Биоиндикация загрязнения воздуха на учебной экологической тропе по состоянию сосны обыкновенной
Выполнил ученик 9 класса
Смирнов Иван
Руководитель:
Адамонис Нина Николаевна
учитель биологии
МКОУ СОШ д.Авдеево
Исследовательская работа
Природа в нашей жизни Большую роль играет. Если беречь природу, Жизнь красивее станет.
Халимончук Алёна
Природа – это некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи. Мы всё воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Слишком много сделал человек за время своего существования с природой Земли.
Почему была выбрана сосна обыкновенная в качестве объекта исследования?
Считается, что для условий лесной полосы наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Это обуславливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».
В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна .
Обоснование
исследовательской работы
- определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнѐнности атмосферы;
- уточнить данные относительно экологического состояния леса;
- проанализировать полученные результаты
Задачи:
Сосна - одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Сосна очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов и фабрик. В Карелии сосновые леса превратились в живописные места отдыха граждан. В них без нарушения установившейся экологической обстановки строят санатории, Дома отдыха и турбазы. Воздух здесь всегда чистый, содержит вещества, убивающие микробы.
Литературный обзор
1)выбрать конкретные участки леса, контрастные по уровню атмосферного загрязнения – вблизи предприятий – кочегарки.
2)С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 деревьев в 5 – 15 летнем возрасте было отобрано 100 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Вся хвоя была тщательно обследована. Есть три класса повреждения:
1.хвоинки без пятен ;
2.хвоинки с небольшим числом мелких пятен;
3.хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые крупные, во всю ширину хвоинки.
3)Данные занести в таблицу.
Методика исследования
Я считаю, что тема чистоты воздуха и почвы является одной из самых актуальных в настоящее время. Чтобы выяснить, экологическое состояние и степень загрязненности в нашей местности, я взял наиболее приемлемую для меня методику исследования «Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнѐнности атмосферы», используя в качестве биоиндикаторов сосну обыкновенную. Я выяснил, что деревья с поврежденной хвоей сосны расположены вблизи предприятий - кочегарки, а с неповрежденной в глубине леса. Сосна является индикатором чистого воздуха, там, где воздух сильно загрязнен на хвое сосны появятся повреждения и снизится продолжительность жизни дерева.
Заключение
В данной работе я попытался рассмотреть основные экологические проблемы и пришел к выводу, что из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете.
Вывод
1. Проанализировав данные о сосне обыкновенной, я изучил их индикационные способности.
2. По итогам моей работы можно сказать, что, несмотря на усиливающуюся антропогенную нагрузку, сохраняется устойчивость данной экосистемы.
3. По изучению растений – биоиндикаторов в данной местности можно сделать вывод, что в разных частях экосистемы – разное загрязнение, но антропогенное воздействие на экосистему усиливается.
4. Загрязнѐнность воздуха в нашем лесу низкая.
5. Вблизи предприятия – кочегарки загрязнѐнность воздуха выше, чем в глубине леса.
6. Наш лес хорошее место для отдыха и восстановления сил.
7. Одним из важнейших загрязнителей атмосферного воздуха является пыль, оксид углерода, являющийся основным побочным продуктом сгорания угля.
1.Биология в школе. Научно-методический журнал. №1, 2 2007
2.Боднарук М.М. дополнительные материалы к урокам.- Волгоград:Учитель, 2007.
3.Дорохина Л. Н. и другие. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: Просвещение, 1986
4.Ломаева С.Н. Биоиндикация загрязнений окружающей среды.- Тюмень, 1998
5.Материал с интернета
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.