Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).
Оценка 4.6

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
5 кл
10.02.2017
Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).
Данный материал поможет учителям коррекционного класса организовать внеурочную деятельность с детьми ограниченными возможностями. Рабочая программа подразделена на блоки (темы, разделы) которые в случаи необходимости вы можете поменять или заменить другими. Использование библиотерапии как специфического метода руководства детским чтением с целью позитивного развития личности, формирование в ребенке нравственных ценностей. Актуальность – специально подобранная литература, преимущественно художественная, с помощью библиотерапевта, призвана способствовать нравственному оздоровлению детей. Цель: Развитие личности обучающихся (нравственное, социальное развитие, расширение кругозора) с умственной отсталостью при помощи чтения книг
РП библиотерапия.docx
Рабочая программа: библиотерапия. Наименование деятельности «Библиотерапия» Вовлечены в проект сельская библиотека дер. Гостилицы  Руководитель Сахапова Г.Д . Библиотерапевты  Бондаренко В.Н., Абдулхакова Л.И. Занятия рассчитаны на учебный год, 2 час в неделю, на 34 учебных недель Использование библиотерапии как специфического метода руководства детским чтением с целью позитивного развития личности, формирование в ребенке нравственных ценностей. Актуальность – специально подобранная литература, преимущественно художественная, с  помощью библиотерапевта, призвана способствовать нравственному оздоровлению детей. Цель: Развитие личности обучающихся (нравственное, социальное развитие, расширение  кругозора) с умственной отсталостью при помощи чтения книг Задачи:            Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние другого человека  Формирование навыка самостоятельного поиска решения своих проблем в процессе  чтения  Развитие заинтересованности и потребности в чтении  Накапливание положительного опыта добрых чувств  Воспитание культуры чтения  Нравственное развитие  Расширение представлений о формах поведения в различных ситуациях                          Пояснительная записка. Воздействие хорошей книги – это и есть библиотерапия: прививка доброты, терпимости,  жизнестойкости против страха, жестокости, бесчеловечности. Эффект оздоровительного  воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный  ценностный потенциал, помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла,  любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы. Особенностью данной программы является то, что в отличие от традиционного школьного  подхода к литературе при обсуждении произведения акцент делается на эмоциональную  сторону с целью формирования более глубоко понимания основных нравственных  категорий добра и зла, различных процессов, происходящих в обществе. Если учитель, организуя чтение школьников, в процессе их обучения учит их извлекать  новую информацию, анализировать ее, то библиотекарь в большой мере направляет  читательскую деятельность детей на анализ собственных переживаний в ходе чтения, на  выявление взаимосвязей своего внутреннего мира с духовным миров литературных героев,  учит самопониманию через чтение. Практическая направленность проекта: Оказание помощи в преодолении проблем адаптации к ситуации или определенному  периоду жизни. Воспитание чувства независимости, инициативы. Установление эмоциональной связи с окружающими. Воспитание трудолюбия. Воспитание критического отношения к себе. Воспитание умения ладить со сверстниками. Формирование понятий об определенном образе жизни. Подготовка к возможным критическим ситуациям. Преодоление различных проблем Для детского чтения следует отбирать лучшие образцы детской литературы, учитывая при  этом потребности детей, их жизненный опыт. Отобранные произведения детской литературы группируются по тематике в блоки, каждый из которых способствует решению  определенного круга задач. Тематические блоки включают в себя литературу разных видов и жанров, которая  обеспечивает различные варианты библиотерапевтического воздействия на читателя. Юмористическая и сатирическая литература. Формирует у  детей более объективный взгляд на себя и окружающих, укрепляет  уверенность в собственных силах. Сборник афоризмов Способствует на умение детей вступать в диалог Фольклор, сказки.  