Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Определение химических групп гумуса

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 12.docx

Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ

Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.

Определение химических групп гумуса

Из числа химических соединений, которые могут быть выделены из гумуса, можно указать следующие:

1.     Протеины и их дериваты. Общее содержание протеинов в гумусе вычисляется легче всего по содержанию общего азота, посредством умножения его на коэффициент 6,25. Гидролизуемые формы могут анализироваться по методам Ван-Слайка, Косселя и Кутчерa (van Slyke, Kossel и Kutscher) и другими методами.

2.     Лигнины. Присутствие лигнинов в гумусе может быть установлено четырьмя различными способами:

  • обработкой исследуемого вещества 42 % раствором соляной кислоты или 70-80 % раствором серной кислоты или же смесью обеих указанных кислот вместе; при этом должно приниматься во внимание содержание золы и азота в остатке;
  • выделением лигнина посредством обработки вещества щелочными растворами под давлением и последующего осаждения минеральной кислотой; при этом методе гемицеллюлозы должны быть гидролизованы обработкой горячим раствором кислоты; при вычислении количества лигнина должно быть учтено содержание азота;
  • экстрагированием лигнина с помощью специальных растворителей, как-то: фенола, метил-гликоля и др.;
  • определением метоксильных групп (819, 820).

Каждый из перечисленных способов имеет свои недостатки. Для количественных определений наиболее надежными методами являются, пожалуй, первый и последний. Однако даже применение и этих двух методов не гарантирует безупречности результатов.

Было показано, например, что во время обработки растительного материала минеральными кислотами некоторые углеводы, особенно пентозаны и левуланы (т. е. углеводы, содержащие левулозу), например тростниковый сахар, осмаливаются, т. е. переходят в лигниноподобные комплексы, содержащие от 10 до 35 % углеводов. Они отличаются от истинных лигнинов отсутствием в них метоксильных групп, хотя сами и могут быть метилированы до содержания 12 % метоксилов. Последний метод возбуждает сомнения, потому что содержание метоксила в лигнине подвержено существенным изменениям в процессе разложения растительных веществ.

3.     Гемицеллюлозы. К группе гемицеллюлоз относятся соединения, легко поддающиеся выделению:

  • пентозаны, для определения которых наиболее подходящим методом является метод фурфурол-альдегидный; содержание же уроновых кислот должно определяться особо;
  • полиуроииды, которые определяются по выделению углекислоты при обработке навески исследуемого вещества 12-процентным раствором соляной кислоты;
  • различные гексозаны, например, мананы и галактаны, причем каждый из них требует особого метода для своего определения,

4.     Целлюлоза определяется в гумусе, как указывалось выше, различными методами.

Методы исследования процессов разложения гумуса

Методы для определения скорости разложения гумуса в почвах и компостах основываются на следующих приемах:

  • определение выделяющейся углекислоты;
  • определение расхода кислорода во время процесса разложения;
  • определение выделяемой теплоты реакции;
  • определение усваиваемых для растения форм азота, выделяемых в процессе разложения в виде аммиака и нитратов.

 

Скачано с www.znanio.ru