Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Библиотечный урок для 4 классов. Библиотечный урок разработан с целью привить любовь к творчеству А.С. Пушкина.Путешествуя в ходе урока по сказкам А.С. Пушкина учащиеся смогут расширить и обобщить знания о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве. Научатся применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы. У детей появятся навыки сотрудничества, развивается взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, воспитывается любовь к поэтическому слову, формируется интерес к классическому искусству, происходит сплоченность при подготовке к коллективному творческому делу.
Иконка файла материала Библ. урок для 4 кл.Что за прелесть эти сказки.doc
«Что за прелесть эти сказки!» (Путешествие по сказкам А.С. Пушкина) (Методическая разработка библиотечного урока) Авт ор: Ярмусь Светлана Витальевна, педагог-библиотекарь первой квалификационной категории 1р.п. Колывань, 2017. Библиотечный урок для  4 классов. Тема: "Что за прелесть эти сказки" (путешествие по сказкам А.С. Пушкина)  Цель: привить любовь к творчеству  А.С. Пушкина. Задачи: ­  расширить и обобщить знания учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве;  ­ развить у детей умения применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;  ­   воспитать   любовь     к   поэтическому   слову,   формировать   интерес   детей   к классическому   искусству,   сплотить   детей   при   подготовке   к   коллективному творческому делу; ­     формировать   у   детей   навыки   сотрудничества,   развивать   взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность; Оборудование:  компьютер, медиапроектор, портрет А.С. Пушкина, выставка книг   со   сказками     А.С.Пушкина, рисунки     детей     к     произведениям     А.С. Пушкина,   презентация.   (Макет   дуба,   дубовые   листья   с   заданиями,   нарисованные следы, эмблемы двух команд «золотая рыбка» и «золотой петушок», картинки к игре 2«сказочный порядок», атрибуты из сказок:  зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, жёлуди, листики дубовые).        ХОД    УРОКА               1.   Организационный   момент.                2. Вступление. Педагог­библиотекарь: ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда­в путь! (Слайд № 1) (Дети следуют за педагогом­библиотекарем, перед ними — декорация пушкинского дуба).  Педагог­библиотекарь:  посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? Дети: это ­ дуб! Педагог­библиотекарь: верно, дуб. Но дуб необычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб? Ответы детей (Слайд № 2). Педагог­библиотекарь:  Величайший русский поэт, а ещё кто? Конечно сказочник. Вспомним пушкинские   правильно   дети,   это   Александр   Сергеевич   Пушкин.   сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». О чём эти сказки? Ответы детей.             3. Кто же такой А. С. Пушкин? Педагог­библиотекарь:  вначале нашего путешествия, я расскажу вам   биографию А.С.Пушкина.(Слайд № 3). Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799  года в Москве, в Немецкой слободе.  С     раннего     детства     он     был     окружён   заботой     и     вниманием родителей. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. Мама А.С. Пушкина, Надежда Осиповна   Пушкина,  приходилась   внучкой   арапу   Петра  I,  впоследствии   русскому 3генералу. Отец, Сергей Львович Пушкин, статский советник в отставке, светский острослов   и   поэт­любитель.   У   А.С.   Пушкина   была   сестра   Ольга   Сергеевна Павлищева   урожденная   Пушкина,   брат     Лев   Сергеевич   Пушкин,   воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном   Педагогическом   институте.  В   1831   году   Пушкин   женился   на   красавице Наталье   Николаевне   Гончаровой.  Между   супругами   с   самого   начала   сложились сердечные   и   дружеские   отношения.  У   них     было   4   детей:   Мария,   Александр, Григорий, Наталья.  У   семьи   Пушкиных    (Слайд   №   4). Любовь к родному языку и сказкам маленькому Пушкину привили бабушка, Мария   был   свой   семейный   герб. Алексеевна   Ганнибал,   превосходно   говорившая   и   писавшая   по­русски,   и   няня, которая  особенно   заботилась   о   нём. Няня А.С. Пушкина ­  простая   крестьянка, мастерица     петь     песни,     рассказывать     сказки.     Говор   у   неё     был   особый певучий,   она  «окала».   Маленький   Саша   очень  любил  свою    няню    и  называл её   ласково   матушкой.  А  кто  из  вас  знает,  как   звали   няню   поэта? Ответы детей.  (Слайд № 5).   Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения   мечтательному   мальчику,   ловившему   каждое   слово,   каждый   жест сказочницы.   А   сказок   она   знала   великое   множество.   Он   просил,   чтобы   няня повторяла ему одни и те же сказки   много раз...  (Слайд № 6).  И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые   почти     затем, 177 лет уже прошло со дня смерти А.С. Пушкина (он умер в 1837 году), а память о дословно передал своих   стихах.   