Библиотечный час "Путешествие в мир басен Крылова" (Младшая школа слабослышащее отделение)

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Библиотечный час.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

Библиотечный час:

«Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 «А» класс слабослышащее отделение

 

 

 

 

 

 

Автор:

Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Соавтор:

Ёлкина Мария Анатольевна – педагог-библиотекарь,

 

Томск-2018 г.

rimoiseeva@list.ru

Цель: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца Ивана Андреевича Крылова.

 

Задачи:

использовать современные технологии (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно ориентированные);

применять диалоговые приёмы общения;

совершенствовать речевую деятельность детей в целеполагании, дисциплинированности и познавательной активности в ходе библиотечного часа;

развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу;

упражнять в устойчивости внимания, переключении и сосредоточенности  на всех этапах библиотечного часа;

воспитывать культуру общения, культуру речи, интерес к творчеству И.А. Крылова;

развивать, активизировать слуховое восприятие, формировать произносительные навыки.

 

Тип: комбинированный, обобщающий

 

Функция: просветительско-формирующая

 

Методы: словесные, наглядные, творческо-деятельностные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

 

Форма организации учебной деятельности: круглый стол.

 

Возрастная категория: 5 «А» класс отделения слабослышащих детей.

 

Обязательные правила общения за круглым столом:

1.        С уважением относиться друг к другу.

2.        Любое мнение, высказывание по теме, заслушивать внимательно.

3.        Пока один говорит, все его слушают.

4.        О своём желании взять слово, ответить – необходимо поднять руку.

 

Организация библиотечного часа:

1.      Учёт психофизиологических особенностей при восприятии материала.

2.      Смена видов деятельности: игровых, произносительных, двигательных, слуховых, зрительных, продуктивных, коммуникативных, чтение (восприятие) худ-ой литературы.

3.      Использование музыкальной паузы в процессе драматизации басни «Стрекоза и Муравей».

4.      Применение динамической паузы.

УМК:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-038252-6

 

Оборудование:

карточки с названиями басен А.И. Крылова;

иллюстративный материал;

речевые карточки со словами; компьютер, проектор, фонетический экран;

портрет И.А. Крылова;

фотография памятника баснописцу в Летнем саду;

выставка книг: сборники басен И.А. Крылова, книги о баснописце и его творчестве;

выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей;

стенгазета «Басни И.А. Крылова» (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории).

 

Оформление: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка наборов открыток по басням И.А. Крылова, детские иллюстрации к басням И. А. Крылова, выставка книг баснописца.

 

Содержание библиотечного часа.

I.                   Организационный момент (приветствие, целевая установка).

 

II.                Повторение изученного материала (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике.

 

 

III.             Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ).

 

IV.             Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и Муравей»).

 

 

V.                Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга.

 

VI.             Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»)

 

 

VII.          Защита творческих работ учащихся – рисунков к басням И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». «Зеркало и Обезьяна».

 

VIII.       Подведение итогов, рефлексия, «взгляд в себя».

 

 

IX.             Домашнее задание.

В читальном зале школьной библиотеки вниманию детей представлены плакаты с высказываниями писателей о баснописце А.И. Крылове.

 

I.         Организационный момент (Слайд №1)

 

Приветствие. Целевая установка (слуховая разминка, учитель «уходит» за фонетический экран, дети воспринимают знакомый речевой материал на слуховой основе и проговаривают)

Учитель Раиса Ивановна: слуховая разминка «Послушай, повтори» (Слайд №2)

Мартышка к старости слаба глазами стала...

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Мартышка в Зеркале увидя образ свой…

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…

Ворона каркнула во всё воронье горло.

Игра: «Прочитай строку, назови басню» (Слайд №3)

Дети: Голубушка, как хороша! Басня «Ворона и лисица»

Дети: Не оставь меня, кум милый. Басня Стрекоза и муравей»

Дети: То их понюхает, то их полижет. Басня «Мартышка и очки»

Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой… Басня «Зеркало и обезьяна»

Библиотекарь Мария Анатольевна: (показ портрета И.А. Крылова) (Слайд №4)

- Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?

Дети:

 - Иван Андреевич Крылов.

Мария Анатольевна:

 - Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности. Басни Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаём удивляться проницательности Крылова.

Вам знакома басня поэта-баснописца «Зеркало и обезьяна»? В этой басне Обезьяна насмехается сама над собой, не узнаёт своё отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, Мартышка разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Раиса Ивановна:

-Ребята, предлагаю вам прочитать афоризмы – это крылатые выражения из басен Крылова (дети считывают с экрана речевой материал, либо проговаривают с опорой на память) (Слайд №5)

Предлагаю вам литературную игру.

