Библиотечный урок для 4 классов.
Библиотечный урок разработан с целью привить любовь к творчеству А.С. Пушкина.Путешествуя в ходе урока по сказкам А.С. Пушкина учащиеся смогут расширить и обобщить знания о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве. Научатся применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы. У детей появятся навыки сотрудничества, развивается взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, воспитывается любовь к поэтическому слову, формируется интерес к классическому искусству, происходит сплоченность при подготовке к коллективному творческому делу.
«Что за прелесть
эти сказки!»
(Путешествие по сказкам А.С.
Пушкина)
(Методическая разработка
библиотечного урока)
Авт
ор:
Ярмусь Светлана Витальевна,
педагог-библиотекарь
первой квалификационной категории
1р.п. Колывань, 2017.
Библиотечный урок для 4 классов.
Тема: "Что за прелесть эти сказки" (путешествие по сказкам А.С. Пушкина)
Цель: привить любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
расширить и обобщить знания учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его
творчестве;
развить у детей умения применять свои знания в нестандартных познавательных
ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
воспитать любовь
к поэтическому слову, формировать интерес детей к
классическому искусству, сплотить детей при подготовке к коллективному
творческому делу;
формировать у детей навыки сотрудничества, развивать взаимопонимание,
доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;
Оборудование: компьютер, медиапроектор, портрет А.С. Пушкина, выставка
книг со сказками А.С.Пушкина, рисунки детей к произведениям А.С.
Пушкина, презентация. (Макет дуба, дубовые листья с заданиями, нарисованные
следы, эмблемы двух команд «золотая рыбка» и «золотой петушок», картинки к игре
2«сказочный порядок», атрибуты из сказок: зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок,
кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук
со стрелой, перо лебедя, цепь, жёлуди, листики дубовые).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступление. Педагогбиблиотекарь: ребята, любите ли вы сказки? Хотите
вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогдав путь! (Слайд № 1)
(Дети следуют за педагогомбиблиотекарем, перед ними — декорация пушкинского
дуба). Педагогбиблиотекарь: посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как
оно называется?
Дети: это дуб!
Педагогбиблиотекарь: верно, дуб. Но дуб необычный! Смотрите: на нем есть цепь,
на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал
именно такой дуб? Ответы детей (Слайд № 2).
Педагогбиблиотекарь:
Величайший русский поэт, а ещё кто? Конечно сказочник. Вспомним пушкинские
правильно дети, это Александр Сергеевич Пушкин.
сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом
петушке». О чём эти сказки? Ответы детей.
3. Кто же такой А. С. Пушкин? Педагогбиблиотекарь:
вначале нашего путешествия, я расскажу вам биографию А.С.Пушкина.(Слайд №
3). Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой
слободе. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием
родителей. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал,
являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. Мама А.С. Пушкина, Надежда
Осиповна Пушкина, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому
3генералу. Отец, Сергей Львович Пушкин, статский советник в отставке, светский
острослов и поэтлюбитель. У А.С. Пушкина была сестра Ольга Сергеевна
Павлищева урожденная Пушкина, брат Лев Сергеевич Пушкин, воспитанник
Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при
Главном Педагогическом институте. В 1831 году Пушкин женился на красавице
Наталье Николаевне Гончаровой. Между супругами с самого начала сложились
сердечные и дружеские отношения. У них было 4 детей: Мария, Александр,
Григорий, Наталья.
У семьи Пушкиных
(Слайд № 4).
Любовь к родному языку и сказкам маленькому Пушкину привили бабушка, Мария
был свой семейный герб.
Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая порусски, и няня,
которая особенно заботилась о нём. Няня А.С. Пушкина простая крестьянка,
мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый
певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл
её ласково матушкой. А кто из вас знает, как звали няню поэта? Ответы
детей. (Слайд № 5). Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти
мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест
сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня
повторяла ему одни и те же сказки много раз... (Слайд № 6). И запоминал их –
навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые
почти
затем,
177 лет уже прошло со дня смерти А.С. Пушкина (он умер в 1837 году), а память о
дословно
передал
своих
стихах.
в
нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом
городе и населенном пункте есть улица, названная в его честь. (Слайд № 7).
Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть во
многих городах и населенных пунктах России. Так и в Колывани (Слайд № 8), 7
октября 2013 года, на территории Колыванской центральной библиотеки прошло
торжественное открытие бюста великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы, ребята,
ходили на торжественное открытие, видели бюст А.С. Пушкину? Ответы детей.
4ПедагогБиблиотекарь: мы с вами ребята познакомились с биографией поэта, а
сейчас мы продолжим увлекательное, сказочное путешествие по произведениям А.С.
Пушкина. Я предлагаю вспомнить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У
Лукоморья». Чтение детей стихотворения.
ПедагогБиблиотекарь: вот и у нас растет необычный дуб, волшебный, потому что
на нем растут необычные листья – листья с заданиями и загадками для ребят. Но
сначала надо разделиться на две команды. (Дети делятся на 2 команды, подходят к
столу и выбирают себе перевернутую эмблему. Первая команда «золотая рыбка»,
вторая команда «золотой петушок»). Вы сели по командам. Перед путешествием
предлагаю уточнить правила работы в команде. Команды отвечают по очереди и
быстро. За каждый правильный ответ, команда получает дубовый листик.
4. Первое задание литературная разминка. (Слайд № 9). Педагог
библиотекарь: начнём с разминки, чтобы в сказку нам попасть — нужно очень
много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Срывает листок с дуба и
читает задание: назовите сказки А.С. Пушкина по отрывкам. Звучат строки из сказок.
Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок, глядя на
экран. (После того как дети ответили, показывается слайд с правильным ответом).
За каждый правильный ответ команда получает дубовый листик.
(Слайд № 10)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Ответы детей (Щелчок) («Сказка о царе Салтане...») (Слайд № 10 ответ)
(Слайд № 11)
5Царь с царицею простился,
В путьдорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ответы детей (Щелчок) (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
(Слайд № 11 ответ)
(Слайд № 12)
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
Ответы детей (Щелчок) (Сказка о попе и о работнике его Балде) (Слайд № 12 –
ответ)
(Слайд № 13)
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Ответы детей (Щелчок) (Сказка о рыбаке и рыбке) (Слайд № 13 – ответ)
(Слайд № 14)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
Ответы детей (Щелчок) (Сказка о золотом петушке) (Слайд № 14 ответ)
6Педагогбиблиотекарь: Молодцы! Посчитаем
Победила команда. … Но это было легкое задание!
полученные дубовые листики.
5. Второе задание – игра «Найди то, не знаю что». (Слайд № 15) Педагог
библиотекарь: срывает листок с дуба и читает задание Нужно найти в зале все
атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. На это дается 3 минуты. Это зеркало,
яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка,
корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п. После того как
все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет
сказку, к которой он относится. Подсчитываются предметы. За каждый правильно
найденный предмет команда получает дубовый листик. Молодцы! Посчитаем
полученные дубовые листики. Победила команда. … Продолжаем наше путешествие!
6. Третье задание – конкурс капитанов. (Слайд №16)Педагог
библиотекарь: а вот еще волшебный листок на дубе с заданием. Срывает листок с
дуба и читает капитанам команд вопросы из каждой номинации. ( После того как
учащийся ответил, показывается слайд с правильным ответом). За каждый
правильный ответ капитан команды получает дубовый листик.
1. Назовите жилище старика со старухой. (Землянка) (Слайд № 17)
2. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) (Слайд № 18)
3. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) (Слайд № 19)
4. Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать
столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской)
(Слайд № 20)
5. Назовите в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 –
комар; 2 – шмель; 3 – муха) (Слайд № 21)
6. Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно,
ежедневно) (Слайд № 22)
77. Перечислите по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33
богатыря, 3 – царевналебедь) (Слайд № 23)
8. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян, Боян) (Слайд
№ 24)
Педагогбиблиотекарь: молодцы, капитаны! Посчитаем полученные дубовые
листики, победил капитан команды. … Продолжаем наше путешествие!
7. Четвертое задание – «сказочный порядок». (Слайд № 25) Педагог
библиотекарь: вот следующий волшебный листок на дубе с заданием. Срывает
листок с дуба и читает командам условия игры. Каждая команда должна собрать
разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). На
это задание дается 3 минуты. К столу подходят дети по очереди и выкладывают по
одной детали. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет
название сказки. За правильный ответ команда получает дубовый листик.
