Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".
Оценка 4.8

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
библиотека
4 кл
09.11.2017
Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".
Библиотечный урок для 4 классов. Библиотечный урок разработан с целью привить любовь к творчеству А.С. Пушкина.Путешествуя в ходе урока по сказкам А.С. Пушкина учащиеся смогут расширить и обобщить знания о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве. Научатся применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы. У детей появятся навыки сотрудничества, развивается взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, воспитывается любовь к поэтическому слову, формируется интерес к классическому искусству, происходит сплоченность при подготовке к коллективному творческому делу.
Библ. урок для 4 кл.Что за прелесть эти сказки.doc
«Что за прелесть эти сказки!» (Путешествие по сказкам А.С. Пушкина) (Методическая разработка библиотечного урока) Авт ор: Ярмусь Светлана Витальевна, педагог-библиотекарь первой квалификационной категории 1 р.п. Колывань, 2017. Библиотечный урок для  4 классов. Тема: "Что за прелесть эти сказки" (путешествие по сказкам А.С. Пушкина)  Цель: привить любовь к творчеству  А.С. Пушкина. Задачи: ­  расширить и обобщить знания учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве;  ­ развить у детей умения применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;  ­   воспитать   любовь     к   поэтическому   слову,   формировать   интерес   детей   к классическому   искусству,   сплотить   детей   при   подготовке   к   коллективному творческому делу; ­     формировать   у   детей   навыки   сотрудничества,   развивать   взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность; Оборудование:  компьютер, медиапроектор, портрет А.С. Пушкина, выставка книг   со   сказками     А.С.Пушкина, рисунки     детей     к     произведениям     А.С. Пушкина,   презентация.   (Макет   дуба,   дубовые   листья   с   заданиями,   нарисованные следы, эмблемы двух команд «золотая рыбка» и «золотой петушок», картинки к игре 2 «сказочный порядок», атрибуты из сказок:  зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, жёлуди, листики дубовые).        ХОД    УРОКА               1.   Организационный   момент.                2. Вступление. Педагог­библиотекарь: ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда­в путь! (Слайд № 1) (Дети следуют за педагогом­библиотекарем, перед ними — декорация пушкинского дуба).  Педагог­библиотекарь:  посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? Дети: это ­ дуб! Педагог­библиотекарь: верно, дуб. Но дуб необычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб? Ответы детей (Слайд № 2). Педагог­библиотекарь:  Величайший русский поэт, а ещё кто? Конечно сказочник. Вспомним пушкинские   правильно   дети,   это   Александр   Сергеевич   Пушкин.   сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». О чём эти сказки? Ответы детей.             3. Кто же такой А. С. Пушкин? Педагог­библиотекарь:  вначале нашего путешествия, я расскажу вам   биографию А.С.Пушкина.(Слайд № 3). Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799  года в Москве, в Немецкой слободе.  С     раннего     детства     он     был     окружён   заботой     и     вниманием родителей. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. Мама А.С. Пушкина, Надежда Осиповна   Пушкина,  приходилась   внучкой   арапу   Петра  I,  впоследствии   русскому 3 генералу. Отец, Сергей Львович Пушкин, статский советник в отставке, светский острослов   и   поэт­любитель.   У   А.С.   Пушкина   была   сестра   Ольга   Сергеевна Павлищева   урожденная   Пушкина,   брат     Лев   Сергеевич   Пушкин,   воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном   Педагогическом   институте.  В   1831   году   Пушкин   женился   на   красавице Наталье   Николаевне   Гончаровой.  Между   супругами   с   самого   начала   сложились сердечные   и   дружеские   отношения.  У   них     было   4   детей:   Мария,   Александр, Григорий, Наталья.  У   семьи   Пушкиных    (Слайд   №   4). Любовь к родному языку и сказкам маленькому Пушкину привили бабушка, Мария   был   свой   семейный   герб. Алексеевна   Ганнибал,   превосходно   говорившая   и   писавшая   по­русски,   и   няня, которая  особенно   заботилась   о   нём. Няня А.С. Пушкина ­  простая   крестьянка, мастерица     петь     песни,     рассказывать     сказки.     Говор   у   неё     был   особый певучий,   она  «окала».   Маленький   Саша   очень  любил  свою    няню    и  называл её   ласково   матушкой.  А  кто  из  вас  знает,  как   звали   няню   поэта? Ответы детей.  (Слайд № 5).   Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения   мечтательному   мальчику,   ловившему   каждое   слово,   каждый   жест сказочницы.   А   сказок   она   знала   великое   множество.   Он   просил,   чтобы   няня повторяла ему одни и те же сказки   много раз...  (Слайд № 6).  И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые   почти     затем, 177 лет уже прошло со дня смерти А.С. Пушкина (он умер в 1837 году), а память о дословно передал своих   стихах.   