истории дней недели.  Учитель: Седьмой день –праздник души! в этот день общайтесь с                 природой, с миром поэзии и музыки, с близкими    людьми Пусть душа ваша испытывает счастье, если посадите                       дерево или поможете слабому.                          Музыка С. Рахманинова.          Вторая скрижаль – о Человеке. Заповедь пятая.«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе  было хорошо, и чтобы продлились дни твои на  земле».    На фоне музыке ведётся демонстрация иллюстраций и их  словесное описание. ­ На вологодском севере между двумя синими озёрами на зеленом  холме белеет собор Рождества Богородицы. Сюда приезжают со  всего света, чтоб увидеть росписи великого художника Дионисия (~ 1440­ь 1507) и его сыновей Владимира и Феодосия.   Вот фреска « Ласкание ребенка».     Родители Иоаким и Анна ласкают доченьку свою Марию. На  ней белая рубашечка. Мария хочет обнять обоих: щёчкой и правой ручкой касается лица матери, а левой дотрагивается до отца; и по  всем троим идёт одно тепло.     Фреска сияет природными красками. Она вся лучится радостью и передаёт её людям.    ­ Главной, почитаемой, иконой на Руси была «Владимирская  Божья Матерь». Привезена она из Византии в 1136 году. Написал её Лука – евангелист.     На ней изображена Мария с сыном своим Иисусом.С какой печалью и милосердием она глядит на нас! В этих очах  с красными от недавних слез глазами – великая мольба: «Люди,  будьте добрее!» Мария предвидит судьбу своего сына – его  гибель ради спасения людей. А сын, ещё не зная истинную  причину скорби матери, изо всех детских сил старается утешить  ее.     Он прижался к матери, всматривается в её очи и как бы  говорит:     ­ Мама, я с тобой!  Я не дам тебя в обиду. Поделись со мной  своей печалью.   А как они прекрасны оба, мать и сын, в своей взаимной любви!   У матери­ благородное лицо, огромные очи, под которыми, как  птицы, парят крылатые брови; на её одеждах – две небесные  звезды.    А третья звезда – её сын. Его одежды сияют золотом, и обликом  своим, изгибом тела он похож на ясный месяц.     Эта икона – прекрасная песнь материнской и сыновьей любви.   В самую трудную пору древние воины брали с собой в бой эту  икону, с ней побеждали захватчиков. Каждый воин видел в Марии  лик своей матери. А мать проводила в поход и благословила насправедливую победу. И ещё воины видели в ней лик матери –  Родины, которую надо спасать, ибо больше спасти её некому.    Недавно в нашей стране был впервые поставлен памятник  не  полководцу, не вождю…                          Памятник Матери.    Крестьянке Епистимье Федоровне Степановой. Она вырастила  десятерых сыновей. И все они сражались, верные материнскому  благословению, как герои, с фашистами, и все отдали свои жизни  за родину.            Безмерно горе матери Епистимьи,и никто не может утешить в  скорби её, только она сама может утешить её в скорби, только она сама может сказать себе:       ­ Они живы в сердце моем!        Дети мои живы.        Не для смерти я растила вас!   Бронзовая Мать Епистимья в крестьянском платке похожа на  Богородицу – на Владимирской иконе.   Демонстрируется фото памятника. Рассказ на фоне музыки.     Перечитаем текст заповеди. ­ Чем близка эта заповедь нам?Вокальная группа исполняет песню о родительском доме.                            («Родительский дом»,                    или: «Дорогие мои старики»                             «Оренбургский платок») Заповедь шестая.                                    «Не убий!»        Одним из самых любимых святых на Руси был Николай –  Угодник – покровитель простого люда, земледельцев, купцов. Он  приходил на помощь в трудную минуту.      Николай –Угодник изображен на фреске Дионисия.  / Демонстрируется иллюстрация./     Он отводит меч, занесённый палачом над невинно  осуждёнными. Рука у святого тонкая, вроде бы слабая, но невинных людей она  спасает от смерти, потому что на его стороне – правда.    Здесь с поэтической силой воплощена заповедь «Не убий!» Сообщение учеников: 1) о нарушениях заповеди в сталинское                                                время;2) о силе слова: «слово – грозное оружие».    ­ Убить можно не только оружием, но и словом.    /Примеры из  жизни./         Наоборот, ласковое слово творит чудеса, даже излечить  может.   При любых обстоятельствах говорите людям  только взвешенные, чуткие слова. И никогда не желайте несчастья, тем более  смерти.    ­ Заповедь эта запрещает убивать растения, птиц, животных.     ­ Знаете ли вы, ребята, про Красную Книгу?  Что это такое?      Туда записывают редких птиц и животных. В древнерусских  книгах князья ездили на голубых скакунах. Голубые лошади  встречаются и на древних иконах. А вот в жизни их сегодня нет.                     Земля стонет:   ­ Люди, одумайтесь и не убивайте меня. Я –Земля, Я – ваша –  Мать. Если погибну я, то  погибнете и вы – все до единого.     Помогает разрушителям невежество. Сообщение учащегося об иконе «Чудо Георгия о Змие».­ Знания победят невежество. И наша планета Земля, краешек  которой изображен в правом нижнем углу иконы, как  освобожденная царевна, воспрянет к жизни и станет ещё  пленительнее. ­   Найдите в своей памяти поступок, от которого вам стыдно,­  когда вы обидели кого­то.     И когда вам было больно – вас обидели!                           Дома посидите в тишине и подумайте об этом. И                                знайте: никогда не поздно попросить прощения… /Музыка. Колокольные звоны./ Заповедь седьмая. «Не прелюбодействуй». Слово учителя. Словарная работа. Сообщение учеников: «Сом и сомиха в омуте».                                        «Лебединая верность»                                         «Свадьба  ­ главное событие в жизни                                            человека».