Педагогбиблиотекарь: молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого
поэта. Сразу видно, что вы много читаете.
9. Пятое задание – сопоставить литературного героя со сказкой.
(Слайд №
26)
. Педагогбиблиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает задания
командам. Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее. После того как
дети ответили, по щелчку показывается правильный ответ. За правильный ответ
команда получает дубовый листик.
(Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Чертенок – «Сказка о попе и о работнике
его Балде»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Звездочет
– «Сказка о золотом петушке»; Столбовая дворянка – «Сказка о рыбаке и
рыбке»; Кот ученый – «У Лукоморья»).
9. Шестое задание – пройти через болото по неведомой дорожке. (Слайд
№ 27). Педагогбиблиотекарь: срывает очередной листок с дуба и читает задания
8командам. Чтобы пройти через болото, нужно хорошо знать сказки А.С. Пушкина,
некоторые строки наизусть. Вот сейчас и проверим, действительно ли вы любите
сказки А.С.Пушкина. Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку. Если
угадали правильно, то делаете шаг вперед, наступая на следы, переходите к
волшебному дубу. Две команды (2пары следов). За правильный ответ команда
получает дубовый листик и приближается к победе та команда, у которой больше
всего участников перейдет к дубу.
ФРАЗЫ ИЗ СКАЗОК:
1. Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка Белка песенки...поет
да орешки все грызет (Сказка о царе Салтане).
2. Стал старик кликать Золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила...
чего тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке).
3. Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: … Повар, конюх и плотник (О
попе и о работнике его балде).
4. «Там чудеса, там леший бродит, …. русалка на ветвях сидит (поэма
«Руслан и Людмила).
5. Сказка ложь, да в ней намёк! … Добрым молодцам урок (О золотом
петушке).
6. И я там был мед пиво пил …..Да усы лишь обмочил (О мертвой царевне и 7
богатырях). Молодцы, ребята! Посчитаем полученные дубовые листики, победила
команда. …!
10. Рефлексия. Педагогбиблиотекарь: наше сказочное путешествие
подошло к концу. А что мы сегодня узнали? Ответы детей: биографию А.С.
Пушкина, вспомнили сказочных героев из его произведений, совершили путешествие
в страну его сказок. Какие впечатления у вас остались после библиотечного урока?
Ели вы получили больше положительных эмоций, то прикрепите на дуб зеленые
листочки, а если больше отрицательных, то жёлуди. Дети крепят листики и жёлуди
на дуб. Весь дуб у нас в зеленых листочках, значит вы получили много
9положительных эмоций, урок вам понравился, значит вы любите сказки А.С.
Пушкина.
. Подведение итогов. Педагогбиблиотекарь: молодцы
11.
Заключение
ребята! Вы отлично знаете сказки А.С. Пушкина! (Слайд № 28). Теперь нужно
подсчитать, сколько дубовых листиков по итогам конкурсов набрала каждая
команда и выяснить какая же из команд победитель.
Победила ДРУЖБА!
Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть
там чтонибудь найдем!?
Дети находят вкусное угощение и сертификаты за участие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахматова А. А. Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и
«Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. М., 1990 г.
2. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество. М.,1954 г.
3. Пушкин А.С. «Сказки. Поэма Руслан и Людмила». – М., 2009г.
4. Пушкин А.С.: В зеркале двух столетий:[Электронный ресурс].М:
Республиканский мультимедиацентр, 2002. (Познавательная коллекция).
105. Читаем, учимся, играем.2006 г.
Интернет ресурсы
1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text= &stype=image&lr=11132&noreask=1
рисунки.
2. http://skazpushkina.ru/audio.html аудисказки.
3. http
:// www
. artportret
. ru /? page
=24 портреты.
4. http
:// www
. bibliopskov
. ru / html
2/ arina
. htm .
5. http
:// clubs
. ya . ru /4611686018427418420/
posts
. xml
? tag
=7330717.
6. http
:// old
. nkj
. ru / cgi
/ naukaaa
4 a . html
?02+0408+02408028+
html .
7. http://belaveda.my1.ru/load/.
8.
pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg.
9. lib.ru Библиотека Мошкова.
11