БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ, ДВУХ ПЕДАГОГОВ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
Оценка 4.6

БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ, ДВУХ ПЕДАГОГОВ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
преподавание
06.12.2022
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ,  ДВУХ ПЕДАГОГОВ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ.pdf

Авдеева А. Н.

 

БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ, 

ДВУХ ПЕДАГОГОВ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 

 

На сегодняшний день, высшее образование Узбекистана, приобретает новый виток своего развития, ставя главной своей задачей – выпускать конкурентоспособных специалистов международного уровня [1]. Для достижения положительных результатов, педагоги Республики, находятся в постоянном поиске эффективных методов и технологий проведения занятий. Одним из таких, активных методов обучения является бинарная лекция. 

Несмотря на возможность получения студентами из интернета и книг безграничной информации, лекция не теряет своей актуальности, так как цель лектора конкретизация и систематизация знаний по дисциплине, уделение особого внимания ключевым и сложным частям изучаемой науки. Традиционный метод чтения, обычно, приводит к «пассивному восприятию и механической записи конспекта» [2]. Трудность заключается в том, что одна аудиторная пара включает в себя большой объём научной информации. Как показывает практика, чем сложнее тема, тем быстрее у студентов теряется интерес. Активировать аудиторию можно как традиционными принципами построения интерактивной лекции [3], так и нетрадиционными, одним из которых является бинарная лекция [4, 5]. Эта форма подачи информации позволяет разрушить все шаблоны.  Лекция превращается в спектакль двух актёров. Интерес слушателей возрастает многократно, а вместе с ним и коэффициент усвояемости. Второй ведущий бинарного занятия, кроме основного педагога, может быть либо сторонником другой научной школы, либо представителем производства, либо студентом, либо ассистентом, ведущим практические занятия. На кафедре «Материаловедение и машиностроение» Ташкентского Государственного Транспортного Университета, проводятся пробные занятия двух педагогов смежных общеинженерных дисциплин: «Детали машин» и «Метрология, стандартизация, сертификация и основы взаимозаменяемости». Такое занятие проводится один – два раза в семестр, так как подготовка к нестандартному занятию требует тщательной подготовки, и занимает огромный объём времени, а главное – выбор темы для ведения пары вдвоём должен соответствовать логике учебного процесса.

В процессе изучения дисциплины «Детали машин», бакалавр третьего курса, набирает знания и умения, чтобы, к концу семестра, рассчитать и начертить редуктор. Требования оформления чертежей, включают в себя знания основ взаимозаменяемости – составляющую дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация и основы взаимозаменяемости», которую студенты изучают на втором курсе. При объяснении вычерчивания сборочного чертежа, кроме основного лектора по дисциплине «Детали машин», в аудитории присутствует преподаватель метрологии, и параллельно, указывает, где и какие проставляются на чертеже допуски и посадки в типовых соединениях.

Как было сказано выше, бинарная лекция требует тщательной подготовки. После выбора темы совместного занятия, педагоги разрабатывают сценарий действий, прописывая подробный сценарий, выбирая «роли» и стили преподавания, а также «неожиданные шутки» и диалоги. На этом этапе подготовки определяется объём научного материала, который логично разделяется на условные блоки, с логичным содержанием и необходимым временем [3]. Главная идея бинарной лекции – синхронизация, должна прослеживаться по всему сценарию. 

У каждого педагога свой стиль проведения занятия. Может оказаться, что различие манер и методов подачи материалов, будет сбивать как самих педагогов, так и студентов, поэтому нестандартную лекцию на кафедре, обычно проводят преподаватели, которые работаю вместе много лет. Но как бы хорошо они не знали друг друга, бинарной лекции – это неизбежный обмен опытом [5].  Активизация учебного процесса, влечёт за собой возникновение нестандартных ситуаций. Очень важным в подготовке к лекции «вдвоём» – выбор оптимального сценария в провокационных ситуациях со стороны студентов [6, 7]. 

Можно сделать вывод, что лекция, проводимая в паре с коллегой, — это не только инновационный метод обучения, но и огромный толчок для профессионального и личностного роста лектора, и метод, который может быть использован для мотивации к учёбе, повышения успеваемости студентов и увеличения процента остаточных знаний.

Использованные источники:

1.        Указ президента республики Узбекистан об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. URL: https://lex.uz/docs/4312783 (дата обращения: 5.10.2021) 

2.        Авдеева, А. Н. Некоторые аспекты бинарной лекции, проводимой в паре со студентом // ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2021: материалы II международной научнопрактической конференции. (27 октября 2021 г., Новороссийск)

Новороссийск: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020. С. 23-

27. ISBN 978-5-907385-52-8

3.        Авдеева       А.Н. Принципы         построения       и       проведения

Интерактивной лекции // Вестник науки и образования № 8(86),

2020          [Электронный ресурс].URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2020/86/printsi py-postroeniya-i.pdf (Дата обращения:12.09.2022).

4.        Авдеева А.Н. Бинарное аудиторное занятие как форма мастер класса // СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКЕ. – 2021. – С. 24-27. 

5.        Avdeeva A. N, Filimonova L. U. YINTERDISCIPLINARY

BINARY LECTURE AS A METHOD OF TEACHING AT

TECHNICAL UNIVERSITY // ACADEMICIA   A n  I n t e r n a t i o n a l M u l t i d i s c i p l i n a r y     R e s e a r c h  J o u r n a l. – 2021. – Volume: 11 Issue: 4 April. – Р 1385 – 1389. 

6.        Авдеева А. Н. Взаимодействие с проблемными студентами в процессе аудиторного обучения // Научные исследования и разработки 2020 года: материалы II международного научноисследовательского конкурса (22 апреля 2020г., Саратов)

Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2020.С. 57-60. ISBN 978-5-907199-79-8 

7.        Авдеева А. Н. Стратегия привлечения внимания в процессе аудиторного обучения //НАУКА 2020. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

2020. – С. 36-38

Авдеева А. Н. БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ,

Авдеева А. Н. БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ,

Эта форма подачи информации позволяет разрушить все шаблоны

Эта форма подачи информации позволяет разрушить все шаблоны

Метрология, стандартизация, сертификация и основы взаимозаменяемости», которую студенты изучают на втором курсе

Метрология, стандартизация, сертификация и основы взаимозаменяемости», которую студенты изучают на втором курсе

Активизация учебного процесса, влечёт за собой возникновение нестандартных ситуаций

Активизация учебного процесса, влечёт за собой возникновение нестандартных ситуаций

Интерактивной лекции // Вестник науки и образования № 8(86), 2020 [Электронный ресурс]

Интерактивной лекции // Вестник науки и образования № 8(86), 2020 [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022