ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж Зерек»
совета колледжа К. Кетебаева
_________________М. Тулегенова «____»_________________2018г.
«____»_________________2018г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина Биология
Мамандығы/ Специальность 0105000 «Начальное образование»
Біліктілігі / Квалификация 0105033 «Учитель иностранного языка
начального образования
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 78
Теориялық / Теоретические 56
Практикалық/ практические 22
Емтихан/ Экзамен -
Сынақ/ Зачет 2 семестр
Курстық жоба/ Курсовой проект -
Контрольные работы 1 семестр
Қостанай, 2018
Составитель программы: Досанова Айжан Жумагуловна, преподаватель биологии,
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Биология», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № _____ от «______»_____________ ________ года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № _____ от «______» _____________________ года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным обязательным стандартом технического и профессионального образования, утвержденнным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 № 1080 и
Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Учебная дисциплина «Биология» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Данная программа предусматривает профессиональную компетентность, т.е. способность обучающего решать совокупность профессиональных задач на основе интегрированных задач, умений и опыта, а так же личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обобщает биологические знания, имеющиеся у обучающихся, понятия биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений. Важное место отводится формированию естественно научного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Цель обучения: создание реальных условий для выявления способностей и заинтересованности каждого обучающегося. Особое внимание уделяется формированию практических навыков через образование и воспитание, через объяснение основных закономерностей, свойственных живым организмам с точки зрения эволюционного развития.
В программе предусмотрены лабораторные и практические знания, задача которых полученные знания должны отвечать следующим требованиям: прогнозирование, определение, сравнение, объяснение и применение.
Задачи обучения:
-усвоить основные положения клеточной теории (цитология);
-характеризовать этапы обмена веществ и энергии и его роль в клетке;
-освоить способы размножения в органическом мире и типы деления клеток;
-формировать знания основ эволюционного учения;
-раскрыть основные закономерности наследственности и изменчивости;
-раскрыть роль и задачи экологии и экологические факторы;
-раскрыть влияние деятельности человека на экологические системы;
-раскрыть сущность традиций казахского народа по охране природы;
-охрана природы в Казахстане;
-характеризовать основы селекции и биотехнологии;
-умение использовать в качестве основы биологические понятия, взгляды, закономерности для правильного формирования общего мировоззрения.
-научить навыкам работы, используя учебники и дидактические материалы;
-умение использовать теоретические знания в процессе выполнения практических и лабораторных работ.
-формирование межпредметных связей со следующими учебными дисциплинами:
-«Русским языком» обогащение словарного запаса биологической терминологией;
-«Алгеброй и началом анализа» использование практических вычислительных навыков при проведении биологических экспериментов, опытов, наблюдений, лабораторных работ;
-«Географией» опора на знания по географии при изучении особенностей распространения органического мира на Земле, с учетом географической зональности; влияние факторов среды на состояние и свойства человеческого организма и в целом органической природы;
-«Химией» элементы периодической системы Д.И Менделеева, их основные свойства; основные химические соединения, входящие в живые системы; изучение химической организации клетки;
-«Физикой»- динамика изменений в биологических системах; влияние атмосферного давления на состояние живых организмов;
-«Информатикой» составление электронных презентации по темам Общей биологии; использование в работе электронных ресурсов.
При аналитическом рассмотрении четко появляются преемственные связи между разделами, которые обеспечивают целостность курса общей биологии.
В рабочей учебной программе по предмету «Биология» рекомендуется следующие формы организации обучения: урок, лекции, семинар, домашняя работа, зачет, лабораторные и практические занятие, кружковые и секционные объединения, экскурсии.
С учетом особенностей содержания учебного материала рекомендованы следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, проблемная и игровая ситуаций, самостоятельный поиск.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы научного познания; эпические нормы и правила отношение к живым организмам;
-клеточную теорию её основные положения; строения клетки, химический состав клетки;
-этапы развития наук генетики и селекции в общем и в частности в Казахстане.
