Биография Гончарова

  • ppt
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Биография Гончарова.ppt

Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова (1812 – 1891)

И.А. Гончаров. Художник Н. Крамской, 1874

… Я откровенно люблю литературу,
и если бывал счастлив в жизни,
так это своим призванием.
И.А.Гончаров

Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Неизвестный художник. Начало XIX века

Н.Н. Трегубов, крестный отец и воспитатель И.А. Гончарова. Неизвестный художник. Начало XIX века

НАЧАЛО

6 июня 1812 г. – родился в купеческой семье в Симбирске

1822-1830 гг. – Московское коммерческое училище

1831-1834 гг. – словесное отделение философского ф-та Московского университета

Музей И.А.Гончарова в Ульяновске

Памятник И.А. Гончарову в Ульяновске

Дом, в котором в течение трех десятилетий жил и работал
И.А. Гончаров (Санкт-Петербург, Моховая, 12)

Аполлон Николаевич Майков

Николай Аполлонович Майков

И.А. Гончаров читает В.Г. Белинскому «Обыкновенную историю». Художник Б. Лебедев. 1947

В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности»
И. А. Гончаров

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ …

1852 – 1855 гг. – кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в должности секретаря начальника экспедиции вице - адмирала Путятина

1855-1857 гг. – путевые очерки «Фрегат «Паллада»

Фрегат «Паллада». Макет

Адмирал Е.В. Путятин, командир экспедиции фрегата «Паллада». Литография

И.С. Унковский, командир фрегата «Паллада». Фотография

И.А. Гончаров (сидит пятый слева) среди офицеров фрегата «Паллада». Дагерротип 1852

Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856

"Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова".
И. С. ТУРГЕНЕВ

1848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …»
Н. А. Добролюбов 1859 г.

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

«Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...»
А. В. Дружинин 1859 г.

Памятник на могиле
И.А. Гончарова. Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские мостки

ТРИЛОГИЯ О РУССКОЙ ЖИЗНИ

«ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 1847г.
«ОБЛОМОВ» 1859г.
«ОБРЫВ» 1869г.

Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов
Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНОВ

ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ

ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ

БУРЖУАЗНЫЙ

Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни

Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

ГЕРОИ РОМАНОВ

Образ Александра Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа

Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью

Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА

«Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории».
Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

Особенности композиции романа

часть 1 и главы 1-2 часть 2экспозиция (такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность
главы 3-5 часть 2завязка (знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь)
главы 6-11 часть 2развитие действия ( чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге)
глава 12 часть 2кульминация (Илья Ильич объяснился в любви Ольге, но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву)
главы 11-12 часть 3развязка (показана несостоятельность и банкротство Обломова)
4 часть – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
11 глава 4 частьэпилог (Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

ОБЛОМОВКА

ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА

ОБЛОМОВ

ОБЛОМОВ

ШТОЛЬЦ

ОЛЬГА

ОЛЬГА

Агафья Матвеевна

«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...»

КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ?
ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?

ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА

1."Явление" господина. Портрет визитера.
2."Не подходите, не подходите… вы с холода!"
3.Беседа и приглашение в Екатерингоф.
4.Отказ Ильи Ильича.
5."У меня два несчастья…"
6.Отказ визитера выслушать Обломова.
7.Размышление героя о "несчастном" посетителе.

КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ?

РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?

ВОЛКОВ

СУДЬБИНСКИЙ

ПЕНКИН

АЛЕКСЕЕВ ?

Светская жизнь

Карьера

Литературная деятельность

???????????
нахлебник

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?»
(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX)

Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.
Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.
Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?
Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?

«Что за чудный край!..»

« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться ..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …»

КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ

КРИТИКИ ПИШУТ

«Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...»

Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г.

«Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен».

А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.

Обломов

Обломовка

«обломовщина»

Подводим итоги

Домашнее задание

1 вариант – характеристика образа Ольги Ильинской
2 вариант – характеристика образа Агафьи Матвеевны Пшеницыной
План:
Портрет.
Черты характера.
Понимание смысла любви героиней.
Как проявляет героиня свою любовь к Обломову?