биология

  • doc
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Движ силы антроп+.doc

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ

Группа______________________________________________________________________________

Күні

Дата_________________________________________________________________________________

Пәні

Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: Движущие силы антропогенеза

Сабақтын түрі

Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты

Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.

1. Білімділік

Образовательная: обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;.

2. Дамытушылық

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи у студентов.

3. Тәрбиелік

Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, ответственности, аккуратности.

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи:алгебра «Тождественные преобразования»

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

1) Как человек появился на Земле?

2)какие факторы эволюции способствовали его развитию?

3) Действуют ли сейчас эти факторы?  

-4)продолжается ли сейчас эволюция человека

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Факторы антропогенеза.

2) Социальные факторы.

3) Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека

Наш урок – урок размышления. Когда человек размышляет, он, прежде всего, представляет, чувствует, думает. Поэтому на уроке будут приветствоваться умные, нестандартные, оригинальные мысли.

Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.

  Человек когда-то стал на ноги, стал изготавливать орудия труда, разводить костер, рисовать картины на стенах пещер, наблюдать за звездами. Этот человек – наш предок.

  Каким он был? Кто мы сами? Как появился наш вид на Земле? Четкого ответа нет. Не хватает фактов. Ученые спорят, обсуждают разные версии. Но все–таки в конце XX века было сделано много находок, появились более совершенные методы датировки и описания человеческих находок. Так что сейчас мы знаем о нашей истории намного больше, чем раньше.

  Используя исторические знания, на уроке мы ответим на такие вопросы:

Что должны знать и уметь в конце урока:

-усвоить понятие “движущие силы антропогенеза”;

-различать понятия “биологические” и “ социальные движущие силы”, выявлять их взаимосвязь;

-выявлять факторы, играющие решающую роль на разных стадиях развития человека.

 

Человек, как и любой другой вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия его движущих сил. По теории Дарвина, главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Назовите их … (Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция). Эти факторы называются биологическими. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений.

 

  В ходе урока учащиеся составляют схему

                1.     ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

 

 

 

 


                         Биологические:                         Социальные:

                                                    

        1)  естественный отбор                             1) труд

        2) борьба за существование                      2) общественная жизнь

        3) наследственная изменчивость             3) речь

        4) изоляция                                                 4) сознание

    Антропоморфозы:                                          5) мышление.

1)      прямохождение

2)      S – образный позвоночник

3)      изменение конечностей

4)      сводчатая стопа

5)      увеличение объема мозга и т.д.

 

  Для изучения биологических движущих сил антропогенеза и антропоморфозов учащимся предлагается видеофрагмент «Биологические факторы эволюции». Учащиеся самостоятельно составляют схему (см. выше). Для изучения социальных факторов антропогенеза используется метод проектов.

2.  Защита проекта «Социальные факторы антропогенеза».

1. Цель: изучить влияние социальных факторов на становление вида человек разумный.

Задачи: изучить действие основных социальных закономерностей, проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человек.

  Проблема: человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.

2.Содержание:1.Труд - как главный социальный фактор в становлении человека.

                      2.Влияние общественного образа жизни на развитие человека.

                      3.Возникновение речи, сознания, мышления.

                      4.Развитие культуры и её значение в антропогенезе.

Выводы: в результате социального развития человек разумный приобрёл решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию соц. факторов биологическое существо человек становится человеком в полном смысле этого слова. 

3. Выводы отмечаются (в схеме «Факторы антропогенеза» в графе «Социальные факторы»):

-труд создал самого человека. Человек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создает орудие труда;

-труд сплачивает стадо, которое впоследствии трансформируется в общество;

-для становления общества необходима передача опыта. Большое влияние на развитие человека оказало возникновение речи, сознания, мышления.

Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

 

  Следующая  часть урока – практическая. Составляется опорный конспект на доске и в тетрадях «Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека».

  Задача: определить, какие факторы действуют на разных стадиях развития человека. Учащимся предлагается разделить факторы эволюции на биологические и социальные и разместить их вокруг «Человека» - биологические над ним, социальные под ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Австралопитек

 

 

 

Человек умелый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек прямоходящий

 

 

 

Неандерталец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    кроманьонец

 

 

 

 

 

 

 Современный       человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ни-наследственность, изменчивость         

Р-речь

П - прямохождение

Бр-борьба за существование

Ео-естественный отбор

Из-изоляция

Мт-мутация

Зн-знания

Мз-мировоззрение

С-сознание

Т-труд

То-трудовой опыт

Ио-искусственный отбор

О-общественная жизнь

Кд-коллективная деятельность

М-мышление

ПФ-профессиональные умения.

 

Выводы

- на каждом этапе развития человека действуют факторы эволюции;

- на начальных стадиях преимущественно играют роль биологические факторы, на поздних - социальные;

- определение грани, переступив через которую, обезьяна становится человеком;

- для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов, ведущее значение приобретают социальные;

- возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов, их действие на современном этапе продолжается

4. Нығайту

Закрепление нового материала: работа по учебнику.

 

 

 

Факт

 

Действие фактора

 

биологического

 

социального

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

Факты:

1.Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы. От этого брака родился ребёнок со светлыми волнистыми волосами.

2.Ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью".

Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: ”мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы.

3.Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов.

К 15 годам напоминала 2 – летнего ребёнка, а к 17 годам умственное развитие” волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4 – летнего человека.

4.Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: ”В концентрационном лагере, например,…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”.

 

 

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: Т.,Мухаметжанов К Общая биология §36

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель: А.А. Мурзагалиева