Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами.
Оценка 4.9

Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
естествознание +1
СCУЗ, ВУЗ
03.04.2020
Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами.
Интеграция в педагогике – вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие.
Бинарные уроки.docx

Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами.

Одним из способов достижения учащимися результатов обучения, согласно ФГОС ООО, является использование на уроках математики интеграции. Интеграция в педагогике – вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие. Самым распространенным в лексиконе современного педагога и воспитателя является слово «система». Она подразумевает: образовательное учреждение как систему; системы учебных занятий; систему взаимоотношений между детьми и педагогами и т. д. И все это совершенно естественно. Ведь еще А. С. Макаренко утверждал о том, что никакое средство не может быть рассмотрено отдельно от системы. Причем его нельзя признать хорошим или плохим при рассмотрении вне комплекса существующих воспитательных влияний. Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих уровень образовательного процесса подрастающего поколения. Каким же образом может быть решена данная проблема? Интеграция в педагогике – вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие.

Как реализовать интеграцию школьных предметов на уроках математики? Через использование содержание всех учебных предметов, привлечение сведений из различных областей науки, культуры, искусства, обращение к явлениям и событиям окружающей жизни, т.е. через интегрированные уроки.

Обоснуем потребность в использовании интегрированных уроках.

Во-первых, мир, окружающий учащихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направлены на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познаванию окружающей деятельности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества учителя.

Интегрированный урок не множество отдельных задач, а их со-пересечение. Основное отличие интегрированного урока от традиционного – это наличие проблемы, которую невозможно решить средствами одного предмета. Следовательно, основная цель интегрированного урока – интеграция знания из разных областей для решения одной проблемы.

Учитель математики может сам проводить интегрированный урок, используя сведения, которые учащиеся уже получили на других предметах. В последнее время очень много задач имеют практико-ориентированный характер, при решении которых учащимся необходимы знания из других предметных областей. На уроках математики мы используем исторический материал при объяснении нового материала или в ходе решения практических задач. Можно сказать, что каждый урок геометрии – интегрированный (при наличии проблемы), так как связан с жизнедеятельностью людей и окружающим миром. При изучении координат на плоскости обязательно прослеживаем связь с географией. Введение понятия «масштаб» связываем с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, технологией, объясняем, как связан масштаб с отношениями. Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде, и масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности. Очень часто здесь на уроках используются географические, исторические карты, глобус. В качестве домашнего задания учащимся предлагается рассмотреть план земельного участка или план квартиры и найти масштаб этого плана. На уроке географии по теме «Температура воздуха» учащиеся учатся вычислять среднесуточную температуру и амплитуду воздуха, то есть закрепляют правила сложения и вычитания чисел с разными знаками, а также находят взаимосвязь элементов природы: зависимость температуры воздуха от формы Земли и от суточного вращения Земли вокруг оси. При подготовке к ОГЭ решаем с учащимися задачи на сплавы и смеси, при решении которых прослеживается связь с химией. Решая задачи на прогрессии, находим связь с литературой (размер стиха).

Участие второго педагога-предметника при проведении интегрированного урока – признак бинарного урока – значительно повышает его содержательный и операционный уровень, так как по отдельности учителя не всегда знают программу смежных предметов (чтобы адекватно требовать знания от своих учеников) и не всегда могут на должном уровне анализировать смежный материал. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта.

В нашей практике проведение бинарных уроков было подсказано чтением научных статей, историческими фактами, интересными событиями из жизни нашей страны. Мы хотели бы поделиться проведением бинарных уроков в нашей школе. Связано их проведение с декадой точных наук, которая проводится в нашей школе ежегодно, и посвящена определённой теме. В 2013-2014 учебном году декада прошла под названием «От школьных высот до высот мировых» и посвящена зимним олимпийским играм, которые проводились в нашей стране.

Citius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!). Эти три латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях. Однако на пути к спортивным достижениям и к олимпийскому золоту стоят преграды, обуславливаемые проявлением тех или иных физических явлений и закономерностей. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов и математических расчётов может помочь спортсмену в достижении успеха.

