И.А. Гончаров. Художник Н. Крамской, 1874
… Я откровенно люблю литературу,
и если бывал счастлив в жизни,
так это своим призванием.
И.А.Гончаров
НАЧАЛО
6 июня 1812 г. – родился в купеческой семье в Симбирске
1822-1830 гг. – Московское коммерческое училище
1831-1834 гг. – словесное отделение философского ф-та Московского университета
Дом, в котором в течение трех десятилетий жил и работал
И.А. Гончаров (Санкт-Петербург, Моховая, 12)
В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности»
И. А. Гончаров
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ …
1852 – 1855 гг. – кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в должности секретаря начальника экспедиции вице - адмирала Путятина
1855-1857 гг. – путевые очерки «Фрегат «Паллада»
Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856
"Пока останется хоть один русский, -до тех пор будут помнить Обломова".
И. С. ТУРГЕНЕВ
1848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …»
Н. А. Добролюбов 1859 г.
ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ
«Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...»
А. В. Дружинин 1859 г.
ТРИЛОГИЯ О РУССКОЙ ЖИЗНИ
«ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 1847г.
«ОБЛОМОВ» 1859г.
«ОБРЫВ» 1869г.
Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов
Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНОВ
ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ
БУРЖУАЗНЫЙ
Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни
Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество
ГЕРОИ РОМАНОВ
Образ Александра Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа
Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью
Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
«Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории».
Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
Особенности композиции романа
часть 1 и главы 1-2 часть 2 – экспозиция (такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность
главы 3-5 часть 2 – завязка (знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь)
главы 6-11 часть 2 – развитие действия ( чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге)
глава 12 часть 2 – кульминация (Илья Ильич объяснился в любви Ольге, но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву)
главы 11-12 часть 3 – развязка (показана несостоятельность и банкротство Обломова)
4 часть – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
11 глава 4 часть – эпилог (Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».
«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...»
КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ?
ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?
ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА
1."Явление" господина. Портрет визитера.
2."Не подходите, не подходите… вы с холода!"
3.Беседа и приглашение в Екатерингоф.
4.Отказ Ильи Ильича.
5."У меня два несчастья…"
6.Отказ визитера выслушать Обломова.
7.Размышление героя о "несчастном" посетителе.
КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ?
РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?
ВОЛКОВ
СУДЬБИНСКИЙ
ПЕНКИН
АЛЕКСЕЕВ ?
Светская жизнь
Карьера
Литературная деятельность
???????????
нахлебник
«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?»
Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.
Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.
Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?
Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?
« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться ..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …»
КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ
КРИТИКИ ПИШУТ
«Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...»
Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г.
«Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен».
А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.