-связь генетики с другими науками
-основные этапы развития жизни на Земле, теорию происхождения жизни, эволюционное учение Ч.Дарвина и предпосылки её возникновения.
-теорию современных взглядов на историческое развитие жизни на Земле, место человека в живой природе
-структуру экологической науки, изучаемых наукой экологией.
Планируемые результаты обучения
Компетенции, запланированные в стандарте и образовательной программе |
Результаты запланированные в типовой учебной программе |
В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями базовыми: БК 1. Владеть основами теории биологии
|
В результате изучения дисциплины обучающиеся должен знают: -значение клеточной теорией системы для развития науки; умеют: -объяснять основные законы биологии и их практические значения приобрели навыки : -владеть навыками работы , используя учебники и дидактические материалы; компетентны: - объяснять биологические закономерности, учитывая связь с повседневной жизнью |
БК 2 Владеть в достаточной степени принципами научного познания; эпические нормы и правила отношение к живым организмам |
Знают: -использование основ эволюционного учения; - основные закономерности наследственности умеют: использовать основные биологические понятия, взгляды, закономерности для правильного формирования общего мировоззрения приобрели навыки: -описывать демонстрационные эксперименты компетентны: -проводить наблюдения |
БК3 Владеть теоретическими знаниями этапов развития жизни на Земле, теорию происхождения жизни, эволюционное учение Ч.Дарвина и предпосылки её возникновения. - |
Знают: способы размножения в органическом мире и типы деления клеток умеют: - основные закономерности, свойственные живым организмам приобрели навыки : -заинтересованность в учении и достижении хороших результатов компетентны: - в теории современных взглядов на историческое развитие жизни на Земле, место человека в живой природе |
БК4 Владеть способами обработки , хранении и применения информации, работы с Интернетом, ИКТ, электронной почтой |
Знают: -компьютерные методы сбора , хранения и обработки информации умеют: -искать, хранить, обрабатывать информацию приобрели навыки: -контроля знаний, используя доступные средства компетентны: -в поиске информации в Интернете - -в применении информационно-коммуникационных технологий |
ПК1 Знать роль и задачи экологии и экологических факторов; - влияние деятельности человека на экологические системы; -раскрыть сущность традиций казахского народа по охране природы |
Знают: - принципы научного познания; эпические нормы и правила отношение к живым организмам умеют: - оказывать первую медицинскую помощь приобрели навыки: - проявлять устойчивый интерес к учебному предмету, работоспособность, компетентны: -выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований
|
Тематический план дисциплины «Биология»
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
|
|||||||
Теор |
Прак. |
|
|||||||||
1 семестр |
|
||||||||||
1 |
Введение в биологию |
1 |
1 |
|
|
||||||
1.1 |
Биология- наука о жизни, значение биологии для понимания научной картины мира, связь с другими науками. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
2 |
Цитология |
1 |
1 |
|
|
||||||
2.1 |
Предмет задачи и методы исследования современной цитологий, значение цитологических исследований для медицины, сельского хозяйства. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
3 |
Клеточная теория |
7 |
5 |
2 |
|
||||||
3.1 |
История открытия и изучения клетки, основные положения и значение клеточной теории. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
3.2 |
Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
3.3 |
Химический состав клетки. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
3.4 |
Строение и функции прокариотов и эукариотов. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
3.5 |
Основные компоненты клетки: цитоплазма. мембрана, ядро. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
3.6 |
Органоиды клетки и их функции |
1 |
1 |
- |
|
||||||
4 |
Неклеточные формы жизни |
1 |
1 |
|
|
||||||
4.1 |
Вирусы и фаги, вирусы СПИДА, особенности строения, профилактика вирусных заболеваний |
1 |
1 |
- |
|
||||||
5 |
Обмен веществ и энергии в клетки |
5 |
1 |
4 |
|
||||||
5.1 |
Основные этапы обмена веществ, особенности процессов клеточного дыхания, автотрофы и гетеротрофы |
1 |
1 |
- |
|
||||||
5.2 |
Фотосинтез, хемосинтез, фазы и значения в биосфере. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
5.3 |