в     нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе   и   населенном   пункте   есть   улица,   названная   в   его   честь.  (Слайд   №   7). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть во многих городах и населенных пунктах  России. Так и в Колывани (Слайд № 8),   7 октября   2013   года,   на   территории Колыванской   центральной   библиотеки   прошло торжественное открытие бюста великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы, ребята, ходили на торжественное открытие, видели бюст А.С. Пушкину?  Ответы детей. 4Педагог­Библиотекарь:  мы  с вами  ребята познакомились  с  биографией  поэта, а сейчас мы продолжим увлекательное, сказочное путешествие по произведениям А.С. Пушкина. Я предлагаю вспомнить отрывок из поэмы   «Руслан и Людмила» ­ «У Лукоморья». Чтение детей стихотворения.  Педагог­Библиотекарь: вот и у нас растет необычный дуб, волшебный, потому что на   нем растут необычные листья – листья с заданиями и загадками для ребят. Но сначала надо разделиться на  две команды. (Дети делятся на 2 команды, подходят к столу и выбирают себе перевернутую эмблему. Первая  команда  ­ «золотая рыбка», вторая команда ­  «золотой петушок»). Вы сели по командам. Перед  путешествием предлагаю уточнить правила работы в команде. Команды   отвечают   по   очереди  и быстро. За каждый правильный ответ, команда получает дубовый листик.                        4. Первое задание ­ литературная разминка. (Слайд № 9).   Педагог­ библиотекарь:  начнём   с   разминки, чтобы в сказку нам попасть — нужно очень много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Срывает  листок с дуба и читает задание: назовите сказки А.С. Пушкина по отрывкам. Звучат строки из сказок. Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок, глядя на экран. (После того как дети  ответили, показывается слайд с правильным ответом). За каждый правильный ответ команда получает дубовый листик. (Слайд № 10)   Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.   «Кабы я была царица, –  Говорит одна девица, –  То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.  Ответы детей (Щелчок) («Сказка о царе Салтане...») (Слайд № 10 ­ответ)   (Слайд № 11)  5Царь с царицею простился,  В путь­дорогу снарядился,  И царица у окна  Села ждать его одна.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)  (Слайд № 11 ­ ответ)  (Слайд № 12) Пошел, сел у берега моря;  Там он стал веревку крутить,  Да конец ее в море мочить.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о попе и о работнике его Балде) (Слайд № 12 –  ответ)  (Слайд № 13) Глядь: опять перед ним землянка;  На пороге сидит старуха,  А перед нею разбитое корыто.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о рыбаке и рыбке) (Слайд № 13 – ответ) (Слайд № 14)   Царь к востоку войско шлет,  Старший сын его ведет.  Петушок угомонился,  Шум утих, и он забылся. Ответы детей (Щелчок) (Сказка о золотом петушке) (Слайд № 14 ­ ответ)  6Педагог­библиотекарь:  Молодцы!   Посчитаем   Победила команда. …  Но это было легкое задание!    полученные   дубовые   листики. 5. Второе задание – игра «Найди то, не знаю что». (Слайд № 15) Педагог­ библиотекарь:   срывает листок с дуба и читает задание ­ Нужно найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. На это дается 3 минуты. Это  зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.   После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Подсчитываются предметы. За каждый правильно найденный   предмет     команда   получает   дубовый   листик.  Молодцы!   Посчитаем полученные дубовые листики. Победила команда. … Продолжаем наше путешествие! 6.   Третье   задание   –   конкурс   капитанов.   (Слайд   №16)Педагог­ библиотекарь:  а вот еще волшебный листок на дубе с заданием. Срывает листок с дуба и читает капитанам команд вопросы из каждой номинации. ( После того как учащийся   ответил,   показывается   слайд   с   правильным   ответом).   За   каждый правильный ответ капитан команды получает дубовый листик. 1. Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)  (Слайд № 17)  2. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) (Слайд № 18) 3. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) (Слайд № 19)  4.  Назовите все желания старухи по порядку.  (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой  дворянкой, 4 –  стать царицей, 5 –  стать владычицей морской) (Слайд № 20) 5.  Назовите   в   нужной   последовательности   все   превращения   князя   Гвидона.  (1   – комар; 2 – шмель; 3 – муха) (Слайд № 21)  6. Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно) (Слайд № 22)  77. Перечислите по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна­лебедь) (Слайд № 23) 8. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян, Боян) (Слайд № 24)  Педагог­библиотекарь:  молодцы,   капитаны!   Посчитаем     полученные   дубовые листики, победил капитан  команды. … Продолжаем наше путешествие!                    7. Четвертое задание – «сказочный порядок». (Слайд № 25) Педагог­ библиотекарь:   вот   следующий   волшебный   листок   на   дубе   с   заданием.   