в     нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе   и   населенном   пункте   есть   улица,   названная   в   его   честь.  (Слайд   №   7). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть во многих городах и населенных пунктах  России. Так и в Колывани (Слайд № 8),   7 октября   2013   года,   на   территории Колыванской   центральной   библиотеки   прошло торжественное открытие бюста великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы, ребята, ходили на торжественное открытие, видели бюст А.С. Пушкину?  Ответы детей. 4 Педагог­Библиотекарь:  мы  с вами  ребята познакомились  с  биографией  поэта, а сейчас мы продолжим увлекательное, сказочное путешествие по произведениям А.С. Пушкина. Я предлагаю вспомнить отрывок из поэмы   «Руслан и Людмила» ­ «У Лукоморья». Чтение детей стихотворения.  Педагог­Библиотекарь: вот и у нас растет необычный дуб, волшебный, потому что на   нем растут необычные листья – листья с заданиями и загадками для ребят. Но сначала надо разделиться на  две команды. (Дети делятся на 2 команды, подходят к столу и выбирают себе перевернутую эмблему. Первая  команда  ­ «золотая рыбка», вторая команда ­  «золотой петушок»). Вы сели по командам. Перед  путешествием предлагаю уточнить правила работы в команде. Команды   отвечают   по   очереди  и быстро. За каждый правильный ответ, команда получает дубовый листик.                        4. Первое задание ­ литературная разминка. (Слайд № 9).   Педагог­ библиотекарь:  начнём   с   разминки, чтобы в сказку нам попасть — нужно очень много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Срывает  листок с дуба и читает задание: назовите сказки А.С. Пушкина по отрывкам. Звучат строки из сказок. Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок, глядя на экран. (После того как дети  ответили, показывается слайд с правильным ответом). За каждый правильный ответ команда получает дубовый листик. (Слайд № 10)   Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.   «Кабы я была царица, –  Говорит одна девица, –  То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.  Ответы детей (Щелчок) («Сказка о царе Салтане...») (Слайд № 10 ­ответ)   (Слайд № 11)  5 Царь с царицею простился,  В путь­дорогу снарядился,  И царица у окна  Села ждать его одна.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)  (Слайд № 11 ­ ответ)  (Слайд № 12) Пошел, сел у берега моря;  Там он стал веревку крутить,  Да конец ее в море мочить.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о попе и о работнике его Балде) (Слайд № 12 –  ответ)  (Слайд № 13) Глядь: опять перед ним землянка;  На пороге сидит старуха,  А перед нею разбитое корыто.  Ответы детей (Щелчок) (Сказка о рыбаке и рыбке) (Слайд № 13 – ответ) (Слайд № 14)   Царь к востоку войско шлет,  Старший сын его ведет.  Петушок угомонился,  Шум утих, и он забылся. Ответы детей (Щелчок) (Сказка о золотом петушке) (Слайд № 14 ­ ответ)  6 Педагог­библиотекарь:  Молодцы!   Посчитаем   Победила команда. …  Но это было легкое задание!    полученные   дубовые   листики. 5. Второе задание – игра «Найди то, не знаю что». (Слайд № 15) Педагог­ библиотекарь:   срывает листок с дуба и читает задание ­ Нужно найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. На это дается 3 минуты. Это  зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.   После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Подсчитываются предметы. За каждый правильно найденный   предмет     команда   получает   дубовый   листик.  Молодцы!   Посчитаем полученные дубовые листики. Победила команда. … Продолжаем наше путешествие! 6.   Третье   задание   –   конкурс   капитанов.   (Слайд   №16)Педагог­ библиотекарь:  а вот еще волшебный листок на дубе с заданием. Срывает листок с дуба и читает капитанам команд вопросы из каждой номинации. ( После того как учащийся   ответил,   показывается   слайд   с   правильным   ответом).   За   каждый правильный ответ капитан команды получает дубовый листик. 1. Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)  (Слайд № 17)  2. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) (Слайд № 18) 3. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) (Слайд № 19)  4.  Назовите все желания старухи по порядку.  (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой  дворянкой, 4 –  стать царицей, 5 –  стать владычицей морской) (Слайд № 20) 5.  Назовите   в   нужной   последовательности   все   превращения   князя   Гвидона.  (1   – комар; 2 – шмель; 3 – муха) (Слайд № 21)  6. Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно) (Слайд № 22)  7 7. Перечислите по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна­лебедь) (Слайд № 23) 8. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян, Боян) (Слайд № 24)  Педагог­библиотекарь:  молодцы,   капитаны!   Посчитаем     полученные   дубовые листики, победил капитан  команды. … Продолжаем наше путешествие!                    7. Четвертое задание – «сказочный порядок». (Слайд № 25) Педагог­ библиотекарь:   вот   следующий   волшебный   листок   на   дубе   с   заданием.   