Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Библиотечный час:
«Путешествие в поэтический мир А.С. Пушкина»
![]() |
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов, педагог-психолог
Соавтор: Ёлкина Мария Анатольевна –педагог-библиотекарь,
Томск-2017
Цель:обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
Образовательная – формировать культуру общения, учить воспринимать и понимать творчество А.С. Пушкина, излагая речевой материал чётко, внятно, лексически верно. Закрепить факты биографии, творчество А.С. Пушкина.
Коррекционно-развивающая – развивать речь, память, мышление, воображение, творческо-художественные и артистическиеспособности, формировать личностные универсальные учебные действия посредством слухоречевого развития. Активизировать слуховое восприятие.
Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, воспитывать культуру читателя, развивать потребность в чтении произведений великого поэта.
Оборудование: выставка детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение», индивидуальные слуховые аппараты, речевые карточки.
Место проведения: читальный зал, 1-ый этаж.
Ход мероприятия. Организационный момент.
Раиса Ивановна:
–С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Не лениться, не зевать,
А работать и читать.
Мария Анатольевна: (обращает внимание на портрет А.С. Пушкина).
-Ребята, чей портрет вы видите?
Дети:
-Александра Сергеевича Пушкина.
Мария Анатольевна:
-Где висит этот портрет в школе? (в школьной библиотеке).
-Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.
Давным-давно, двести лет назад, жил-был мальчик. Рос он ребёнком озорным, был непоседой. Но в доме у него было одно место, где он успокаивался и уходил от суеты жизненной. Это была домашняя библиотека.
Мальчик читал книги запоем, они уносили его в далёкий неведомый мир. И была у этого мальчика няня Арина Родионовна. Она знала очень много сказок и любила их рассказывать. Долгими зимними вечерами в комнате звучал тихий голос няни, в печи пощёлкивали дрова, за окном ветер свистал, а дома хозяйничала сказка. Вырос мальчик в мире сказок и стал писателем-сказочником. Как вы думаете, о ком идёт речь? О каком великом поэте?
Дети:
-О великом поэте – Александре Сергеевиче Пушкине.
Мария Анатольевна:
-Правильно, Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Родился Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе.
-Отец – Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.
-Мать – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого».
-Воспитанный французскими гувернёрами, Саша Пушкин из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского языка и большую любовь к чтению.
-Ещё в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского. Любимое время года Пушкина была осень. Любовь к природе, родному языку ему привили бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна Яковлева.
-В год рождения Александра его отец дал Арине Родионовне вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца – маленького Сашеньки. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
Раиса Ивановна:
-Ребята, сегодня наша встреча посвященатворчеству Александра Сергеевича Пушкина. На уроках литературного чтения мы знакомились с творчеством великого поэта, читали замечательные отрывки из его произведений, стихи о временах года, даже заучили некоторые его произведения наизусть. Сегодня вы их вспомните, эмоционально и выразительно прочтёте, а Мария Анатольевна послушает вас, проверит, что вы запомнили из прошлых уроков о творчестве поэта.
-Сейчас я задам вопросы, чтобы убедиться, внимательно ли вы слушали Марию Анатольевну? Слушайте внимательно, отвечайте полными ответами, говорите чётко, внятно, проговаривая правильно все звуки.
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
- Какое любимое время года поэта?
- Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
-Сколько лет прошло со дня рождения? (математически дети высчитывают на доске, произвольные ответы детей).
-По опорным словам вспомните, как называется сказка.
«… Дурачина ты, простофиля, не сумел ты взять выкупа с рыбки, взял бы хоть новое корыто, наше-то совсем развалилось…».
Дети:
-Сказка о рыбаке и рыбки.
Раиса Ивановна:
-Ребята, кому вы показывали эту сказку?
Дети:
-Дошколятам.
Физкультминутка:
«Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире»
Цель. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Раиса Ивановна:
-Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире.
-Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
• Раз (хлопок в ладоши).
• Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
• Три (хлопок в ладоши).
• Четыре (правая рука — перед лицом, ладонь смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь правой руки; локоть левой руки на уровне плеча).
• Жили (хлопок в ладоши).
• Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).
• На (хлопок в ладоши).
• Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).
• Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку).
• Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
• По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).
• Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
• Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
• Челяби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз).
• Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).
Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
Пальчиковая гимнастика
См.: Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения
Дошкольное воспитание, 2000. № 10.
http://doshkolniki.org/doshkolnaya-psixologiya/156-palchikovye-igry-uprazhnesniya-20-razvitie-melkoj-motoriki.html
Мария Анатольевна:
-Ребята, а какие стихи поэта Александра Сергеевича Пушкина вы хорошо знаете? Какие стихи вы помните? Прочитайте и объясните, чем они привлекают вас, что вы больше всего в них цените? Я с удовольствием послушаю.
Хоровое прочтение: (участвуют все обучающиеся класса)
«Уж небо осенью дышало ....»
(Из романа «Евгений Онегин»)
Автор: Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Читает Иванова Валерия:
«В тот год осенняя погода...» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
Автор: Александр Пушкин
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Читает Морозов Семён:
«Зимний вечер», автор: Александр Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Читает Виолетта Каличкина:
«Зима!... Крестьянин торжествуя...» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
Автор: Александр Пушкин
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Мария Анатольевна:
-Ребята, вы – молодцы! Почему вам нравятся творчество поэта? (произвольные ответы детей)
-Я очень рада была с вами сотрудничать. Мне приятно слушать вашу речь. Читаете выразительно, эмоционально.Спасибо!
Итог урока. Рефлексия.
-Вам понравился библиотечный час?
-Что нового узнали на уроке?
-Было ли вам трудно отвечать на вопросы?
-Что больше всего запомнилось?
-Хотели бы вы ещё встретиться?
(произвольные ответы детей)
Домашнее задание.
1.Нарисовать иллюстрациик сказкам А.С. Пушкина.
2.Выучить стихотворение по желанию.
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.