Срывает листок с дуба и читает  командам условия игры.  Каждая команда должна собрать разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). На это задание дается 3 минуты. К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной   детали.   Побеждает   та   команда,   которая   сделает   это   быстрее   и   назовет название сказки. За правильный ответ команда получает дубовый листик. Педагог­библиотекарь:  молодцы,   ребята!   Знаете   хорошо   произведения   великого поэта. Сразу видно, что вы много читаете.  9.  Пятое задание – сопоставить литературного героя со сказкой.     (Слайд № 26)  .    Педагог­библиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает   задания   командам. Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.  После того как дети   ответили,   по   щелчку   показывается   правильный   ответ.   За   правильный   ответ команда получает дубовый листик.  (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Чертенок – «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Звездочет –   «Сказка   о   золотом   петушке»;   Столбовая   дворянка   –   «Сказка   о   рыбаке   и рыбке»;  Кот ученый – «У Лукоморья»). 9.  Шестое задание – пройти через болото по неведомой дорожке. (Слайд № 27). Педагог­библиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает  задания 8командам. Чтобы пройти через болото, нужно хорошо знать сказки А.С. Пушкина, некоторые строки наизусть.  Вот сейчас  и  проверим, действительно ли вы любите сказки А.С.Пушкина. Продолжите   начатую мной строчку и назовите сказку. Если угадали   правильно,   то   делаете   шаг   вперед,   наступая   на   следы,   переходите   к волшебному     дубу.  Две   команды  (2пары   следов).    За   правильный   ответ   команда получает дубовый листик и приближается к победе  та команда, у которой больше всего участников  перейдет к дубу. ФРАЗЫ ИЗ СКАЗОК: 1. Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка­ Белка песенки...поет  да орешки все  грызет (Сказка о царе Салтане). 2. Стал старик кликать Золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила...  чего тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке). 3. Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: …   Повар, конюх и плотник (О  попе и о работнике  его балде). 4. «Там чудеса, там леший бродит, …. ­ русалка на ветвях сидит (поэма  «Руслан и Людмила).  5. Сказка ложь, да в ней намёк! ­ …   Добрым молодцам урок (О золотом  петушке). 6. И я там был мед пиво пил ­ …..Да усы лишь обмочил (О мертвой царевне и 7 богатырях). Молодцы, ребята! Посчитаем  полученные дубовые листики, победила команда. …!                    10.  Рефлексия.  Педагог­библиотекарь: наше сказочное путешествие подошло   к   концу.   А   что   мы   сегодня   узнали?  Ответы   детей:  биографию   А.С. Пушкина, вспомнили сказочных героев из его произведений, совершили путешествие в страну его сказок.  Какие впечатления у вас остались после библиотечного урока? Ели   вы   получили   больше   положительных   эмоций,  то   прикрепите   на   дуб   зеленые листочки, а если больше отрицательных, то жёлуди. Дети крепят листики и жёлуди на   дуб.   Весь   дуб   у   нас   в   зеленых   листочках,   значит   вы   получили   много 9положительных   эмоций,   урок   вам   понравился,   значит   вы   любите   сказки   А.С. Пушкина.     . Подведение итогов. Педагог­библиотекарь:  молодцы                11.  Заключение   ребята!   Вы   отлично   знаете   сказки   А.С.   Пушкина!  (Слайд   №   28).  Теперь   нужно подсчитать,     сколько   дубовых   листиков   по   итогам   конкурсов   набрала   каждая команда и выяснить какая же  из команд победитель.   ­ Победила ДРУЖБА! Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть там что­нибудь  найдем!?             Дети находят вкусное угощение и сертификаты за участие. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ахматова А. А.  Последняя сказка  Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. ­ М., 1990 г. 2. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.­ М.,1954 г.  3. Пушкин А.С. «Сказки. Поэма Руслан и Людмила».  – М., 2009г. 4.   Пушкин   А.С.:   В   зеркале   двух   столетий:[Электронный   ресурс].­М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. ­ (Познавательная коллекция). 105. Читаем, учимся, играем.­2006 г.  Интернет ресурсы 1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text= &stype=image&lr=11132&noreask=1  ­    рисунки. 2. http://skaz­pushkina.ru/audio.html   ­  аудисказки. 3. http   ://   www   .  artportret    .  ru   /?   page  =24    ­  портреты.   4. http   ://   www   .  bibliopskov    .  ru   /  html  2/   arina  .  htm .     5. http   ://   clubs  .  ya   .  ru   /4611686018427418420/  posts    .  xml    ?  tag   =7330717.      6. http   ://   old   .  nkj    .  ru   /  cgi  /  naukaaa    4  a  .  html  ?02+0408+02408028+    html .     7. http://belaveda.my1.ru/load/. 8.  pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg. 9. lib.ru Библиотека Мошкова.  11