Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Библиотечный урок мужества для учащихся 7 -11 классов. В основу урока беру произведения очевидцев и участников событий, узников лагеря смерти МАУТХАУЗЕН. Созданный во время ВОВ фашистами. Рассказ о мужестве и героизме нашего народа, о борьбе с фашистами, о сверстниках наших учеников.Библиотечный урок, проведенный в 11 классе.
Иконка файла материала Библиотечный урок мужества.doc
БИБЛИОТЕКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 7 П. ВЕСЁЛЫЙ Библиотечный урок «Помним и гордимся… » Посвящается борцам, заключенным в концлагеря.                                                                                                                                                                          Заведующая библиотекой Килина                                                                                           Наталия Анатольевнап. Веселый Цель и задачи: * Воспитание любви к Родине. * Формирование нравственного отношения к защитникам Отечества в годы Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 г. * Развитие у учащихся патриотизма. * Формировать информационную культуру и культуру чтения. Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, презентация.Ход урока. Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда­то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники ваши почти. Среди нас нет тех. Кто ушёл на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года,  О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним! (Минута молчания)        Война – это тяжелое испытание, которое выпало на долю нашего народа. Вот уж, которое  поколение приходит на нашу Землю, а мы 9 мая и 22 июня, да и другие дни снова вспоминаем о том уже далеком времени. Последним мирным днём была суббота, 21 июня 1941 года. Миллионысоветских людей отправились отдыхать. В школах проводились Выпускные вечера, молодые люди  праздновали своё вступление во взрослую жизнь.   22 июня 1941 год. Этот день вошел в память нашего народа ненавистным воем фашистских бомб,  разрушенными городами и селами, миллионами убитых и раненых, угнанными в рабство,  замученных в лагерях смерти.    Эпиграфом  встречи я взяла слова из клятвы, принятой на траурном митинге в лагере  Бухенвальд от 19 апреля 1945 г.: «…Жестокая, беспощадная, обильная жертвами борьба с  фашизмом ещё не окончена: Фашизм ещё окончательно не уничтожен на земном шаре!..  Уничтожение фашизма со всеми его корнями – наша задача! Это долг наш перед  погибшими товарищами, их семьями!  И долг все прогрессивных людей мира!..»    Много веков назад человечество создало легенду о Рае и Аде. С тех пор люди  пытаются создать  Рай на Земле, где жизнь будет счастливой и беззаботной, без бед и горестей. Но, как известно, эти  мечты о земном рае остались неосуществимы. В годы второй мировой людям удалось создать Ад на Земле. Этим Адом, в годы войны стали гитлеровские лагеря уничтожения людей, созданные  руководителями СС и гестапо в самой Германии, в других европейских странах, подлинные  фабрики смерти, организованные с немецкой дотошностью, с использованием новейших технологий науки и техники. ОСВЕНЦИМ, МАЙДАНЕК, ТРЕБЛИНКА, БУХЕНВАЛЬД, ЗАКСЕНХАУЗЕН,  РАВЕНСБРЮК, т.д. .  Что такое фашизм? (Слайд № 3) Давайте вспомним из урока истории, что означает слово нацизм и геноцид (Слайд № 4, №  5.)    Один из наиболее зловещих  лагерей –  это МАУТХАУЗЕН, который находится в 25 километрах  от города Линца, там, где широкое шоссе вьется  через живописные предгорья Австрийских Альп, в стороне от дороги, стоит на горе большое строение. По гребню протянута в несколько рядов  колючая проволока. На площади красивых башен стоят пулеметы. (Слайд № 6, № 7).    По показаниям свидетелей на Нюрнбергском процессе (Слайд №8)., по воспоминаниям бывших  узников, здесь уничтожали людей с промышленной организованностью, инженерной  изобретательностью, с бесстрастием палачей и утончённостью садистов.  Убивали  узников наповал ударом тяжёлой дубинки и медленно сводили в могилу ежедневными  побоями; сжигались в крематориях, подвергали мучительной смерти в газовых душегубках; над  живыми людьми проводились бесчеловечные медицинские эксперименты и из человеческой   татуированной кожи делали абажуры.  (Слайд № 9 ­20) . Как не тяжело было людям, попавшим в лагерь, они продолжали борьбу с фашистами. В лагере был создан  Интернациональный подпольный комитет, он вел большую работу среди узников, спасал  людей от смерти и медленно, но упорно готовил людей к восстанию. По сигналу комитета 5 мая,  когда войска союзников подходили к лагерю, узники подняли восстание и освободили лагерь и  ближайшие территории.    До последнего времени мало кто знал, что в истории лагеря было одно событие, особенно мрачное и трагическое, и вместе с тем полное нечеловеческого героизма, событие, которое, казалось  навсегда останется легендарным, таинственным.    Это произошло в первых числах февраля 1945 года – массовый побег узников «блока  смерти №20». Я хочу вам рассказать о блоке смерти в лагере смерти. Этот блок был  отгорожен трёхметровой гранитной стеной от остального лагеря.  Никто никогда не видел,  чтобы из этого блока выходили узники, только входили. Это был настоящий «блок смерти» в лагере смерти. В Маутхаузен приезжали на инструктаж группы эсэсовцев на других  лагерей уничтожения. Местные «фюреры» водили их по блокам, любезно показывали  крематорий, камеры пыток, все сатанинское оборудование. В заключении, их вели на одну  из вышек блока смерти. Это были еще невиданные курсы «повышения квалификации»  убийств и садистов: приезжие палачи учились у палачей блока смерти. (Слайд № 4,5,6.)    