Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Оценка 4.7

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература +1
9 кл
26.03.2018
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
9-й класс Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература). Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения. Задачи урока: 1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе; 2. обучение работе с разными источниками информации; 3. развитие устной речи учеников; 4. обогащение словарного запаса детей; 5. установление связи литературных произведений с эпохой их написания; 6. совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности; 7. установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы; 8. развитие навыков выразительного чтения.
Бинарный урокВойна 1812 г..doc
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы". 9-й класс Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература). Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года,  рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать  комплексный анализ эпизода произведения. Задачи урока: 1. совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству,  уважительного отношения к русской истории и литературе; 2. обучение работе с разными источниками информации; 3. развитие устной речи учеников; 4. обогащение словарного запаса детей; 5. установление связи литературных произведений с эпохой их написания; 6. совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли,  лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности; 7. установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы; 8. развитие навыков выразительного чтения. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока. 3. Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». (слайд 2) ­ Кто автор этих строк? ­ Из какого стихотворения? ­ Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г. ­ Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет) 4. Вступительная беседа. ­ Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812  года ). ( слайд 3 ) ­ Каково историческое значение этого сражения? (В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы  войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось  недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и  политическую победу) ­ Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских  составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал  под Москвой». 5. Хронология войны. (слайд 4) ­ Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации) 1. Переход через Неман 12 июня 2. Смоленское сражение, соединение русских армий 3. Бородинская битва 26 августа 4. Совет в Филях, пожар Москвы 5. Тарутинский манёвр, партизанская война 6. Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге 7. Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию 6. Полководцы войны. ­ Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы? (Барклай де Толли) – слайд 5 презентации ­ Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы? (Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации ­ Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы? (Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок) См. Приложение 1. Учитель: ­ Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли. 7. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа. Учитель: ­ Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 ) См.  Приложение 1. Словарная работа: Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу  изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и  упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на  Златоустовском заводе. Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с  валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации) Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным  атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).­ слайд 10 презентации Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также  и в пешем строю. (слайд 11 презентации) Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей  диаметром от5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для  поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайд 12 презентации) 8. Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года М.Ю.Лермонтов ( слайд 13 ) ­ Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после  окончания военной школы находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда началась война?  (2 года) ­ Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское  народное ополчение. ­ В каком роде войск служил Лермонтов? (Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб­гвардии гусарский полк.) Гусары (слайд 14 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в  Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны. Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма. Доломан ( слайд 15 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником. Кивер ( слайд 16 )– головной убор с султаном и шнурами. Ментик (слайд 17 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом. Чикчеры ( слайд 18 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации) А.С.Пушкин ( слайд 19 ) ­ Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет) ­ Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей) ­ В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега. ­ Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве. СМ.  Приложение 1. ­ В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель») ­ Прочитайте соответствующий отрывок. Н.В. Гоголь ( слайд 20 ) ­ Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года) Учитель: ­ Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду. В.А.Жуковский ( слайд 21 ), А.С.Грибоедов (слайд 22 ) ­ А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.? ­ В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс­капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал  стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность. На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! Руку в руку! Запьём вином кровавый бой И с падшими разлуку. ­ Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.? (В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.) ­ Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Второе действие, 5 явление: Скалозуб: В 13­ом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. По моему суждению, Пожар способствовал ей много к украшенью. Словарная работа Егеря ( слайд 23 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они  развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации) Л.Н.Толстой ( слайд 24 ) ­ Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет) Учитель: ­ Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона,  битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского  полка. Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в  частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г. 9. Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть,  XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера  Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.   ­ Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения,  зрелище) К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому) ­ Какие эпитеты передают цветовую гамму картины? (золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто­зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой»  повторяется дважды) ­ Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск? (однородные члены предложения) ­ В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения? ­ Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя? (оживлённо, величественно, неожиданно) ­ Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света? (везде блестели молнии утреннего света) ­ В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью ­ Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля?  Почему? (Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её  подвижности, связи мира природы и мира людей) 10. Итоги ­ Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно  позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической  страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость.  Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал  себя частью великого и могучего народа.

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".

Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018