Библиотечная работа с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации
«Привить ребёнку вкус чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
В соответствии с требованиями федеральных образовательных государственных стандартов общего образования одной из важнейших задач школьного педагога- библиотекаря является поощрение чтению школьников, пропаганда книги и литературы, продвижение позитивных информационных ресурсов. Суть её – растить из обучающихся творческих читателей. В этом направлении «они не дублируют работу учителя, а максимально используют возможности и ресурсы самой библиотеки, один из которых – книжное пространство, каким не располагает учитель. Библиотекари не ставят ребенку за чтение оценок. Они предоставляют ему свободу выбора книг и свободу интерпретации прочитанного произведения. Все, что идет от читающего ребенка, поддерживается библиотекарем, закрепляется в задушевном разговоре с ним…» Так определяет специфику работы школьной библиотеки по реализации положений ФГОС ОО в области формирования читательской компетентности школьников известный библиотековед Ираида Ивановна Тихомирова. Арсенал библиотечных возможностей и ресурсов для развития у детей интереса к литературе огромен.
Школьные библиотеки постоянно находятся в поиске новых, нестандартных форм работы, разрабатываются интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги, привлечение читателей и создание позитивного образа библиотеки. Библиотеки становится центром досуга, неформального общения и творческого развития.
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации (нарушения приспособления организмов к условиям существования) детей. Психологи утверждают, что от пагубного пристрастия удержать ребенка помогут три условия:
- ребенок должен видеть перед собой положительный пример взрослого и здоровые отношения;
- ребенок должен нравиться самому себе, быть уверенным в себе, знать, что он любим;
- ребенок должен иметь полезное увлечение.
На этих трех китах может удержаться ребенок, чтобы не скатиться в бездну. Основываясь на этих позициях, можно строить стратегию и тактику воспитательного воздействия на детей, относящихся к «группе риска», с помощью различных форм и методов библиотечной деятельности. Перед педагогом-библиотекарем стоит задача создания и внедрения тех видов деятельности, которые позволили бы организовать свободное время безнадзорных детей и реализовать их творческий потенциал. Они совместно с педагогическим коллективом проводят определенную работу в области профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся: организовывают психологически комфортное пространство для детей из неблагополучных семей; оказывают моральную помощь ученикам, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Начинаем строить свою работу так, чтобы в неё были вовлечены не только учащиеся, но и их родители. Начиная работу над составлением плана на учебный год, стараюсь учитывать интересы и учащихся, и их родителей. На родительских собраниях проводится анкетирование «Роль чтения в семье». Например, в результате одного такого анкетирования выяснилось, что родители мало интересуются, а часть и вовсе не интересуется чтением своих детей. Они не знают, что читают их дети, соответствует ли их возрасту читаемая ими литература, не однобокое ли у них увлечение, развивает ли эта литература их детей как личность. После анализа анкет можно дать рекомендации, как нужно контролировать детское чтение, что должны читать дети определенного возраста, литературу каких авторов. К проведению родительских собраний организуются книжные выставки, используются возможности рекомендательной библиографии для получения родителями информации о детской литературе и методике её использования в педагогическом процессе воспитания и развития собственного ребёнка. Рекомендательные списки для родителей и детей разрабатываются в виде буклетов, памяток.
На современного человека обрушились потоки информации – читай что угодно, а дети вообще в растерянности – как ориентироваться, как не пройти мимо главного? Свою посильную помощь оказывает школьная библиотека. Младшие школьники зачастую приходят в библиотеку и спрашивают комиксы, сказки, проходят мимо хороших книг. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы научить читать хорошую литературу, привить к ней интерес различными формами работы. С первых дней ребёнка в школе я стараюсь заинтересовать ребёнка книгой, с тем, чтобы он в последующим любил сам процесс чтения. Для этого на первых порах пребывания ребёнка в школе приглашают их библиотеку на экскурсию «В Королевство книг». Во время экскурсии в доступной и интересной форме знакомят детей с работой школьной библиотеки, показывают красочно оформленные детские книги с тем, чтобы им захотелось, потом вернуться к ним и почитать.
Достичь позитивного результата возможно только при взаимодействии библиотеки с другими категориями специалистов, занимающимися воспитанием детей – классными руководителями, психологами.
Главный вопрос, который сегодня беспокоит библиотекаря: как найти контакт с читателями-подростками? Сделать это, учитывая изменения в обществе, потребностях подрастающего поколения, становится всѐ труднее.
Современные дети иначе воспринимают мир, в том числе и художественный текст. Многие согласятся, наверное, с тем, что «библиотечная дидактика» осталась в прошлом веке - наступает время диалога. И, наверное, никто не станет спорить, что прежде, чем вступить в диалог о книге, необходимо завоевать доверие читателя, а для этого необходимо создать в библиотеке комфортную среду для читателя-подростка, чтобы он ощутил свою значимость в стенах библиотеки.
Сегодня библиотека может выбрать два пути в общении с подростками:
Первый – предоставить читателям-подросткам самостоятельность, утвердить формальный стиль общения.
Второй – библиотекарь в полной мере осознаѐт ответственность за подростка и выбирает диалоговую форму взаимодействия с ним, живое общение с читателем.
Важнейшая составляющая диалога с читателем-подростком – механизм обратной связи. Что означает термин «обратная связь» применительно к библиотеке? Это учѐт оценок, пожеланий, мнений читателей, создание дополнительных каналов общения с читателями, помимо традиционного библиотечного обслуживания.
К основным направлениям деятельности библиотек по содействию в организации работы с детьми «группы риска» относятся:
привлечение в библиотеки;
приобщение к книге и чтению;
профилактика правонарушений и преступлений;
организация досуга в каникулярное время;
пропаганда здорового образа жизни;
воспитание правовой и патриотической культуры;
создание условий для гармонизации духовно-нравственного здоровья
Важный аспект в работе с детьми группы риска – знакомство их с правами и обязанностями. Делается это не только с помощью нравоучительных бесед, но также посредством литературных викторин, игровых программ, выставок-викторин типа «вопрос – ответ» и других активных форм. Работа библиотек по профилактике безнадзорности позволяет удерживать часть детей от попадания в асоциальные компании, совершения преступлений, употребления алкоголя и наркотиков, а также дает им возможность лучше адаптироваться в обществе.
Для ребенка каждая жизненная ситуация сложная: сегодня это может быть «двойка» в школе или ссора с другом, а завтра развод родителей или смерть кого-то из близких. Этих понятий нет в списке трудных жизненных ситуаций, но помощь необходима. И эта помощь может прийти и из книг.
ПАМЯТКА ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям.
Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! (если произошѐл инцидент, возникла трудность, и вы не знаете, как поступить, прогнозируйте событие, переключите ребѐнка на другое действие, а потом постарайтесь понять, что было причиной).
Устраните из вашего общения с детьми способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
Не фиксируйте внимание на неудачах.
Давайте качественные оценки (лучше описать действие ребѐнка в эмоционально-благоприятном плане, чем оценивать действие).
Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме.
Используйте разные формы несловесной поддержки ребѐнка (улыбку, пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.