№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
Топ А-11,12
В -11.12
Дата
Пәні
Дисциплина: Биология
Сабақтың
тақырыбы: Тема занятия: . Развитие представлений об
эволюции живой природы до Ч.Дарвина.
Сабақтын
түрі Вид занятия: комбинированное занятие
Сабақ
мақсаты Цель занятия: познакомить с формированием эволюционных идей и
их недостатками и достоинствами
1.
Білімділік Образовательная показать многообразие теории происхождения
2.
Дамытушылық Развивающая: формировать умение анализировать предложенную теорию
3. Тәрбиелік Воспитательная:
воспитывать
толерантность, иметь представление о многообразие теорий
Пәнаралық байланыс
Межпредметные связи:физика
Көрнекті
құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные
пособия, раздаточный материал учебники, лекционный материал, раздаточный
материал приложения, рисунки.
САБАҚ
БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ұйымдастыру кезеңі Организационная часть
2.
Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного
материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу
3.
Жаңа тақырыпты зерделеу Изучение нового материала
ЖОСПАР / ПЛАН
1)
Эволюционное учение Карла Линнея..
2).
Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка об эволюции органического мира.
3 )Эволюционные идеи в
России.
На
Земле существуют не менее 2 млн видов животных, до 0,5 млн. видов растений,
сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов. Как возникла великое многообразие
видов и приспособленность их к среде обитания? Ответ дает научная теория
эволюции живой природы, основы которой в XIX в. заложил великий английский
ученый Чарлз Дарвин.
До
Дарвина большинство биологов держалось представлений о постоянстве и
неизменности живых организмов – видов столько, сколько их создал бог. Организмы
и органы полностью соответствуют цели, которую якобы поставил творец. Сущность
мировоззрения этого периода заключается в представлениях о постоянстве,
неизменности и изначальной целесообразности природы. Такое мировоззрение
получило название метафизического (греч. «физис» – природа, «мета» – над).
Метафизические представления поддерживались церковью и правящими кругами.
Труды Карла Линнея.
В
XVII – XVIII вв. накопилось множество описаний видов животных, растений,
минералов. Огромную задачу систематизации этих материалов выполнил Карл Линней
(1707-1778), шведский натуралист, врач. На основе сходства по одному-двум
наиболее заметным признакам он классифицировал организмы на виды, роды, классы.
Он правильно поместил в один отряд человека и человекообразных обезьян. Линней
ввел в науку предложенные предшественниками двойные латинские названии – род и
вид (Canis famili aris – собака домашняя, Ribes rubrum – смородина красная и т.
д.). Латинские названия помогли общению ученых разных стран.
Линней
полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней
изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид
он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не
связанным с другими видами родством. К копну жизни, однако, под влиянием
наблюдений в природе он признал, что иногда виды могут возникать путем
скрещивания или в результате действия изменений среды.
Значение
трупов Линнея огромно: он предложил систему животных и растений, лучшую из всех
предыдущих; ввел двойные названии видов; усовершенствовал ботанический язык.
Учение Ж. Б. Ламарка об эволюции органического мира.
В
начале XIX в. французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) изложил свои
эволюционные идеи в труде «Философия зоологии». Ламарк подверг критике идеи о
постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов
происходит очень медленно и потому незаметно. В процессе эволюции высшие формы
жизни взяли начало от низших.
Значение
трудов Ламарка при дальнейшем развитии биологии огромно. Он первый изложил идеи
эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к
сложному. Он первым поставил вопрос о факторах – движущих силах эволюции. Тем
не менее Ламарк ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего всему
живому стремления к совершенству. Неверно объяснял причины возникновения
приспособленности прямым влиянием условий окружающей среды. Неверно и
утверждение об обязательном появлении только полезных изменений и их
наследовании.
Итак,
наука XVIII – начала XIX в. не могла правильно объяснить движущие силы развития
органического мира. Перед нею встали вопросы как возникло огромное многообразие
видов. Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды?
Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?
Эволюционные идеи в России. М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и другие русские ученые XVIII в.
высказывали эволюционные представления о развитии и изменяемости природы.
Рассуждения о создании природы богом М В. Ломоносов считал вредными. В XIX в.
эволюционные идеи получили некоторое развитие в трупах ученых и писателей,
особенно из числа революционных демократов. Зоолог К. Ф. Рулье за 15 лет до
появления учения Ч. Дарвина отмечал факты вытеснения одних видов другими и
вымирания их в результате борьбы за область питания.
Предпосылки возникновения учения Чарлза
Дарвина. Возникновению учения Ч. Дарвина
способствовали общественно-экономические предпосылки. В первой половине XIX в.
в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм,
который дал импульс развитию науки, промышленности, техники. Спрос
промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания
способствовал развитию сельского хозяйства.
4. . Нығайту
Закрепление нового материала: работа по учебнику
5 Үй тапсырмасы: Домашнее задание:
Р.Сатибекова §17, ответить на вопросы
1.) В чем состоит смысл гипотезы фагоцителлы И.И.Мечникова?
2. )Значение появления многоклеточных организмов для
эволюции?
3.) В какие эры появились фотосинтез, одноклеточные
эукариотические организмы,
половой
процесс и многоклеточность
6 Қорыту, подведение итогов занятия: выставление
оценок с комментариями.
Оқытушы
Преподаватель:
А.А.Мурзагалиева