Библиотечный урок мужества для учащихся 7 -11 классов. В основу урока беру произведения очевидцев и участников событий, узников лагеря смерти
МАУТХАУЗЕН. Созданный во время ВОВ фашистами. Рассказ о мужестве и героизме нашего народа, о борьбе с фашистами, о сверстниках наших учеников.Библиотечный урок, проведенный в 11 классе.
Библиотечный урок мужества.doc
БИБЛИОТЕКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 7 П. ВЕСЁЛЫЙ
Библиотечный урок
«Помним и
гордимся…
»
Посвящается борцам, заключенным в
концлагеря.
Заведующая библиотекой Килина
Наталия Анатольевна п. Веселый
Цель и задачи:
* Воспитание любви к Родине.
* Формирование нравственного отношения к защитникам Отечества в годы Великой
Отечественной войны 1941 – 1945 г.
* Развитие у учащихся патриотизма.
* Формировать информационную культуру и культуру чтения.
Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, презентация. Ход урока.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когдато звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники ваши почти.
Среди нас нет тех.
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания)
Война – это тяжелое испытание, которое выпало на долю нашего народа. Вот уж, которое
поколение приходит на нашу Землю, а мы 9 мая и 22 июня, да и другие дни снова вспоминаем о том
уже далеком времени. Последним мирным днём была суббота, 21 июня 1941 года. Миллионы советских людей отправились отдыхать. В школах проводились Выпускные вечера, молодые люди
праздновали своё вступление во взрослую жизнь.
22 июня 1941 год. Этот день вошел в память нашего народа ненавистным воем фашистских бомб,
разрушенными городами и селами, миллионами убитых и раненых, угнанными в рабство,
замученных в лагерях смерти.
Эпиграфом встречи я взяла слова из клятвы, принятой на траурном митинге в лагере
Бухенвальд от 19 апреля 1945 г.: «…Жестокая, беспощадная, обильная жертвами борьба с
фашизмом ещё не окончена: Фашизм ещё окончательно не уничтожен на земном шаре!..
Уничтожение фашизма со всеми его корнями – наша задача! Это долг наш перед
погибшими товарищами, их семьями!
И долг все прогрессивных людей мира!..»
Много веков назад человечество создало легенду о Рае и Аде. С тех пор люди пытаются создать
Рай на Земле, где жизнь будет счастливой и беззаботной, без бед и горестей. Но, как известно, эти
мечты о земном рае остались неосуществимы. В годы второй мировой людям удалось создать Ад на
Земле. Этим Адом, в годы войны стали гитлеровские лагеря уничтожения людей, созданные
руководителями СС и гестапо в самой Германии, в других европейских странах, подлинные
фабрики смерти, организованные с немецкой дотошностью, с использованием новейших технологий
науки и техники. ОСВЕНЦИМ, МАЙДАНЕК, ТРЕБЛИНКА, БУХЕНВАЛЬД, ЗАКСЕНХАУЗЕН,
РАВЕНСБРЮК, т.д. .
Что такое фашизм? (Слайд № 3)
Давайте вспомним из урока истории, что означает слово нацизм и геноцид (Слайд № 4, №
5.)
Один из наиболее зловещих лагерей – это МАУТХАУЗЕН, который находится в 25 километрах
от города Линца, там, где широкое шоссе вьется через живописные предгорья Австрийских Альп, в
стороне от дороги, стоит на горе большое строение. По гребню протянута в несколько рядов
колючая проволока. На площади красивых башен стоят пулеметы. (Слайд № 6, № 7).
По показаниям свидетелей на Нюрнбергском процессе (Слайд №8)., по воспоминаниям бывших
узников, здесь уничтожали людей с промышленной организованностью, инженерной
изобретательностью, с бесстрастием палачей и утончённостью садистов.
Убивали узников наповал ударом тяжёлой дубинки и медленно сводили в могилу ежедневными
побоями; сжигались в крематориях, подвергали мучительной смерти в газовых душегубках; над
живыми людьми проводились бесчеловечные медицинские эксперименты и из человеческой
татуированной кожи делали абажуры. (Слайд № 9 20) .
Как не тяжело было людям, попавшим в лагерь, они продолжали борьбу с фашистами. В лагере был
создан Интернациональный подпольный комитет, он вел большую работу среди узников, спасал
людей от смерти и медленно, но упорно готовил людей к восстанию. По сигналу комитета 5 мая,
когда войска союзников подходили к лагерю, узники подняли восстание и освободили лагерь и
ближайшие территории.
До последнего времени мало кто знал, что в истории лагеря было одно событие, особенно мрачное
и трагическое, и вместе с тем полное нечеловеческого героизма, событие, которое, казалось
навсегда останется легендарным, таинственным.
Это произошло в первых числах февраля 1945 года – массовый побег узников «блока
смерти №20». Я хочу вам рассказать о блоке смерти в лагере смерти. Этот блок был
отгорожен трёхметровой гранитной стеной от остального лагеря. Никто никогда не видел,
чтобы из этого блока выходили узники, только входили. Это был настоящий «блок смерти»
в лагере смерти. В Маутхаузен приезжали на инструктаж группы эсэсовцев на других
лагерей уничтожения. Местные «фюреры» водили их по блокам, любезно показывали
крематорий, камеры пыток, все сатанинское оборудование. В заключении, их вели на одну
из вышек блока смерти. Это были еще невиданные курсы «повышения квалификации»
убийств и садистов: приезжие палачи учились у палачей блока смерти. (Слайд № 4,5,6.)