Верность в любви и дружбе во все времена была необходима  для здоровья и счастья любящих, для здоровья и счастья их детей  и всех людских поколений.     Учитель читает стихотворение из Библии – великие строки о  любви / на фоне музыки П. Чайковского./ Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять,  а не имею любви,  то я ничто. И если я раздал все имение моё и отдал тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.                   Любовь долго терпит,  милосердствует, любовь не завидует,любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Рассматривание семейных фотографий,  принесённых детьми. Практическая работа: нарисуйте схему дома ипоместите свою семью в него.                           ­ Куда поместите себя?                           ­ Куда – бабушку и дедушку?                           ­ Кто главный в доме?     Важно, чтобы в ваших семьях, в вашей жизни рядом с  Любовью всегда находилась Верность. Заповедь восьмая.                             « Не укради».      Сообщение учащегося:  В старину в селах:              ­ доверие,                                                            ­ наказание жестокое.                ­ помощь нищим,                ­ презрение ворам;  Памятник древнерусской литературы «Хождение                                   Богородицы по мукам (12 век)   Демонстрация репродукции иконы с поэтическим названием:    «Нечаянная радость»Разбойник ( может, вор) стоит на коленях перед образом  Богородицы. Она словно бы говорит ему:       ­ Знаю, тебе опостылело воровать.        Вижу, что раскаялся.        Встань с колен и ступай жить честно.    «Нечаянная радость»     Конечно же, радость: обрести себя в добрых делах и открыто  смотреть в глаза людям!    ­ Чему учит нас эта заповедь?    Если бы человек не грабил природу и ближних своих, то жизнь  его была бы поистине радостной. Заповедь девятая. «Не произноси ложного свидетельства  на ближнего твоего»,      Демонстрация иллюстрации фрески итальянского живописца  Джотто (1267 – 1337) «Поцелуй Иуды».      Сообщение ученика – описание фрески.Спустя две тысячи лет история повторилась поразительным  образом! Людей, несущих Добро и Свет, арестовывали  ночами и  убивали как особо опасных преступников.     Почему?    Потому что общество отвергало общечеловеческие  заповеди  Добра и Света и вместо них придумало заповеди ненависти и  борьбы.     Волей правительства зачёркнуты заповеди любви и правды:        ­ Не убий!        ­ Не лжесвидетельствуй!   И заменены заповедями крови и лжи:     ­ Убей, если велят.     ­ Солги, если велят. Кровь и ложь поставлены рядом      Боролись с лучшими людьми, возмущающимися насилием  Последствия такой «борьбы» известны: опустошенные души и  поля. Библия тысячу лет назад предвидела это:    ­ Горе строящему свой храм на крови и созидающему крепости  неправдоюВот почему снова возвращаемся к древним и вечно новым  заповедям.  ­ Какое отношение 9 заповедь имеет к вам, ребята?   Самое прямое.    Страшно, когда ученики «стучат» друг на друга ­ учителям или  более сильным физически ровесникам, передавать чужим людям  сокровенные разговоры . Наговаривать и клеветать на ближних  своих.     Бывает случаи, когда надо словесно заступиться за друга,  которого оговорили, а вы – смолчали. Такое молчание ­ тоже лжесвидетельство: вы молча подписали приговор человеку. …Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.                                                         Ближний – старинное надёжное слово:                                  человек, твоя родня по планете Земля.    Не лжесвидетельствуй – это значит: уважай и люби не  только ближнего, но и народ его, ибо нет на свете плохих  народов. Заповедь десятая. « Не желай жены ближнего твоего,ни поля его,    ни раба его,   ни рабыни его,   ни вола его,  ни осла его,  ни всякого скота его, ничего,   что у ближнего твоего».    Удивительно музыкальная заповедь! Вся она, как ясный день  солнцем, пронизана созвучиями, рифмами, внутренними и  внешними, объединена единым ритмом – мыслью и ограждена, или огранена, в единый кристаллический круг, где сочетание слов  «ближнего твоего» начинает и завершает заповедь.    Эта 10 заповедь предостерегает каждого из нас от самой  опасной черты характера – от зависти.    Той черной зависти, которая рано или поздно приводит к  преступлению. В лучшем случае она изгложет человека изнутри, ион почернеет лицом и душою. Это душевное самосожжение  и  будет тайным преступлением  перед собой и перед людьми.    В худшем случае зависть приведёт к разрушительным  действиям, преступлениям явным.         Ученики приводят примеры. ­ Что защищает заповедь? Вчитайтесь в текст!       1). Семью (основу жизни).       2) Землю, обработанную человеком.        Поле, что всех кормит.   ­ Как относитесь к людям, уезжающим за границу? считаете  ли, что отправляются они туда из зависти?    Достоевский в романе «Бесы» писал, что  можно сидеть на  бархате и есть на золоте. А чем напитать душу? Как быть с  душой?      Задумайтесь над этим, ребята Да, сейчас трудно, да, больше злобы и зависти. легко  поддаёшься ожесточению. Труднее сохранить человеческое  достоинство – душу живу, как говорили  в старину. Другогопути у нас нет. Рано или поздно всё наладится, надо в это  верить. и зазвучит вопрос:        ­ Сохранили ли вы душу?        ­ Душу живу?      ­ Жива она или нет? Обобщение: ­ Какая же самая главная заповедь? Сам Иисус в Библии, в «Евангелии от Матфея», в главе 22  говорит, что главное, ­ «…возлюби ближнего твоего, как самого  себя»…   Перечитаем все заповеди. / На фоне музыки./ Запомните их и воспримите всей душою своею, чтобы жизнь  ваша стала светлей, чтобы никакие искушения, испытания и  беды не погубили  вас.