В 6 классе совместно с учителем истории был проведён урок «Олимпийская математическая эстафета». Учащиеся узнали о зимних видах спорта и об их происхождении. Математические задачи перекликались с историческими сведениями. Одновременно с проведением уроков и шла работа над проектами «Математические фигуры в зимних видах спорта» и «Олимпийские рекорды и физика».

2014 год был объявлен годом культуры. В нашей школе прошла декада точных наук под названием «Математика и искусство - две ветви человеческой культуры». Бинарный урок истории и математики для 5-го класса по теме «Памятники культуры Древнего Египта в натуральных числах» провели учителя математики и истории. На примере истории Древнего Египта показана взаимосвязь таких наук как история и математика. Учащиеся закрепили умения и навыки по выполнению действий с натуральными числами, решению уравнений. А также они познакомились с памятниками архитектуры Древнего Египта (пирамида Хеопса, Большой Сфинкс).С ребятами из 6-го класса мы решили выяснить, как связаны между собой такие предметы, как математика и русский язык. Математика – предмет наиболее трудоёмкий, требующий высокого умственного напряжения, развития мышления. «Умение логически мыслить, правильно рассуждать, является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находятся умения с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли. Правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости». Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Как сказал М. В. Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют». И это высказывание стало названием исследовательской работы учащихся 5-6-х классов. Для исследования мы провели бинарный урок с учителем русского языка по теме «Числительные».

В 2015-16 учебном году в ходе декады были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых учителя представили свою работу по теме «Математика и литература – два крыла одной культуры». Эти мероприятия были посвящены году литературы в нашей стране. Девизом стали слова учёного Вейерштрасса «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи поэтом в душе». В 6б классе прошёл открытый урок «Реабилитация А. С. Пушкина в математике». Учащиеся вместе с учителями математики и литературы пытались ответить на вопрос, как связано творчество А.С. Пушкина с математикой. Решая примеры на все арифметические действия, учащиеся знакомились и с биографией А. С. Пушкина и с его произведениями. В 7а прошел урок физики «Путешествие в сказки о скорости и массе». Здесь учащиеся с помощью физических законов объясняли сказочные явления. Эпиграфом к уроку стали слова Л. Н. Толстого «Наука и искусство так тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце». В 6а учителями был проведён урок «Кремль в литературе и математике». На уроке учащиеся решали задачи практического содержания и выразительно читали стихи о Кремле. Много узнали ребята об этом историческом памятнике нашей страны. Среди учащихся 9-х классов и 10-11 прошла интеллектуальная интегрированная игра «Физики и лирики» (физика + литература).

В этом учебном году декада точных наук прошла под названием «Кладезь историзма в точных науках» и была посвящена вопросам развития и становления точных наук. Девизом декады стали слова Ж. А. Пуанкаре «…всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Вся декада была посвящена историзму в точных науках, поэтому учителя математики совместно с учителями истории провели открытые бинарные уроки: в 7А классе урок по теме «Путешествие по Московскому Кремлю при решении уравнений» провели учителя математики и истории. Цель урока: содействовать актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений, способов деятельности в нетривиальных ситуациях; на заочном путешествии по Московскому Кремлю показать ученикам взаимосвязь таких наук как история и математика. В 6Б классе прошел урок «Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Действия с дробями». На этом уроке учащиеся обобщили знания по теме «Средневековый город» и «Действия с дробями». В 8А классе урок  геометрии «Занимательная математика стран мира – древних и современных» прошел в виде путешествия по странам мира.

Результатом проведения бинарных уроков на протяжении последних лет является создание проектов: «Все науки в грамматике нужды имеют», «От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого», «Геометрия фасонов», «От школьного опыта к фигурам «высшего пилотажа»».


 

Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами

Бинарные уроки как форма интеграции математики с другими школьными предметами

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познаванию окружающей деятельности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познаванию окружающей деятельности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

Введение понятия «масштаб» связываем с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, технологией, объясняем, как связан масштаб с отношениями

Введение понятия «масштаб» связываем с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, технологией, объясняем, как связан масштаб с отношениями

Citius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!)

Citius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!)

Правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости»

Правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости»

Физики и лирики» (физика + литература)

Физики и лирики» (физика + литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020