Биосинтез белка, понятия о гене - источнике генетической иформации. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
5.4 |
Понятие о гомеостазе, регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
5.5 |
Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». |
1 |
- |
1 |
|
||||||
6 |
Размножение и развитие организмов |
5 |
5 |
|
|
||||||
6.1 |
Митоз как основа бесполого размножения. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
6.2 |
Мейоз, его биологические значение. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
6.3 |
Индивидуальное развитие онтогенез. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
6.4 |
Развитие организма и окружающая среда. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
6.5 |
Рост и развитие организма, уровни приспособления организма,старение и смерть организма. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
7 |
Основы генетики |
6 |
3 |
3 |
|
||||||
7.1 |
История развития генетики.Г.Мендель, его труды.Доминантные и рецессивные признаки. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
7.2 |
Цитологические основы генетических законов наследования,хромосомная теория наследственности. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
7.3 |
Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
7.4 |
Генотип как целостная система. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
7.5 |
Практическая работа: решение генетических задач. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
8 |
Закономерности изменчивости |
5 |
4 |
1 |
|
||||||
8.1 |
Основные формы изменчивости, генетическая изменчивость, мутация. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
8.2 |
Причины и частота мутации,мутагенные факторы, эвалюционная роль мутации. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
8.3 |
Роль условий внешней среды в развитии и проявлений признаков и свойств, управление доминированием. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
9 |
Генетика человека |
3 |
3 |
|
|
||||||
9.1 |
Методы изучения наследственности человека, генетическое разнообразие человека. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
9.2 |
Генетические основы происхождения человека и человеческих расс, характер наследования признаков у человека. |
1 |
1 |
|
|
||||||
9.3 |
Влияние среды на генетическое здоровье человека, генетические болезни, генотип, генофонд и здоровье человека. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
Всего в семестре |
34 |
24 |
10 |
|
|||||||
2 семестр |
|
||||||||||
10 |
Основы селекции и биотехнологии |
5 |
5 |
|
|
||||||
10.1 |
Задачи и методы и селекции, генетика как научное основа селекции организмов, учение Н.И.Вавилова. |
2 |
2 |
|
|
||||||
10.2 |
Микроорганизмы как объекты биотехнологии их селекция. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
10.3 |
Проблемы и перспективы биотехнологии, генная инженерия, её достижения и перспективы. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
11 |
Возникновение и развитие жизни на Земле |
5 |
5 |
|
|
||||||
11.1 |
История и материалистические представления о возникновении жизни на Земле. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
11.2 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле,теория А.О.Опарина. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
11.3 |
Начальные этапы биологической эволюций. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
12 |
Эволюционные учения |
5 |
5 |
|
|
||||||
12.1 |
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
12.2 |
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
12.3 |
Вид – эволюционная единица. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
12.4 |
Борьба за существование и естественный отбор. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
12.5 |
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
13 |
Микроэволюция |
6 |
4 |
2 |
|
||||||
13.1 |
Эволюционная роль мутаций |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
13.2 |
Современные представления о видообразовании. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
13.3 |
Эволюционная роль модификации, физиологические адаптации, темпы эволюции. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
14 |
Макроэволюция. |
3 |
3 |
|
|
||||||
14.1 |
Главные направления эволюционного процесса. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
14.2 |
А.Н.Северцов о биологическом процессе и регрессе, пути достижения биологического процесса. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
14.3 |
