Библиотечный урок
“ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ”
Цели и задачи мероприятия:
1. Дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности;
2. Создание условной для формирования терпимости к различиям между людьми;
3. Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в классе
4. Повышения внутригруппового доверия и сплоченности членов класса.
Ход мероприятия
Недостойный человек предъявляет
Требования к окружающим,
Достойный – только себе.
Китайская пословица
-Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
( звучит музыка )
Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот выбирай, - сказал волшебник , - одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую – Доброта.
-Они все прекрасны , - сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…
Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь .
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой из. Задумалась Любовь.
Подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем , может быть знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек ,но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Что такое толерантность?
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Тайлеран Перигор , князь Беневетский.
Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие « ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
На разных языках земного шара слово толерантность звучит по разному:
В испанском языке оно обозначает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие , сострадание;
В русском – способность терпеть что - то или кого - то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего - либо, кого - либо).
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. А лучики – это определение этого слова.
Лучики:
Ø Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
Ø Стремление к полноценной реализации своих способностей.
Ø Умение понимать и познавать других людей.
Ø Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
Ø Уважение прав других.
В любом таком обществе существуют свои законы, своя конституция, свои определенные правила, так и в любом таком классе есть свои определённый правила, традиции. Что такое класс? (Это группа людей, постоянная по составу, объединенные общей целью).
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту меня будут звать Владимир Николаевич»
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Упражнение «Сходство и различия».
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Как влияет национальность на взаимоотношения людей?
3. Какие религии вы знаете?
4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
6. Как общаются между собой старые и молодые люди?
Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семья и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура.
Упражнение «Чем мы похожи»
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или Мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.) Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку, предлагается написать на пальчиках хорошие, качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.
Упражнение «Лукошко»
Ведущий проходит по кругу с пакетом, в котором находятся мелкие предметы. Участники не заглядывают в пакет, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например, «Мне достался мячик. Он напоминает земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Упражнение «Превращение»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
Ø «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарём, томиком стихов…)»
Ø « Если бы я был едой, то я бы был… (кашей, пирожком, картошкой…)»
Ø «Если бы я был взрослым, то я был бы…»
Ø «Если бы я был песней, то я был бы…»
Ø «Если бы я был музыкой, то я был бы…»
Ø «Если бы я был ветром, то я был бы…»
Ø «Если бы я был самолётом, то я был бы…»
Ø «Если бы я был
Ø «Если бы я был
Все отвечают по кругу.
Упражнение «Аплодисменты».
Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством ( например: «Встаньте те, кто умеет кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научится играть в большой теннис» и др.)
Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Мы с вами много говорили о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
3. Отстаивай своё мнение.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признавать правоту других.
6. Стремитесь учитывать интересы других.
Мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
А теперь поговорим о традициях, которые есть и могут быть в нашем классе. Перед вами бумажные прямоугольники, в которых вы должны написать эти традиции. (Дети складывают «фундамент дома»).
1. Дни рожденья.
2. Походы.
3. Проведение акций «Забота».
4. Проведение праздников и концертов.
Итак, смотрите: у нас есть дом, в котором нам уютно, тепло, весело, хорошо вместе, если мы соблюдаем правила. У нас есть традиции, как в любой семье, стране, у каждого народа. У нас есть возможность остаться классом сплоченным, готовым поддержать друг друга в любой момент, способным пройти через все трудности, до окончания школы. Давайте такими постараемся быть!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.