Стимулирует необходимые психические реакции, позволяет детям понимать основные  жизненные проблемы, улучшать общения с родителями и сверстниками. Загадки.  Полезна для развития детей ума и эрудиции. Драматургия  Оказывает сильное влияние благодаря большой концентрации, координированности  действий и наглядности. При чтении пьесы легче отождествлять себя с действующими  лицами. Поэзия  Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических  произведений способны эмоционально заряжать, подчинять себе, одухотворять и  возвышать. Научно – популярная литература Полезна для развития детей, их ума и эрудиции, стимулирует к самопознанию и  самосовершенствованию. Формы проведения занятий: Урок  Праздник  Экскурсия  Игра  Практические занятия Виды работы, используемые на занятиях: Беседа  Комментирование чтения Театрализация  Инсценировка Просмотр видеосюжетов  Рисование  Прослушивание аудиокассет Содержание программы: Тема1. «Аптека для души» ­4 часа Беседа с учащимися о книге, чтении, библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. Объект изучения: В.Г.Волькова, А.Н.Скаль «Книжкин дом»; К. Малина «Братишка»;  «пословицы и поговорки о чтении». Тема 2. «Под звездным небом» ( теория 1 час, практика – 1 час). Знакомство с Библией для детей при помощи чтения, беседы, театрализации. Тема 3. «Под крышей дома моего». – 11 часов. В центре изучения данной темы книги о родном доме, о взаимоотношениях в кругу семьи.  Объектом изучения могут послужить следующие произведения: М.Рябинин «Родительский  дом»; К.Малина «Письмо бабушке». «Письмо дедушке»; В.Драгунский «Третье место»;  С.Г.Устьянцева «Волшебное имя»; Н.Благов «Дед, стараясь…»; В.Д.Агапов «Дорожите  именем своим»; М.Вейцман «Подрасту – построю дом»; Е.Григорьева «Бабушка»;  Л.Квитко «Бабушкины руки». Стихи, пословицы, поговорки о семье.  Виды работы: рассказ библиотекаря, беседа, чтение детьми стихов наизусть, инсценировка, выставка рисунков «Моя семья», творческая работа по созданию родословного дерева. Тема 4. «Пусть мне твердят, что есть края иные…» (теория ­2 часа. Практика ­1 час). Блок посвящен теме «большой» и «малой» родины. В качестве объекта изучения можно  предложить следующие произведения: М.Матусовский «С чего начинается Родина»;  С.Михалков «государственный Гимн России»; Б.В. Милавин «Я в лес вхожу»; Ф.И.Буслаев «Мои воспоминания». Формы работы: рассказ, чтение вслух, беседа, прослушивание аудиозаписей, виртуальные  экскурсия по родному краю, творческая работа «Люблю тебя, мой край родной». Тема 5. «Пусть всегда будет солнце». – 8 часов) Литература о войне и детях на войне. Объект изучения : И.П.Токмакова «Госпиталь»,  «Сосны шумят», «Рояль и Степан Степаныч»; А.А.Сазонов «Помяни отца»; М.Л.Савина  «Война у каждого своя». Формы работы: чтение вслух, просмотр фильмы о войне, беседа, книжная выставка,  посещение музея «Боевой славы». Тема 6 «Мы живем среди людей». ­5 часа При помощи чтения вслух, беседы, игры, инсценировки на примере таких произведений  как: «Вежливый кролик»; «Два Жадных медвежонка»;, Н.Н.Носов «Огурцы»; В.Осеева  «Волшебное слово»; А.П.Анисимова «Про Енку Кулдихина», рассматривается этика  человеческих взаимоотношений. ТЕМА 7. «Друг познается в беде». – 6 часа. Книга о дружбе и взаимовыручке. Братья Гримм «Бременские музыканты»; «С.Михалков  «Три поросенка»; Л. Сутеев «Яблоко»;  «Лиса и заяц» (Сказка). Формы работы: чтение  вслух, беседа, создание Страницы Книги, прослушивание аудиозаписи, совместное  исполнение песни о дружбе («Вместе весело шагать») ТЕМА 8. «Жизнь дана на добрые дела» (теория 1 час, практика – 1 час) Литература. Рассматривающая такие человеческие качества, как благородство, смелость,  скромность, готовность всегда прийти на помощь, умение жертвовать собой. Объект  изучения: Э,Киселева «Мальчик­огонь»; С.Я Маршак «Рассказ о неизвестном герое».  