Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература +1
9 кл
26.03.2018
9-й класс
Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:
1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе;
2. обучение работе с разными источниками информации;
3. развитие устной речи учеников;
4. обогащение словарного запаса детей;
5. установление связи литературных произведений с эпохой их написания;
6. совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;
7. установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;
8. развитие навыков выразительного чтения.
Бинарный урокВойна 1812 г..doc
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война
1812 г. в судьбах русских писателей и
произведениях русской литературы". 9-й класс
Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года,
рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать
комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:
1. совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству,
уважительного отношения к русской истории и литературе;
2. обучение работе с разными источниками информации;
3. развитие устной речи учеников;
4. обогащение словарного запаса детей;
5. установление связи литературных произведений с эпохой их написания;
6. совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли,
лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;
7. установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;
8. развитие навыков выразительного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
3. Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». (слайд 2)
Кто автор этих строк?
Из какого стихотворения?
Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.
Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)
4. Вступительная беседа.
Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812
года ). ( слайд 3 )
Каково историческое значение этого сражения?
(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы
войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось
недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и
политическую победу)
Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских
составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал
под Москвой».
5. Хронология войны. (слайд 4)
Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)
1. Переход через Неман 12 июня 2. Смоленское сражение, соединение русских армий
3. Бородинская битва 26 августа
4. Совет в Филях, пожар Москвы
5. Тарутинский манёвр, партизанская война
6. Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге
7. Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию
6. Полководцы войны.
Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?
(Барклай де Толли) – слайд 5 презентации
Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?
(Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации
Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?
(Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок) См. Приложение 1.
Учитель:
Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли.
7. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.
Учитель:
Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 ) См.
Приложение 1.
Словарная работа:
Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу
изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и
упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на
Златоустовском заводе.
Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с
валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации)
Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным
атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка). слайд 10 презентации
Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также
и в пешем строю. (слайд 11 презентации)
Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей
диаметром от5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для
поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайд 12 презентации)
8. Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года
М.Ю.Лермонтов ( слайд 13 )
Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после
окончания военной школы находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда началась война?
(2 года)
Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское
народное ополчение.
В каком роде войск служил Лермонтов? (Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейбгвардии гусарский полк.)
Гусары (слайд 14 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка,
атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в
Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны.
Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.
Доломан ( слайд 15 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.
Кивер ( слайд 16 )– головной убор с султаном и шнурами.
Ментик (слайд 17 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.
Чикчеры ( слайд 18 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации)
А.С.Пушкин ( слайд 19 )
Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)
Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)
В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве. СМ.
Приложение 1.
В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)
Прочитайте соответствующий отрывок.
Н.В. Гоголь ( слайд 20 )
Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года)
Учитель:
Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду.
В.А.Жуковский ( слайд 21 ), А.С.Грибоедов (слайд 22 )
А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?
В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был
ранен. В чине штабскапитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал
стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность.
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Руку в руку!
Запьём вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?
(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)
Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Второе действие, 5 явление:
Скалозуб:
В 13ом году мы отличились с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
По моему суждению,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Словарная работа
Егеря ( слайд 23 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они
развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации)
Л.Н.Толстой ( слайд 24 )
Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)
Учитель:
Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона,
битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского
полка.
Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в
частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.
9. Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть,
XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера
Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.
Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения,
зрелище) К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому)
Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?
(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлтозелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой»
повторяется дважды)
Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?
(однородные члены предложения)
В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?
Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?
(оживлённо, величественно, неожиданно)
Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?
(везде блестели молнии утреннего света)
В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью
Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля?
Почему?
(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её
подвижности, связи мира природы и мира людей)
10. Итоги
Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно
позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической
страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость.
Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал
себя частью великого и могучего народа.
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.