биология

  • doc
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word (2).doc

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ

Группа______________________________________________________________________________

Күні

Дата_________________________________________________________________________________

Пәні

Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия Направления эволюции человека, общие предки человека человекообразных обезьян

Сабақтын түрі

Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты

Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.

1. Білімділік

Образовательная: изучить познакомить с развитием плацентарных млекопитающих, появлением и развитием обезьян, появлением представителей семейства Люди, основными направлениями эволюции человека;

2. Дамытушылық

продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

3. Тәрбиелік

Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, ответственности, аккуратности.

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи: история

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

Используя материал параграфа 41 на страницах 190 - 191 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите, обсудите, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

1.        Кто является предком млекопитающих? (древние палеозойские рептилии)?

2.        Какой подкласс, отряд рептилий относят к предковой группе млекопитающих? (подкласс звероподобных, отряд зверозубых).

3.        Перечислите признаки сходства представителей отряда зверозубых и млекопитающих?

·         зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные;

·         имели вторичное костное небо.

4.        Какое основание дает основание предполагать, что древнейшие млекопитающие произошли от мелких зверозубых: иктидозавра? (мелкие размеры).

5.        В какой период появились первые млекопитающие? (триасовый, мезозойскую эру).

6.        Представители, какой группы млекопитающих господствовали с конца триаса до первой половины третичного периода кайнозойской эры? (многобугорчатые).

7.        Опишите многобугорчатых? (мелкие размеры, наличие на коренных зубах бугорков – отсюда их название, отсутствие клыков, резцы хорошо были развиты).

8.        Опишите предков сумчатых и плацентарных (вероятно это пантотерии – представитель трехбугорчатых: мелкие зверьки, близкие к насекомоядным, питались частично растительной и животной пищей).

9.        На какие ветви разделились хищники на грани между эоценом и олигоценом? (большую- наземных хищников и меньшую – ластоногих).

10.     От кого произошли древние копытные? (от древних хищников – креодонтов, перешедших на питание растительной пищей в палеоценте).

11.     Опишите древних копытных (размером от куницы до волка, всеядные животные с умеренно длинными клыками, бугорчатыми коренными зубами, с пятипалыми конечностями, в которых средний палец был развит сильнее остальных, а первый и пятый ослаблены).

12.     Каким группам млекопитающих дали начало насекомоядные? (грызунам и приматам).?

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Развитие плацентарных млекопитающих.

2) Появление обезьянй.

3) Человекообразные обезьяны.

4)Направления эволюции человека

1Развитие плацентарных млекопитающих.

Б). Появление обезьян.

Первые отряды приматов появились 65 млн. лет назад.

Работа в группах по заданиям:

1 группа

Используя материал параграфа 41 на страницах 191 - 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова, рассмотрите схему 6, обсудите в группах и подготовьте материал о предках обезьян, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

1.        Какой орган чувств хорошо развит у узконосых обезьян? (обоняние).

2.        Какая группа выделилась от узконосых обезьян 30 млн. лет назад? (человекообразные обезьяны).

Первые насекомоядные млекопитающие

Обезьян

Человекоподобные высшие обезьяны

Полуобезьяны

 

Узконосые

Широконосые

2 группа:

Используя материал параграфа 41 на странице 192 учебника под редакцией Р.Сатимбекова и приложение №1, рассмотрите схему 7, обсудите в группах и подготовьте материал о классификации человекообразных обезьянах, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

1.        Каким путем 30 млн.лет назад отелились друг от друга узконосые и человекообразные обезьяны? (дивергенции).

2.        Дайте характеристику человекообразным обезьянам (египтопитекам).

 

Человекообразные обезьяны

Гоминиды

Гиббоны

 

Гоминины

Понгины

Горилла

Люди

Шимпанзе

Орангутаны

3 группа:

Используя материал параграфа 41 на странице 193 учебника под редакцией Р.Сатимбекова , рассмотрите схему 8, обсудите в группах и подготовьте материал о дриопитеках, ответьте на вопросы и выступите перед классом:

1.        К какой группе обезьян относят дриопитеков?

2.        Дайте характеристику дриопитекам.

 

В). Человекообразные обезьяны.

К родственным видам дриопитеков относятся рамапитеки и сивапитеки.

1.        Рамапитеки (сообщение учащихся).

2.        Австралопитеки (сообщение учащихся).

3.        «Человек умелый» (сообщение учащихся).

Приложение № 1

Ф. Нестурх считал проплиопитека также исходной формой всех современных антропоидов и человека. И к этому как будто имеются основания. Но сейчас уже на такую роль претендует другой ископаемый предок - найденный в 60-х и 70-х гг. египтопитек (Aegiptopithecus).

Вполне точный возраст египтопитека - 27 млн. лет, граница позднего олигоцена и миоцена. Родина - Африка. Жил на деревьях, спускался на землю. Прогрессивным по сравнению с предшественниками был головной мозг. Большое развитие зрительной коры, заметная редукция (уменьшение) обонятельных луковиц. В мозге же выделяется центральная борозда, которая делит кору на сенсорную (воспринимающую) и двигательную зоны. Словом, по мозгу - это человекообразная обезьяна, хотя по экстерьеру похожа на массивную кошку или лисицу! А вот по строению костей, особенно конечностей, египтопитек связан... и с широконосыми, с современными ревунами.

Куда более важно другое: черты скелета египтопитека позволяют думать, что он мог быть предком дриопитека, как считалось, исходной формы гоминид и антропоидов...

Приложение № 2

Итак, около 60-50 млн. лет назад от древнейших насекомоядных млекопитающих отделились полуобезьяны. От них произошли узконосые обезьяны Старого Света и широконосые американские обезьяны. Именно эта ветвь развития приматов и увенчалась возникновением человека.

Древние полуобезьяны дали начало плиопитекам, останки которых обнаружены в ряде стран Европы. Потомками плиопитеков стали современные гиббоны и ископаемые обезьяны дриопитеки, которые дали начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, а от гоминид произошли рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад. Рамапитеки, как считает современная наука, могли стать непосредственными предками австралопитеков, а те, в свою очередь, дали начало самым древним людям. Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

Рамапитек. Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек.Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

Австралопитек. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн. лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса 25-45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда - один из основных признаков человека) 

Человек умелый. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше - до 650 - 1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

Г). Направления эволюции человека.

1. Как вы считаете, какие факторы играли главную роль в начале эволюции человека и объясните, почему?

4. Нығайту

Закрепление нового материала: работа по учебнику.

1.        Почему зверозубых пресмыкающихся считают предками древних млекопитающих?

2.        Какие млекопитающие появились первыми?

3.        Когда и появились первые отряды приматов?

4.        На какие семейства делятся человекообразные обезьяны?

5.        Опишите дриопитеков.

6.        2. Какие факторы играют главную роль в превращении человекообразных обезьян в человека?

7.        Опишите австралопитеков.

8.        Почему шимпанзе относят к человекообразным обезьянам?

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: параграфа 41 на странице 193 учебника под редакцией Р.Сатимбекова

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель: А.А. Мурзагалиева

 


Скачано с www.znanio.ru