Бином фантазии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бином фантазии Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”. Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.
Иконка файла материала Бином фантазии.doc
Бином фантазии Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с  рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не  составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же  приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе  “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и  не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть  созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара,  двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”. Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей  “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий  самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”. Рассказ может возникнуть лишь из “бинома фантазии”. Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы  соседство их было сколько­нибудь необычным, ­ только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое,  целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином  фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал,  что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке. Я вызвала к доске двух учеников, одного попросила написать слово на видимой стороне доски, другого – на  оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу  напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово “жираф”, то оно уже было особым  словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего  непредвиденного события. “Жираф” уже был не просто животным, он был героем приключения, вымышленным  персонажем, полностью находящемся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово “котенок”. Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться,  ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это уже  открытие, изобретение, стимул. В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в  котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа. Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим  несколько картин: Жираф с котенком Жираф у котенка Котенок жирафа И т. д. Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами  решили пофантазировать на данную тему. 1. По улице идут жираф с котенком. Они закадычные друзья и всегда придумывают что­то интересное,  необычное. В трудной ситуации они помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так далее и тому  подобное. 2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях. Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался котенок,  и жирафу пришлось долго его искать, потому что его маленький друг мог забраться в самый тихий иукромный уголок своего дома, и найти его было очень сложно. Данную тему можно продолжить по  своему усмотрению. После того, как мы с ребятами попробовали сочинить несколько историй с выбранными словами, я предложила  каждому прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное  занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй. Стоит отметить, что большинство учеников справились с этим заданием и получили удовольствие от процесса  сочинительства. В качестве примера я предлагаю познакомиться с двумя историями “бинома фантазии”. “Котенок и жираф”. Жирафа поймали и привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк, видели в клетке грустное животное. Однажды прилетел к нему котенок. Они стали  друзьями. Но жираф по­прежнему грустил. Он сказал котенку, что хотел бы вернуться в Африку к маленьким  жирафчикам. Котенок сказал: “Что­нибудь придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и попросил у него  крылья. Кондор давно не летал. У него были запасные крылья. Он отдал их жирафу. Крылья навесили на  жирафа, и он улетел из зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку. (Сочинила Соловьева Дарья) “Котенок и жираф”. Жил­был котенок. И был он весь в рыжих пятнышках. И все его звали Маленьким  Жирафом. Он никогда не видел настоящего жирафа, но очень хотел с ним познакомиться. Вот как­то раз мама  отпустила его одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа. Шел­шел и увидел за кустами пестрого гуся и  спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, ­ сказал котенок. И  пошел дальше. Шел­шел и пришел в цирк. Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние лапы, и котенок  подумал, что это и есть жираф и спросил: “Вы жираф?” “Нет, ­ прорычал в ответ тигр, ­ я тигр!” И котенок пошел  дальше. Шел­шел и пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго искал жирафа. Сначала нашел  обезьяну, потом леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с длинной­длинной шеей. У него были такие же  рыжие пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой  кот?” “Нет, ­ удивленно ответил большой пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как хорошо, что я нашел  вас! – запрыгал от радости котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”. И с тех пор они стали друзьями – Маленький Жираф и Большой Жираф. (Сочинила Иванова Светлана)

Посмотрите также