Сами узники лагеря старались даже не смотреть в сторону этого блока и не прислушиваться к воплям, которые оттуда слышались. Узники знали, что любопытство может дорого обойтись  им: все помнили историю, случившуюся с «Лисичкой»  (Ваня Середюк, с Украины.  Читатьотрывок  «Венок славы» ,  стр. 345,   т. 12.)     В блок смерти фашисты отправляли тех, кого считали «неисправимыми» и особенно  опасными для себя людьми. Туда попадали пленные, совершавшие неоднократные побеги из  лагерей, уличенные в антигитлеровской агитации, участники саботажа на немецких заводах.  Это были исключительно советские люди, офицеры, политработники и комиссары.  Значительную часть составляли летчики. Как известно, в гитлеровских лагерях организация  учета была поставлена со всей немецкой педантичностью (фотографии в профиль и анфас,  отпечатки пальцев, со всеми пометками о побегах и штрафах). По диагонали красным почерком писалось: «фернихтен» ­ уничтожить, « мрак и туман», ­  возвращение не желательно, «К» ­ от  немецкого слова «кугель» ­ пуля. Все это означало смерть. Мучения начинались сразу, как  только смертник попадал в ворота общего лагеря» его тотчас изолировали в камеру пьггок ­  фашисты избивали его до полусмерти, кололи иглами, пытали электрическим током, потом  загоняли в «баню» (отовсюду хлестали струи холодной воды, укрыться было негде).  Издевательское купание длилось по нескольку часов. После этого брили смертнику дорожку  ото лба до затылка и голого человека вышвыривали на снег, швыряя ему в след полосатые  штаны и куртку из какой­то дерюги, зараженной чесоткой, экземой и другими кожными  заболеваниями. Ударами дубинок прикладов они заставляли пленного одеваться на бегу. Так  пройдя через это «чистилище» пленные попадали в самый ад. Это был прямоугольный барак,  где люди спали прямо на полу в несколько радов. Никаких постелей узникам не давали. В  летние душные, месяцы эсэсовцы плотно закрывали окна,  люди умирали от духоты. Зимой,   перед тем как загнать узников, пол поливали холодной водой, и она стояла в несколько  сантиметров, среди ночи являлись надзиратели и устраивали «проветривание». И каждое утро  на обледеневшем полу оставались лежать обледеневшие трупы.  В бараке имелись умьвальникн, душ с холодной водой и ванна с крышкой (еще одна комната пыток). В стены были вбиты  железные крючья, на которых вешали узников или вешались те, кто не ног выдержать пьггок.   В конце коридора находилась комната блокового ­ здоровенный немец, с могучим руками,  тупым лицом, уголовник,  он выслуживался со всем  рвением,  этот палач буквально купался в  крови.  Многие сотни людей погибли от его залитой свинцом дубинки, были задушены его  руками или сброшены им в канализационный колодец. У блокового была своя охрана ­ два  сильных, молчаливых голландца (они никого не понимали и не убивали узников). Блок смерти  был «полигоном», где тренировали эсэсовских палачей. За  шесть месяцев тут было убито  шесть тысяч  человек, к новому 1945 году в лагере было около 800 человек, но эти люди  продолжали бороться и готовиться к восстанью (2­3 февраля). Нужно было достать план  внешнего лагеря (Иван  Битюков — летчик, читать отрывок « Венок славы» ст.357 т. 12..)   Получив  план лагеря истощённые, обессиленные, полуживые, безоружные узники блока  смерти продолжали мечтать о штурме трехметровой гранитной стены. Вооружившись  булыжниками из мостовой, кусками угля, своими деревянными колодками, обломками  цементных умывальников, огнетушителями приготовились к своему последнему бою. Перед  решающим шагом узники попрощались с теми, кто уже не мог подняться, с теми, кому  предстояло замкнуть своими телами электрическое заграждение  и друг другом, обменялись  адресами.  Люди понимали, что восстание давало им единственную возможность спасти свою  жизнь. (Читать «Венок славы» стр.363, т 12.,  «…Несколько минут…».)   Удалось спастись части узников: Виктор Николаевич Украинцев, Иван Битюков, Василий Логоватовский, Леонид  Шашеро, поляк Метык, Иван Бакланов, Владимир Соседко, Александр Михеенков, чешский  патриот Вацлав Швец. ( Слайд № 21­25) Подвиг героев «блока смерти» показывает нам  самые высокие качества нашего  человека в годы тяжёлых испытаний.  Наш народ хорошо знает, что такое фашизм, цену миру,   мирной жизни. Прошли годы, бывшие узники, активно борются за мир, против фашизма. Всвоей борьбе они не одиноки, проискам поджигателей новых войн противостоят силы мира, в  их числе народы России. Более подробно, о тех событиях, мужестве и героизме узников вы  можете узнать, прочитав  « Последний бой смертников» Сергея Смирнова, том 12, «Венок  славы» ( Слайд № 26) Рефлексия Готова ли современная молодежь к объединению для решения значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; Как вы относитесь к агрессии, жесткости, насилию над личностью; В вашем понимании что означает - любить свою Родину. (Слайд №27)    Спасибо за внимание!  Литература: 1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной  войне. Том 12. 2. Внеклассные мероприятия. Учебно ­ методическое издания  /авторы­составители:  Л.Н.Яровая,  О.Е.Жиренко,  Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.  _М.:Вако, /2005г.