Срывает листок с дуба и читает  командам условия игры.  Каждая команда должна собрать разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). На это задание дается 3 минуты. К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной   детали.   Побеждает   та   команда,   которая   сделает   это   быстрее   и   назовет название сказки. За правильный ответ команда получает дубовый листик. Педагог­библиотекарь:  молодцы,   ребята!   Знаете   хорошо   произведения   великого поэта. Сразу видно, что вы много читаете.  9.  Пятое задание – сопоставить литературного героя со сказкой.     (Слайд № 26)  .    Педагог­библиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает   задания   командам. Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.  После того как дети   ответили,   по   щелчку   показывается   правильный   ответ.   За   правильный   ответ команда получает дубовый листик.  (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Чертенок – «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Звездочет –   «Сказка   о   золотом   петушке»;   Столбовая   дворянка   –   «Сказка   о   рыбаке   и рыбке»;  Кот ученый – «У Лукоморья»). 9.  Шестое задание – пройти через болото по неведомой дорожке. (Слайд № 27). Педагог­библиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает  задания 8 командам. Чтобы пройти через болото, нужно хорошо знать сказки А.С. Пушкина, некоторые строки наизусть.  Вот сейчас  и  проверим, действительно ли вы любите сказки А.С.Пушкина. Продолжите   начатую мной строчку и назовите сказку. Если угадали   правильно,   то   делаете   шаг   вперед,   наступая   на   следы,   переходите   к волшебному     дубу.  Две   команды  (2пары   следов).    За   правильный   ответ   команда получает дубовый листик и приближается к победе  та команда, у которой больше всего участников  перейдет к дубу. ФРАЗЫ ИЗ СКАЗОК: 1. Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка­ Белка песенки...поет  да орешки все  грызет (Сказка о царе Салтане). 2. Стал старик кликать Золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила...  чего тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке). 3. Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: …   Повар, конюх и плотник (О  попе и о работнике  его балде). 4. «Там чудеса, там леший бродит, …. ­ русалка на ветвях сидит (поэма  «Руслан и Людмила).  5. Сказка ложь, да в ней намёк! ­ …   Добрым молодцам урок (О золотом  петушке). 6. И я там был мед пиво пил ­ …..Да усы лишь обмочил (О мертвой царевне и 7 богатырях). Молодцы, ребята! Посчитаем  полученные дубовые листики, победила команда. …!                    10.  Рефлексия.  Педагог­библиотекарь: наше сказочное путешествие подошло   к   концу.   А   что   мы   сегодня   узнали?  Ответы   детей:  биографию   А.С. Пушкина, вспомнили сказочных героев из его произведений, совершили путешествие в страну его сказок.  Какие впечатления у вас остались после библиотечного урока? Ели   вы   получили   больше   положительных   эмоций,  то   прикрепите   на   дуб   зеленые листочки, а если больше отрицательных, то жёлуди. Дети крепят листики и жёлуди на   дуб.   Весь   дуб   у   нас   в   зеленых   листочках,   значит   вы   получили   много 9 положительных   эмоций,   урок   вам   понравился,   значит   вы   любите   сказки   А.С. Пушкина.     . Подведение итогов. Педагог­библиотекарь:  молодцы                11.  Заключение   ребята!   Вы   отлично   знаете   сказки   А.С.   Пушкина!  (Слайд   №   28).  Теперь   нужно подсчитать,     сколько   дубовых   листиков   по   итогам   конкурсов   набрала   каждая команда и выяснить какая же  из команд победитель.   ­ Победила ДРУЖБА! Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть там что­нибудь  найдем!?             Дети находят вкусное угощение и сертификаты за участие. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ахматова А. А.  Последняя сказка  Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. ­ М., 1990 г. 2. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.­ М.,1954 г.  3. Пушкин А.С. «Сказки. Поэма Руслан и Людмила».  – М., 2009г. 4.   Пушкин   А.С.:   В   зеркале   двух   столетий:[Электронный   ресурс].­М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. ­ (Познавательная коллекция). 10 5. Читаем, учимся, играем.­2006 г.  Интернет ресурсы 1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text= &stype=image&lr=11132&noreask=1  ­    рисунки. 2. http://skaz­pushkina.ru/audio.html   ­  аудисказки. 3. http   ://   www   .  artportret    .  ru   /?   page  =24    ­  портреты.   4. http   ://   www   .  bibliopskov    .  ru   /  html  2/   arina  .  htm .     5. http   ://   clubs  .  ya   .  ru   /4611686018427418420/  posts    .  xml    ?  tag   =7330717.      6. http   ://   old   .  nkj    .  ru   /  cgi  /  naukaaa    4  a  .  html  ?02+0408+02408028+    html .     7. http://belaveda.my1.ru/load/. 8.  pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg. 9. lib.ru Библиотека Мошкова.  11

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".

Библиотечный урок "Что за прелесть эти сказки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017