Тема:
Буква ь –
разделительный мягкий знак.
Музыка рисует картины
Цели
урока:
Показать взаимосвязь различных
видов искусства: музыки и литературы;
Обобщить представление учащихся о многообразии
и богатстве связей
между музыкой и литературой, их взаимовлиянии и взаимодополнении.
планируется,
что к окончанию урока учащиеся будут:
знать о том, что буква ь не обозначает звука, разделительный мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного, пишется после согласных перед гласными е, ё, я, и.
Задачи:
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза слов;
- содействовать формированию у учащихся навыка осознанного, орфоэпически правильного чтения;
- способствовать расширению поля чтения детей;
- способствовать воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к труду других людей.
Оборудование: учебник, предметные картинки, фишки для звукового анализа слов, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сегодня у нас необычный урок. …
2. Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка
А) Упражнение на дыхание «Маятник»
И.п. – Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-х-х-х!». Выдох.
(Повторить 3-4 раза.)
Б) Артикуляционная разминка «Хоботок»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд хоботком, продвигать ими в разные стороны.
В) Речевая разминка
Топали, да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги то оттопали.
- Проговорить скороговорку в разном темпе, с разными эмоциями: удивлённо, с грустью, с радостью.
3. Актуализация знаний. Введение в новую тему
-Ребята, вы любите ходить в гости, а принимать гостей? Сегодня к нам придут гости, и мы должны подготовиться их встретить. Перед вами группа слов. Давайте прочтём их по цепочке.
медведь
коньки
большой
дверь
друзья
пробежать
- Что общего имеют эти слова?
- Первый гость – мягкий знак.
- Какое слово здесь лишнее? (Друзья)
- Почему это слово пишется с разделительным мягким знаком?
- Мягкий знак пришёл в гости к нам со своим другом – разделительным мягким знаком.
- Определите тему нашего урока.
- Мы с ним уже знакомы.
- Что же мы будем делать сегодня? Что нужно вспомнить?
- Сегодня на уроке будем учиться слушать и читать слова с разделительным мягким знаком. Выведем правило, когда пишется разделительный мягкий знак. Научимся правильно употреблять слова с этой буквой. Не будем путать с мягким знаком.
- Для этого мы с вами поработаем над словами.
- Пальто-
- Давайте понаблюдаем за ним – произнесём его по буквам. Вы произнесёте его по звукам, а я запишу его в сказочных скобочках.
[ пал’то]
Сейчас запишем его буквами – пальто. Сравните транскрипцию и запись. В чём отличие?
-Платье-
- Продолжим наблюдение.
[ плат’й’э]
плате
Что произошло? Как разрешить эту проблему? Что надо сделать , чтобы вернуть [ й’] ? Надо вставить между гласной т и е разделительный мягкий знак – платье.
- Сейчас мы посмотрим, как музыка помогает нарисовать картину при помощи разделительного мягкого знака.
Физкультминутка для глаз (Презентация)
4. Изучение нового материала
А) Наблюдение за произношением звуков в словах
Учебник, с. 140 -141
- Прочитайте слова. В них есть одинаковые гласные буквы. А одинаковая ли работа у этих букв?
- Зачитайте слова, в которых пишется мягкий знак, а затем – с разделительным мягким знаком. Какие звуки слышим во второй группе слов?
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я. Гласные после разделительного мягкого знака обозначают два звука.
Б) Работа с текстом «Модельер»
- Что общего между словами пальто и платье (одежда)? Мы с вами сейчас проведём экскурсию в очень интересном заведении. Разгадайте ребус. Что обозначает трикотажное ателье?
Ателье – мастерская по пошиву одежды.
Трикотаж – вид ткани.
- Кто там работает?
Модельеры, портнихи, швеи.
· Чтение текста учителем
· Словарная работа
Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды.
- Самостоятельное чтение.
- Чтение по «цепочке».
- Где работает мама Ильи?
- Что она делает?
-Назовите слова, в которых употребляется разделительный мягкий знак.
Физкультминутка (Презентация с музыкальным сопровождением)
Подвести к теме «Азбука»
В) Работа с текстом «Портниха»
(На доске вывешивается картинка)
Г) Работа с текстом «Загадка»
(На доске вывешивается картинка)
· Чтение текста диктором
- О каких братьях говорится в загадке?
- Что надевают на палец во время шитья? Зачем?
· Словарная работа
Напёрсток – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
· Выразительное чтение
Рефлексия
Первоклассники - одноклассники
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в словах,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
5. Исполнение песни «Мы первоклассники»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.