Бином фантазии
Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”.
Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.
Бином фантазии
Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с
рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не
составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же
приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе
“Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и
не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть
созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара,
двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”.
Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей
“Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий
самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.
Рассказ может возникнуть лишь из “бинома фантазии”.
Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы
соседство их было скольконибудь необычным, только тогда воображение будет вынуждено активизироваться,
стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое,
целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином
фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал,
что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке.
Я вызвала к доске двух учеников, одного попросила написать слово на видимой стороне доски, другого – на
оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу
напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово “жираф”, то оно уже было особым
словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего
непредвиденного события. “Жираф” уже был не просто животным, он был героем приключения, вымышленным
персонажем, полностью находящемся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим,
слово “котенок”. Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться,
ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это уже
открытие, изобретение, стимул.
В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в
котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле
небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.
Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и “котенок”.
Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим
несколько картин:
Жираф с котенком
Жираф у котенка
Котенок жирафа
И т. д.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами
решили пофантазировать на данную тему.
1. По улице идут жираф с котенком. Они закадычные друзья и всегда придумывают чтото интересное,
необычное. В трудной ситуации они помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так далее и тому
подобное.
2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях. Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался котенок,
и жирафу пришлось долго его искать, потому что его маленький друг мог забраться в самый тихий иукромный уголок своего дома, и найти его было очень сложно. Данную тему можно продолжить по
своему усмотрению.
После того, как мы с ребятами попробовали сочинить несколько историй с выбранными словами, я предложила
каждому прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное
занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.
Стоит отметить, что большинство учеников справились с этим заданием и получили удовольствие от процесса
сочинительства. В качестве примера я предлагаю познакомиться с двумя историями “бинома фантазии”.
“Котенок и жираф”. Жирафа поймали и привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и другим зверям. Все,
кто приходили в зоопарк, видели в клетке грустное животное. Однажды прилетел к нему котенок. Они стали
друзьями. Но жираф попрежнему грустил. Он сказал котенку, что хотел бы вернуться в Африку к маленьким
жирафчикам. Котенок сказал: “Чтонибудь придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и попросил у него
крылья. Кондор давно не летал. У него были запасные крылья. Он отдал их жирафу. Крылья навесили на
жирафа, и он улетел из зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.
(Сочинила Соловьева Дарья)
“Котенок и жираф”. Жилбыл котенок. И был он весь в рыжих пятнышках. И все его звали Маленьким
Жирафом. Он никогда не видел настоящего жирафа, но очень хотел с ним познакомиться. Вот както раз мама
отпустила его одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа. Шелшел и увидел за кустами пестрого гуся и
спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, сказал котенок. И
пошел дальше. Шелшел и пришел в цирк. Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние лапы, и котенок
подумал, что это и есть жираф и спросил: “Вы жираф?” “Нет, прорычал в ответ тигр, я тигр!” И котенок пошел
дальше. Шелшел и пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго искал жирафа. Сначала нашел
обезьяну, потом леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с длиннойдлинной шеей. У него были такие же
рыжие пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой
кот?” “Нет, удивленно ответил большой пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как хорошо, что я нашел
вас! – запрыгал от радости котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.
И с тех пор они стали друзьями – Маленький Жираф и Большой Жираф.
(Сочинила Иванова Светлана)