Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 60 г. Макеевки»
Разработка библиотечного урока
«Выучи русский язык»
Адресат – учащиеся 8, 9 классов
Автор (составитель)
Матушкина Марина Фёдоровна,
заведующий библиотекой
г. Макеевка, 2019 год
Аннотация. Библиотечный урок разработан в рамках проведения Года русского языка и посвящен Международному Дню школьных библиотек; направлен на углубление знаний учащихся в области русского языка и литературы. Разработка включает в себя актуальные, малоизученные вопросы, которые углубляют знания учащихся о родном языке.
Ключевые слова: язык, урок, участники, команды, вопросы, викторина.
Тема урока «Выучи русский язык»
Тип урока: «Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай"
Цель урока:
ü Расширение и углубление знаний детей о языках, кругозора учащихся.
Задачи:
Познавательные:
ü овладеть навыками пользования предоставленным материалом.
Развивающие:
ü развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;
ü развивать память, внимание, творческие способности, смекалку.
Воспитательные:
ü воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности;
ü воспитывать патриотическое отношение по отношению к родному языку;
ü формировать познавательный интерес и увлечённость языком,
уважение и ценностное отношение к нему, развивать положительные личностные качества.
Форма работы: групповая
Оборудование и технические средства:
ü ноутбук;
ü проектор;
ü проекционный экран;
Оформление:
Музыкальное:
Звук № 1 Песня о русском языке, Г.Гладков
Звук № 2 Фанфары
Наглядное:
ü презентация «Слово о русском языке»;
ü словари, пособия по русскому языку для выставки;
ü подготовленные названия для команд в разрезанном виде;
ü задания на карточках.
Межпредметные связи:
Русский язык, литература
Ход урока
I . Вступительная часть. Игра «Счастливый случай»
Звук № 1
Учащиеся под музыку входят в класс, садятся за столы командами.
1. Слово библиотекаря:
Здравствуйте, уважаемые ученики! Я рада приветствовать вас на игре «Счастливый случай», приуроченной к Международному Дню школьных библиотек и Году русского языка. Сегодня мы узнаем, кто из участников нашей игры самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
ученик (стихотворение «Язык наш прекрасный»)
Язык
наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Н. Пикулева
II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. (Название команды нужно собрать из предоставленных букв)
2.Представление жюри
Библиотекарь:
Сегодня в нашей игре участвуют две команды. Прошу приветствовать участников. А также представляю наше компетентное жюри.
Команды готовы
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены-
Начинаем состязание!
1. Конкурс «Собери название команды»
Условие: собрать из предоставленных букв название команды, назвать свою команду и представиться.
Библиотекарь: команда мальчиков «Вопросительный знак» и девочек - «Восклицательный знак»
2.Конкурс «Кто быстрее?»
Условие: в течение 1 минуты каждая команда дает ответы на вопросы, чем больше будет правильных ответов, тем лучше. Если команда не знает ответ на вопрос, она говорит: «Дальше». За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы для первой команды
1.Что обозначает в русском языке заимствованное слово дискуссия? (спор).
2. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
3. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)
4. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
5. Часть слова, графически обозначаемая квадратом или прямоугольником. (Окончание)
6. Что обозначает в русском языке заимствованное слово «дебаты? (обсуждение).
7. Что обозначает фразеологизм «кот наплакал»? (очень мало)
8. Как называются люди, живущие в Пскове? Уфе? (псковичи, уфимцы)
9. Как мышеловку назвать пятью буквами? (кошка)
10. По цели высказывания предложения бывают... (повествовательными, вопросительными, побудительными)
Вопросы для второй команды
1. Как называются по отношению друг к другу слова: слабый – сильный? (антонимы)
2. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ? (буквой О)
3. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (угроза)
4.Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс ИК )
5. Как называется раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения? (лексика).
6. Каких звуков в русском языке больше? (согласных)
7. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон).
8. Превратите слово мел в мелкое место (мель).
9. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стонет)
10. Что обозначает в русском языке заимствованное слово Инновация (нововведение).
Было задано 1-ой команде _____ вопросов; правильных ответов ______; 2-ой команде _____ вопросов; правильных ответов ______;
Счет: ___________
3. Конкурс «Составь анаграмму»
Условие: Командам раздается материал с написанием слов. Работают со словами коллективно. Команда, первая правильно выполнившая задание, получает за каждое верно составленное слово 2 очка, вторая команда за каждое слово 1 очко. Участники команды тоже могут составлять слова, так как у вас будет возможность один раз помочь своим словом вашему капитану.
Слова для конкурса
Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), кит (тик).
4. Конкурс капитанов
приглашаются капитаны
Условие: На выполнение этого задания дается минута. За это время вы должны составить из одного слова как можно больше других слов, причем это должны быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Слово «СТРОИТЕЛЬСТВО». Капитаны начинают по сигналу библиотекаря.
После того как капитаны составили слова, они по очереди их зачитывают. Побеждает тот, кто больше составил слов.
III . Заключительная часть. Игра «Счастливый случай»
5. Подведение итогов.
Библиотекарь:
Закончена игра «Счастливый случай»…
Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.
Команды замечательно справились с заданиями и хорошо показали свои знания. Сейчас слово жюри, члены которого подсчитывали баллы каждой из команд по всем конкурсам
(Слово жюри).
Звук № 2
Поздравляем победителя нашей игры: команду _________ под названием ___________. Сегодня вы постарались и заняли первое место в игре.
Библиотекарь:
Еще раз большое спасибо всем участникам, будьте добры и отзывчивы друг к другу, а также помните, что каждый человек, который любит свою страну, должен, в первую очередь, прекрасно владеть родным языком.
Список литературы:
1. Алиева И. Оформление сценария массового мероприятия / И. Алиева // Методические рекомендации. - 2015. – 15 мая. – URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/27/oformlenie-stsenariya-massovogo-meropriyatiya-v (дата обращения: 21.10.2019).
2. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека. – 2003. – № 2. – С.16-17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.