Результаты эвалюции: постепенное усложнение уровни организации живой природы |
1 |
1 |
- |
|
||||||
15 |
Развитие органического мира на Земле |
5 |
1 |
4 |
|
||||||
15.1 |
Развитие жизни на Земле:первые следы жизни на Земле, архейская и протерозойская эра. |
1 |
- |
1 |
|
||||||
15.2 |
Палеозойская,мезозойская, кайнозойская эры:эволюций растений и животных. |
2 |
- |
2 |
|
||||||
15.3 |
Напраления эволюции человека,общие предки человека и человека образных обезьян. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
16 |
Происхождение человека. |
3 |
3 |
|
|
||||||
16.1 |
Место человека в живой природе,стадии эволюции человека. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
16.2 |
Движущие силы антропогенеза,человеческие расы и человек как биологический вид. |
2 |
2 |
- |
|
||||||
17 |
Основы экологии |
8 |
4 |
4 |
|
||||||
17.1 |
Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления и исследования экологии. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
17.2 |
Экологические факторы, адаптации и жизненные формы . Влияние человека на окружающую среду. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
17.3 |
Экологические проблемы, зоны экологических бедствий Казахстана. Красная книга и ее роль. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
17.4 |
Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Казахстана. |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
18 |
Основы биосферы |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
18.1 |
Биосфера –наружная оболочка Земли,свойства биомассы. В.И.Вернадский и его учение о биосфере. |
1 |
1 |
- |
|
||||||
|
Зачет |
1 |
|
1 |
|
||||||
19 |
Бионика |
2 |
1 |
1 |
|
||||||
19.1 |
Формы живого в природе, их аналогии |
1 |
1 |
|
|
- |
|||||
|
Контрольная работа |
1 |
|
1 |
|
||||||
|
Всего в семестре |
44 |
32 |
12 |
|
||||||
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1.1.1 Биология - наука о жизни. 1.2 Значение биологии для понимания научной картины мира, связь с другими науками.
Раздел 2. Цитология 2.1 Предмет задачи и методы исследования современной цитологии 2.1 Значение цитологических исследований для медицины, сельского хозяйства
Раздел 3.Клеточная теория 31. История открытия и изучения клетки, основные положения и значение клеточной теории 3.2 Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. 3.3 Химический состав клетки. 3.4 Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. 3.5Строение и функции прокариотов и эукариотов. 3.6 Основные компоненты клетки: цитоплазма. мембрана, ядро.
Раздел 4. Неклеточные формы жизни 4.1 Вирусы и фаги, вирусы СПИДА 4.2 4.3Особенности строения, профилактика вирусных заболеваний
Раздел 5.Обмен веществ и энергии в клетки 5.1Основные этапы обмена веществ, особенности процессов клеточного дыхания, автотрофы и гетеротрофы 5.2 5.3Фотосинтез, хемосинтез, фазы и значения в биосфере.5.4Биосинтез белка, понятия о гене- источнике генетической иформации. 5.5Понятие о гемеостазе, регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Раздел 6.Размножение и развитие организмов 6.1Митоз как основа бесполого размножения.6.2 Мейоз. Индивидуальное развитие онтогенез. 6.3Биологическое значение митоза и мейоза. 6.4 Рост и развитие организма, уровни приспособления организма,старение и смерть организма.6.5 Развитие организма и окружающая среда
Раздел 7.Основы генетики 7.1 История развития генетики. 7,2Закон Т.Моргана. 7.3Генотип как целостная система.Г.Мендель, его труды. 7.4Доминантные и рецессивные признаки. Цитологические основы генетических законов наследования хромосомная теория наследственности.7.5Полное и неполное сцепление генов.
Раздел 8. Закономерности изменчивости 8.1 Основные формы изменчивости. 8.2Причины и частота мутации. Генетическая изменчивость, мутация, мутагенные факторы, эволюционная роль мутации. 8.3Роль условий внешней среды в развитии и проявлений признаков и свойств, управление доминированием
Раздел 9 Генетика человека 9.1 Методы изучения наследственности человека, генетическое разнообразие человека.Генетические основы происхождения человека и человеческих расс, характер наследования признаков у человека. 9.2 Влияние среды на генетическое здоровье человека, генетические болезни, генотип, генофонд и здоровье человека
Раздел 10. Основы селекции и биотехнологии 10.1Задачи и методы и селекции, генетика как научное основа селекции организмов, учение Н.И.Вавилова. 10.1Микроорганизма как объекты биотехнологии их селекция.10.2Проблемы и перспективы биотехнологии, генная инженерия, её достижения и перспективы.