Формы работы  на уроке: чтение вслух, беседа, создание Страницы Книги. ТЕМА 9. Созерцание чуда, или о природе на языке поэзии» ­6часов Книги о природе, способные вызвать у читателя восхищение красотой родной земли,  пробудить самые лучшие человеческие качества. Стихи А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. А.  Блока, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина; В. Поляков  «Серебряные нити паутины»; В. Застрожный «Радуга»; Е. В. Мягкова «Опята»; В. В.  Маяковский «Тучкины штучки»; Пословицы, поговорки, загадки о природе. Формы  работы: чтение вслух, конкурсное чтение стихов наизусть, экскурсия в лес, выставка  рисунков, виртуальная экскурсия в мир живой природы ( дети вместе с психологом  слушают шум дождя, ветра, плеск воды, пение птиц). Тема 10.  «Усатые – полосатые» ­5 часов  Книги о животных. М. П. Смирнова «Зайчик»; А. Н. Куприн «Лев и собачка»; Л. Н.  Толстой «Ваня и Буян», «Пожарные собаки»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; Б. Брехт «Зимний разговор через форточку». Формы работы: чтение вслух, беседа, творческая  работа «Я люблю мою …» (рассказ о питомце, рисунок), экскурсия в зоопарк. Тема 11. «Ученье и труд все перетрут» ­4 часа)  Дети делают подборку книг о трудолюбии и лени, делая, таким образом, первые шаги в  овладении информационной культурой, делают краткий обзор отобранных произведений  (работа в группах по 5 – 6 человек). При изучении этой темы имеют место чтение вслух,  беседа, выразительное чтение диалогов, создание Страницы Книги. Объектом изучения  могут послужить следующие произведения: Л. Пантелеев «Две лягушки»; К. Малина  «Старый топор»; С. Я. Маршак. «Школьнику на память»; С. Михалков. «Про мимозу».  Тема 12. «Азбука права» ­ 2 часа.  В процессе беседы и комментированного чтения отдельных пунктов Международной  конвенции о правах ребенка, дети овладевают азами правовой культуры. Тема 13. «С улыбкой» ­ 7 часа.  Веселые книги о детях и для детей. Н. Н. Носов «Мишкина каша»; С. Я. Маршак «Вот  какой рассеянный»; В. Сутеев «Мышонок и карандаши» и др.Формы работы: чтение вслух,  беседа, театрализация, совместное исполнение песни «От улыбки…». Тема 14. «Все на свете интересно»­ 3 часа.  В центре изучения – книги познавательного характера: В. И. Воскобойников «Жизнь  замечательных детей»; ДЭ «Все обо всем»; Книги из серии «Почемучкины книжки». Формы работы: чтение вслух, беседа, викторина, театрализация Раздел Предполагаемые результаты иметь представление о таких понятиях, как добро,  милосердие, отзывчивость, сострадание; иметь представление о жанровом многообразии  изучаемых произведений анализировать свои поступки и действия, опираясь на опыт  литературных героев строить отношения с окружающими, ориентируясь на определенные  нравственные ценности ценить прекрасное в литературе и в жизни ориентироваться в мире  книг. Литература: 1. Бородина В. А., Бородин С. М. Акмеологическая концепция чтения в  непрерывном образовании // Школьная библиотека – с Буслаева Т. Метод сказкотерапии в  библиотеке // Школьная библиотека – – с Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: Учебное пособие.  – М.: Школьная библиотека, – 224 с. 4. Кобачек О. Библиотерапия как она есть //  Школьная библиотека – – с. 45 – Оганесян Н. Г. Библиотерапия: Самоактуализация  психических состояний через поэзию – М.: Ось – 89, – 272 с. 6. Тихомирова И. И. Библиотерапия: Педагогический аспект // Школьная библиотека – с. 65 – Тихомирова И.  И. Идентификация или узнавание в персонаже себя // Школьная библиотека – – с. 15 –  Тихомирова И. И. Милосердие на книжной полке // Школьная библиотека – – с. 54 – Янина С. Д. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно­ нравственном  воспитании // Школьная библиотека – – с. 29 – 31 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Учебно тематический план Название темы  «Аптека для души»  «Под звездным небом»    «Под крышей дома моего»  «Пусть мне твердят, что есть края иные…»  «Пусть всегда будет солнце».  «Мы живем среди людей».   «Друг познается в беде».  «Жизнь дана на добрые дела»  «Созерцание чуда, или о природе на языке поэзии»  «Усатые – полосатые»  «Ученье и труд все перетрут» «Азбука права»  «С улыбкой» ­ «Все на свете интересно»  Итого  Количество часов 4 часа 2 часа. 11 часа 3 часа. 8 часа. 5  часа 6  часа 2 часа. 6 часов 5 часов 4 часа 2 часа 7 часа 3 часа 68 часов Календарно тематическое планирование № урока № Название темы Дата по плану факту   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.   1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема 1. «Аптека для души» ­ 4 часа Беседа с учащимися о книге, чтении,  библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку.  «пословицы и поговорки о чтении». В.Г.Волькова, А.Н.Скаль «Книжкин дом»;  К. Малина «Братишка»; Тема 2. «Под звездным небом»  ­ 2 часа. Знакомство с Библией для детей при  помощи чтения, беседы,  Театрализация. Тема 3. «Под крышей дома моего» ­11  часа М.Рябинин «Родительский дом»;  К.Малина «Письмо бабушке». «Письмо  дедушке»; В.Драгунский «Третье место»; С.Г.Устьянцева «Волшебное имя»  Н.Благов «Дед, стараясь…»;  В.Д.Агапов «Дорожите именем своим»; М.Вейцман «Подрасту – построю дом»; Е.Григорьева «Бабушка» Л.Квитко «Бабушкины руки».. 10 11 Выставка рисунков «Моя семья», Творческая работа по созданию  родословного дерева 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 Тема 4. «Пусть мне твердят, что есть  края иные…» ­3 часа. М.Матусовский «С чего начинается  Родина»; С.Михалков «Государственный Гимн  России»; Б.В. Милавин «Я в лес вхожу»;  Ф.И.Буслаев «Мои воспоминания». Тема 5. «Пусть всегда будет солнце». – 8 часа. «Сосны шумят», «Рояль и Степан  Степаныч»;  И.П.Токмакова «Госпиталь», А.А.Сазонов «Помяни отца»; М.Л.Савина «Война у каждого своя». Просмотр фильма «Зимнее утро» Просмотр фильма «Зимнее утро» Просмотр фильма «Зимнее утро» Посещение музея «Боевой славы». Тема 6 «Мы живем среди людей». ­5   часа Инсценировка произведения: «Вежливый  кролик»; Чтения вслух  «Два Жадных  медвежонка»;, Н.Н.Носов «Огурцы»  В.Осеева «Волшебное слово»; А.П.Анисимова «Про Енку Кулдихина». ТЕМА 7. «Друг познается в беде». ­6   часа Братья Гримм «Бременские музыканты»; С.Михалков «Три поросенка» Инсценировка  «Три поросенка»  Л. Сутеев «Яблоко»;   «Лиса и заяц» (Сказка). Исполнение песни о дружбе («Вместе  весело шагать») ТЕМА 8. «Жизнь дана на добрые дела»  ­ 2 часа. Э,Киселева «Мальчик­огонь». С.Я Маршак «Рассказ о неизвестном  герое». ТЕМА 9. Созерцание чуда, или о 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 6 7 природе на языке поэзии» ­ 6 часов Стихи А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. А.  Блока, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, Н. А.  Некрасова, А. С. Пушкина В. Поляков «Серебряные нити паутины»;  В. Застрожный «Радуга»; Пословицы, поговорки, загадки о природе. В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Е. В. Мягкова «Опята» Тема 10.  «Усатые – полосатые» ­ 5  часов М. П. Смирнова «Зайчик»;  А. Н. Куприн  «Лев и собачка»;     Л. Н. Толстой «Ваня и Буян», «Пожарные  собаки»;  Д. Хармс «Удивительная кошка»; Б. Брехт «Зимний разговор через  форточку». Творческая работа «Я люблю …»(рассказ  о питомце, рисунок Тема 11. «Ученье и труд все перетрут»–  4 часа Л. Пантелеев «Две лягушки» К. Малина «Старый топор» С. Я. Маршак. «Школьнику на память С. Михалков. «Про мимозу». Тема 12. «Азбука права» ­2 часа Беседы и комментированного чтения  отдельных пунктов Международной  конвенции о правах ребенка. Беседы и комментированного чтения  отдельных пунктов Международной  конвенции о правах ребенка. Тема 13. «С улыбкой» ­7 часа С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный». С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный». В. Сутеев «Мышонок и карандаши»  Н. Носов «Мишкина каша» Н. Носов «Мишкина каша» Разучивание песни «От улыбки» Исполнение песни «От улыбки…». Тема 14. «Все на свете интересно» ­3  часа 66. 67. 68. 1 2 3  В. И. Воскобойников «Жизнь  замечательных детей»;  ДЭ «Все обо всем»; Книги из серии «Почемучкины книжки».  Викторина

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

Библиотерапия - как внеурочная деятельность с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017