«Прочитай строку, назови басню» (Слайд №6)

Дети: Какие пёрышки, какой носок! Басня «Ворона и лисица»

Дети: Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши! Басня «Стрекоза и муравей»

Дети: Мартышка к старости слепа глазами стала. Басня «Мартышка и очки»

Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой…Басня «Зеркало и обезьяна»

 

II.      Повторение изученного материала: «Подумай и ответь» (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике (Слайд №7)

Мария Анатольевна: Молодцы, ребята. Над баснями Иван Андреевич Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Когда Крылову Ивану Андреевичу исполнилось 50 лет, он выучил самостоятельно ещё один язык – греческий.

Мини-викторина (Слайд №8)

 

III.   Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ)

 

Раиса Ивановна: Ребята, я предлагаю вам прочитать басни, с которыми вы уже познакомились, определить мораль и проанализировать. Кто хочет первый начать? (произвольный выбор детей).

Выразительное чтение басни «Мартышка и очки» (Слайд №9)

Мораль басни «Мартышка и очки»

Анализ басни «Мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Мартышка к старости слаба глазами стала...

Тот дурак, кто слушает людских всех врак…

 

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» (Слайд №10)

Мораль басни «Ворона и лисица»

Анализ басни «Ворона и лисица»

Басня «Ворона и лисица» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Ворона каркнула во всё воронье горло.

 

Выразительное чтение басни «Зеркало и обезьяна» (Слайд №11)

Мораль басни «Зеркало и обезьяна»

Анализ басни «Зеркало и обезьяна»

Басня «Зеркало и обезьяна» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

 

IV.   Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и муравей») (Слайд №12)

 

Раиса Ивановна: Ребята, как надо читать произведение? (выразительно). Кто самый смелый? Кто прочитает наизусть монолог лисы? Мария Анатольевна послушает, ей будет очень приятно (вербальная деятельность Екатерины, Виктории, Артёма)

 

Раиса Ивановна: А сейчас ваши товарищи продемонстрируют своё искусство, представят вашему вниманию басню «Стрекоза и муравей» (драматизация басни с участием: Виолетты, Валерии, Семёна) (Слайд №13)

Раиса Ивановна: Ребята, предлагаю вам поиграть. Игра: «Рассыпалась басня «Мартышка и очки». Её надо собрать. Я буду читать басню, вы внимательно слушаете, повторяете фразу, выбираете соответствующую фразе картинку и располагаете её в определённом порядке на доске, в соответствии с текстом. (Слайд №14)

(Слайд №15) А теперь давайте сравним, правильно ли вы собрали басню (дети сравнивают последовательность картинок из басни «Мартышка и очки» на экране и на доске).

 

Интересные факты из жизни Ивана Андреевича Крылова (Слайд №16)

 

V.      Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга (Слайд №17)

Мария Анатольевна: Ребята, в городе, который очень любил Крылов, установлен памятник в 1855 году. Какой город очень любил Крылов?

Дети: Санкт-Петербург.

Мария Анатольевна: Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге. Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца, он держит в руке перо и тетрадь.

(Слайд №18)

Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из разных произведений («Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», и других).

Высота памятника – 3 метра, высота основания – 3,5 метра.

 

VI.   Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова») (Слайд №19)

 

Мария Анатольевна: Художник Карл Брюллов, выполнил прекраснейший портрет баснописца И.А. Крылова. Как можно заметить, Крылов изображён в зрелом возрасте, об этом говорит его лицо, пряди волос, которые уже успели поседеть и беспорядочно опускаются на вески и лоб писателя.

Особенно качественно был передан художником взгляд Крылова, который наполнен мудростью, которая присуще писателю в жизни.

 

VII.Защита творческих работ учащихся – рисунков к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» (обучающиеся представляют свою творческую работу, анализируют, комментирует Мария Анатольевна).

 

VIII.                     Подведение итогов. Рефлексия. Взгляд внутрь себя (Слайд №20)

Мария Анатольевна:

В какой мир мы совершили путешествие?

Чем занимался Иван Андреевич Крылов?

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Ребята, вам понравилось путешествие в басенный мир И.А. Крылова?

Можно ли сказать, что басни И.А. Крылова устарели? Почему?

Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) называют копилкой народной мудрости. И каждый день мы встречаемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, Осёл, Козёл и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас среди людей встречается труженик-Муравей, бездельница Стрекоза, глупая Мартышка и другие.

 

IX.   Домашнее задание.

Мария Анатольевна: Предлагаю вам посетить библиотеку, познакомиться с другими баснями И.А. Крылова, а затем выполнить рисунки по басням, чтобы пополнить нашу выставку. Всем спасибо за работу, вы все молодцы, до следующих встреч!

 

(Слайд №21) Литература:

1. Архипов В.А. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.

2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.

3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8.

4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.

5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.

6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12.

 

Интернет-источники:

https://citaty.info/man/ivan-andreevich-krylov

http://flaminguru.ru/af47.html

https://deti-online.com/basni/basni-krylova/

https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-krilov/

https://ru.freepik.com/free-vector/monkey-chinese-horoscope_984949.htm

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-karla-bryullova-portret-i-a-krylova/


 

Скачано с www.znanio.ru