Департамент общего
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Библиотечный час:
«Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова»
5 «А» класс слабослышащее отделение
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Соавтор:
Ёлкина Мария Анатольевна – педагог-библиотекарь,
Томск-2018 г.
rimoiseeva@list.ru
Цель: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Задачи:
использовать современные технологии (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно ориентированные);
применять диалоговые приёмы общения;
совершенствовать речевую деятельность детей в целеполагании, дисциплинированности и познавательной активности в ходе библиотечного часа;
развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу;
упражнять в устойчивости внимания, переключении и сосредоточенности на всех этапах библиотечного часа;
воспитывать культуру общения, культуру речи, интерес к творчеству И.А. Крылова;
развивать, активизировать слуховое восприятие, формировать произносительные навыки.
Тип: комбинированный, обобщающий
Функция: просветительско-формирующая
Методы: словесные, наглядные, творческо-деятельностные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Форма организации учебной деятельности: круглый стол.
Возрастная категория: 5 «А» класс отделения слабослышащих детей.
Обязательные правила общения за круглым столом:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение, высказывание по теме, заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании взять слово, ответить – необходимо поднять руку.
Организация библиотечного часа:
1. Учёт психофизиологических особенностей при восприятии материала.
2. Смена видов деятельности: игровых, произносительных, двигательных, слуховых, зрительных, продуктивных, коммуникативных, чтение (восприятие) худ-ой литературы.
3. Использование музыкальной паузы в процессе драматизации басни «Стрекоза и Муравей».
4. Применение динамической паузы.
УМК:
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-038252-6
Оборудование:
карточки с названиями басен А.И. Крылова;
иллюстративный материал;
речевые карточки со словами; компьютер, проектор, фонетический экран;
портрет И.А. Крылова;
фотография памятника баснописцу в Летнем саду;
выставка книг: сборники басен И.А. Крылова, книги о баснописце и его творчестве;
выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей;
стенгазета «Басни И.А. Крылова» (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории).
Оформление: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка наборов открыток по басням И.А. Крылова, детские иллюстрации к басням И. А. Крылова, выставка книг баснописца.
Содержание библиотечного часа.
I. Организационный момент (приветствие, целевая установка).
II. Повторение изученного материала (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике.
III. Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ).
IV. Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и Муравей»).
V. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга.
VI. Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»)
VII. Защита творческих работ учащихся – рисунков к басням И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». «Зеркало и Обезьяна».
VIII. Подведение итогов, рефлексия, «взгляд в себя».
IX. Домашнее задание.
В читальном зале школьной библиотеки вниманию детей представлены плакаты с высказываниями писателей о баснописце А.И. Крылове.
I. Организационный момент (Слайд №1)
Приветствие. Целевая установка (слуховая разминка, учитель «уходит» за фонетический экран, дети воспринимают знакомый речевой материал на слуховой основе и проговаривают)
Учитель Раиса Ивановна: слуховая разминка «Послушай, повтори» (Слайд №2)
Мартышка к старости слаба глазами стала...
Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
Мартышка в Зеркале увидя образ свой…
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Игра: «Прочитай строку, назови басню» (Слайд №3)
Дети: Голубушка, как хороша! Басня «Ворона и лисица»
Дети: Не оставь меня, кум милый. Басня Стрекоза и муравей»
Дети: То их понюхает, то их полижет. Басня «Мартышка и очки»
Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой… Басня «Зеркало и обезьяна»
Библиотекарь Мария Анатольевна: (показ портрета И.А. Крылова) (Слайд №4)
- Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?
Дети:
- Иван Андреевич Крылов.
Мария Анатольевна:
- Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности. Басни Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаём удивляться проницательности Крылова.
Вам знакома басня поэта-баснописца «Зеркало и обезьяна»? В этой басне Обезьяна насмехается сама над собой, не узнаёт своё отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, Мартышка разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.
Раиса Ивановна:
-Ребята, предлагаю вам прочитать афоризмы – это крылатые выражения из басен Крылова (дети считывают с экрана речевой материал, либо проговаривают с опорой на память) (Слайд №5)
Предлагаю вам литературную игру.
«Прочитай строку, назови басню» (Слайд №6)
Дети: Какие пёрышки, какой носок! Басня «Ворона и лисица»
Дети: Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши! Басня «Стрекоза и муравей»
Дети: Мартышка к старости слепа глазами стала. Басня «Мартышка и очки»
Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой…Басня «Зеркало и обезьяна»
II. Повторение изученного материала: «Подумай и ответь» (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике (Слайд №7)
Мария Анатольевна: Молодцы, ребята. Над баснями Иван Андреевич Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Когда Крылову Ивану Андреевичу исполнилось 50 лет, он выучил самостоятельно ещё один язык – греческий.