Сами узники лагеря старались даже не смотреть в сторону этого блока и не прислушиваться к
воплям, которые оттуда слышались. Узники знали, что любопытство может дорого обойтись
им: все помнили историю, случившуюся с «Лисичкой» (Ваня Середюк, с Украины. Читать отрывок «Венок славы» , стр. 345, т. 12.)
В блок смерти фашисты отправляли тех, кого считали «неисправимыми» и особенно
опасными для себя людьми. Туда попадали пленные, совершавшие неоднократные побеги из
лагерей, уличенные в антигитлеровской агитации, участники саботажа на немецких заводах.
Это были исключительно советские люди, офицеры, политработники и комиссары.
Значительную часть составляли летчики. Как известно, в гитлеровских лагерях организация
учета была поставлена со всей немецкой педантичностью (фотографии в профиль и анфас,
отпечатки пальцев, со всеми пометками о побегах и штрафах). По диагонали красным почерком
писалось: «фернихтен» уничтожить, « мрак и туман», возвращение не желательно, «К» от
немецкого слова «кугель» пуля. Все это означало смерть. Мучения начинались сразу, как
только смертник попадал в ворота общего лагеря» его тотчас изолировали в камеру пьггок
фашисты избивали его до полусмерти, кололи иглами, пытали электрическим током, потом
загоняли в «баню» (отовсюду хлестали струи холодной воды, укрыться было негде).
Издевательское купание длилось по нескольку часов. После этого брили смертнику дорожку
ото лба до затылка и голого человека вышвыривали на снег, швыряя ему в след полосатые
штаны и куртку из какойто дерюги, зараженной чесоткой, экземой и другими кожными
заболеваниями. Ударами дубинок прикладов они заставляли пленного одеваться на бегу. Так
пройдя через это «чистилище» пленные попадали в самый ад. Это был прямоугольный барак,
где люди спали прямо на полу в несколько радов. Никаких постелей узникам не давали. В
летние душные, месяцы эсэсовцы плотно закрывали окна, люди умирали от духоты. Зимой,
перед тем как загнать узников, пол поливали холодной водой, и она стояла в несколько
сантиметров, среди ночи являлись надзиратели и устраивали «проветривание». И каждое утро
на обледеневшем полу оставались лежать обледеневшие трупы. В бараке имелись умьвальникн,
душ с холодной водой и ванна с крышкой (еще одна комната пыток). В стены были вбиты
железные крючья, на которых вешали узников или вешались те, кто не ног выдержать пьггок.
В конце коридора находилась комната блокового здоровенный немец, с могучим руками,
тупым лицом, уголовник, он выслуживался со всем рвением, этот палач буквально купался в
крови. Многие сотни людей погибли от его залитой свинцом дубинки, были задушены его
руками или сброшены им в канализационный колодец. У блокового была своя охрана два
сильных, молчаливых голландца (они никого не понимали и не убивали узников). Блок смерти
был «полигоном», где тренировали эсэсовских палачей. За шесть месяцев тут было убито
шесть тысяч человек, к новому 1945 году в лагере было около 800 человек, но эти люди
продолжали бороться и готовиться к восстанью (23 февраля). Нужно было достать план
внешнего лагеря (Иван Битюков — летчик, читать отрывок « Венок славы» ст.357 т. 12..)
Получив план лагеря истощённые, обессиленные, полуживые, безоружные узники блока
смерти продолжали мечтать о штурме трехметровой гранитной стены. Вооружившись
булыжниками из мостовой, кусками угля, своими деревянными колодками, обломками
цементных умывальников, огнетушителями приготовились к своему последнему бою. Перед
решающим шагом узники попрощались с теми, кто уже не мог подняться, с теми, кому
предстояло замкнуть своими телами электрическое заграждение и друг другом, обменялись
адресами. Люди понимали, что восстание давало им единственную возможность спасти свою
жизнь. (Читать «Венок славы» стр.363, т 12., «…Несколько минут…».)
Удалось спастись части узников:
Виктор Николаевич Украинцев, Иван Битюков, Василий Логоватовский, Леонид
Шашеро, поляк Метык, Иван Бакланов, Владимир Соседко, Александр Михеенков, чешский
патриот Вацлав Швец. ( Слайд № 2125)
Подвиг героев «блока смерти» показывает нам самые высокие качества нашего
человека в годы тяжёлых испытаний. Наш народ хорошо знает, что такое фашизм, цену миру,
мирной жизни. Прошли годы, бывшие узники, активно борются за мир, против фашизма. В своей борьбе они не одиноки, проискам поджигателей новых войн противостоят силы мира, в
их числе народы России. Более подробно, о тех событиях, мужестве и героизме узников вы
можете узнать, прочитав « Последний бой смертников» Сергея Смирнова, том 12, «Венок
славы» ( Слайд № 26)
Рефлексия
Готова ли современная молодежь к объединению для решения значимых проблем, к
сотрудничеству и согласию;
Как вы относитесь к агрессии, жесткости, насилию над личностью;
В вашем понимании что означает - любить свою Родину. (Слайд №27)
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной
войне. Том 12.
2. Внеклассные мероприятия. Учебно методическое издания /авторысоставители:
Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина. _М.:Вако, /2005г.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Библиотечный урок мужества 7- 11 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.