Раздел 11. Возникновение и развитие жизни на Земле 11.1История и материалистические представления о возникновении жизни на Земле 11.2ьСовременные представления о возникновении жизни на Земле,теория А.О.Опарина, начальные этапы биологической эволюции.
Раздел 12. Эволюционные учения 12.1 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина . 12.2 Вид –эволюционная единица. 12.3Борьба за существование и естественный отбор. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе, о естественном отборе.
Раздел 13. Микроэволюция 13.1Эволюционная роль мутаций. Современные представления о видообразовании13.2.Эволюционная роль модификации, физиологические адаптации, темпы эволюции.
Раздел 14. Макроэволюция 14.1Главные направления эволюционного процесса. 14.2А.Н.Северцов о биологическом процессе и регрессе, пути достижения биологического процесса.14.3Результаты эволюции: постепенное усложнение уровни организации живой природы, многообразие видов относительная прспособленность.
Раздел 15. Развитие органического мира на Земле 15.1Развитие жизни на Земле. 15.2Архейская и протерозойская эра, палеозойская,мезозойская,кайнозойская эры:эволюций растений и животных, напраления эволюции человека,общие предки человека и человека образных обезьян.
Раздел 16. Происхождение человека 16.1Место человека в живой природе,стадии эволюции человека. 16.2Движущие силы антропогенеза,человеческие расы и человек как биологический вид.
Раздел 17. Основы экологии 17.1Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления и исследования экологии. 17.2Экологические факторы, адаптации и жизненные формы. Влияние человека на окружающую среду. Экологические проблемы Казахстана.17.3Красная книга и ее роль. Р17.4ациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Казахстана.
Раздел 18. Основы биосферы18.1 Биосфера –наружная оболочка Земли. Свойства биомассы. В.И.Вернадский и его учение о биосфере.
Раздел 19. Бионика 19.1Формы живого в природе. Промышленные аналогии форм живого.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и
2. Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
3. Касымбаева Т.,Мухаметжанов К. «Общая биология»,10-11класс,Мектеп,
Алматы,2014.
4. Жатканбаев Ж.Ж., «Экология», Атамура Алматы,2013г.
5. Гильманов М.К., «Биология», Атамура Алматы 2013г.
6. Шилдибаев Ж.Б., «Биология », Мектеп Алматы 2013г.
Дополнительная литература:
1.Абшенова Л.У., Заирова Б.З., «Биология» Задания для проверки учащихся и подготовки олимпиадам, алматы,2011г.
2.Аужанова М.Б., «Внеклассная работа по биологии», Алматы 2013г.
3.Дюсебаев М.К., Какарова З.А., «Основы экологии». Учебное пособие.Алматы ,2011г.
4.Жунусова К., Алимкулова Р., «Методическое руководство по биологии» Атамура Алматы 2011г.
5.Мухамеджанова К., Касымбаева Т. «Общая биология». Хрестоматия. Мектеп Алматы, 2014г.
6.Ташмухамбетов Б., «Биология» краткий справочник Алматы,2011г.
Перечень рекомендуемых средств обучения
1.Электронный учебник.Биология.10—11класс,Алматы ЦПТНО.
2.Биология в таблицах.6-11класс,Москва,Дрофа,2012г.
3.Захаров В.Б., Мустафин А.Г., Общая биология- тесты,вопросы, задания, 9-11 класс. М: Просвещение,2013г.
4.Сборник тестов по биологии,Астана 2011г.
5.Сборник нормативных правовых актов «Особо охраняемые природные территории РК» Алматы,Юрист 2011г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.