Мини-викторина (Слайд №8)
III. Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А. Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ)
Раиса Ивановна: Ребята, я предлагаю вам прочитать басни, с которыми вы уже познакомились, определить мораль и проанализировать. Кто хочет первый начать? (произвольный выбор детей).
Выразительное чтение басни «Мартышка и очки» (Слайд №9)
Мораль басни «Мартышка и очки»
Анализ басни «Мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки» - хоровое проговаривание крылатых выражений
Мартышка к старости слаба глазами стала...
Тот дурак, кто слушает людских всех врак…
Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» (Слайд №10)
Мораль басни «Ворона и лисица»
Анализ басни «Ворона и лисица»
Басня «Ворона и лисица» - хоровое проговаривание крылатых выражений
Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Выразительное чтение басни «Зеркало и обезьяна» (Слайд №11)
Мораль басни «Зеркало и обезьяна»
Анализ басни «Зеркало и обезьяна»
Басня «Зеркало и обезьяна» - хоровое проговаривание крылатых выражений
Чем кумушек
считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
IV. Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и муравей») (Слайд №12)
Раиса Ивановна: Ребята, как надо читать произведение? (выразительно). Кто самый смелый? Кто прочитает наизусть монолог лисы? Мария Анатольевна послушает, ей будет очень приятно (вербальная деятельность Екатерины, Виктории, Артёма)
Раиса Ивановна: А сейчас ваши товарищи продемонстрируют своё искусство, представят вашему вниманию басню «Стрекоза и муравей» (драматизация басни с участием: Виолетты, Валерии, Семёна) (Слайд №13)
Раиса Ивановна: Ребята, предлагаю вам поиграть. Игра: «Рассыпалась басня «Мартышка и очки». Её надо собрать. Я буду читать басню, вы внимательно слушаете, повторяете фразу, выбираете соответствующую фразе картинку и располагаете её в определённом порядке на доске, в соответствии с текстом. (Слайд №14)
(Слайд №15) А теперь давайте сравним, правильно ли вы собрали басню (дети сравнивают последовательность картинок из басни «Мартышка и очки» на экране и на доске).
Интересные факты из жизни Ивана Андреевича Крылова (Слайд №16)
V. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга (Слайд №17)
Мария Анатольевна: Ребята, в городе, который очень любил Крылов, установлен памятник в 1855 году. Какой город очень любил Крылов?
Дети: Санкт-Петербург.
Мария Анатольевна: Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге. Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца, он держит в руке перо и тетрадь.
(Слайд №18)
Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из разных произведений («Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», и других).
Высота памятника – 3 метра, высота основания – 3,5 метра.
VI. Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А. Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова») (Слайд №19)
Мария Анатольевна: Художник Карл Брюллов, выполнил прекраснейший портрет баснописца И.А. Крылова. Как можно заметить, Крылов изображён в зрелом возрасте, об этом говорит его лицо, пряди волос, которые уже успели поседеть и беспорядочно опускаются на вески и лоб писателя.
Особенно качественно был передан художником взгляд Крылова, который наполнен мудростью, которая присуще писателю в жизни.
VII.Защита творческих работ учащихся – рисунков к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» (обучающиеся представляют свою творческую работу, анализируют, комментирует Мария Анатольевна).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Взгляд внутрь себя (Слайд №20)
Мария Анатольевна:
В какой мир мы совершили путешествие?
Чем занимался Иван Андреевич Крылов?
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Ребята, вам понравилось путешествие в басенный мир И.А. Крылова?
Можно ли сказать, что басни И.А. Крылова устарели? Почему?
Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) называют копилкой народной мудрости. И каждый день мы встречаемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, Осёл, Козёл и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас среди людей встречается труженик-Муравей, бездельница Стрекоза, глупая Мартышка и другие.
IX. Домашнее задание.
Мария Анатольевна: Предлагаю вам посетить библиотеку, познакомиться с другими баснями И.А. Крылова, а затем выполнить рисунки по басням, чтобы пополнить нашу выставку. Всем спасибо за работу, вы все молодцы, до следующих встреч!
(Слайд №21) Литература:
1. Архипов В.А. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.
2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.
3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8.
4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.
5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.
6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12.
Интернет-источники:
https://citaty.info/man/ivan-andreevich-krylov
http://flaminguru.ru/af47.html
https://deti-online.com/basni/basni-krylova/
https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-krilov/
https://ru.freepik.com/free-vector/monkey-chinese-horoscope_984949.htm
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-karla-bryullova-portret-i-a-krylova/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.