№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
Топ
Группа__А-11,12 В -11.12
Дата_________________________________________________________________________________
Пәні Дисциплина: Биология
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Современные представления о возникновении жизни на Земле,теория А.О.Опарина.
Сабақтын түрі Вид занятия: Урок усвоения новых знаний
Сабақ мақсаты Цель занятия: Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции
1. Білімділік Образовательная показать многообразие теории происхождения
2. Дамытушылық Развивающая: формировать умение анализировать предложенную теорию
3. Тәрбиелік Воспитательная: воспитывать толерантность, иметь представление о многообразие теорий
Пәнаралық байланыс Межпредметные связи:физика
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материал учебники, лекционный материал, раздаточный материал приложения, рисунки.
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ұйымдастыру кезеңі Организационная часть
2. Жаңа тақырыпты зерделеу Изучение нового материала
3. ЖОСПАР / ПЛАН
1) концепцией О.Ю. Шмидта
2. Теория биогенеза и абиогенеза.
3. Гипотеза самозарождения жизни.
4 Дискуссия
А в чем собственно проблема: Что такое жизнь?
• Была ли она вечно, или однажды зародилась?
• Если зародилась, то как?
• А может, она и сейчас способна сама зарождаться?
Эти вопросы, конечно, волнуют и нас с вами. Сегодня мы попытаемся ответить на них.
Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600 до 500-х годов до н. э. Древние мыслители, каждый по-своему, искали единое в многообразии явлений окружающего мира.
Вывод
Натурфилософские взгляды древних греческих мыслителей "кажутся нам наивными. Но именно греческими учеными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции и т. д.
Выступления с сообщениями о теории биогенеза и абиогенеза.
Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение.
Во всех высказываниях ученых просматриваются две точки зрения. Сторонники теорий биогенеза (греч. слово «био» - жизнь, «генезис» - происхождение) считали, что все живое происходит от живого, и, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники- сторонники теории абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т. е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни.
Сообщение «Теория самозарождения жизни»
Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач и натуралист Франческа Реди. (середина XVII в.).
Какие открытия опровергли представления о возможности образования органических веществ только в живых организмах? Как отвечают на этот вопрос химики?
сообщениями об искусственном синтезе мочевины Ф. Вёлером (1828 г.).
: Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни их неживой материи в современных условиях? Почему?.
работа обучающихся в тетради
Выводы (делают ученики):
1) Самозарождения быть не может.
2) Органические вещества в своем составе имеют те же химические элементы, что неживая природа, - это указывает на единство живой и неживой природы.
Дискуссия с обучающимися, высказывают свое мнение: чья точка зрения вам ближе (абиогенеза или биогенеза)?
Мы переходим к рассмотрению определения жизни Ф. Энгельсом и современными учеными.
В XIX в. Ф. Энгельс в книге «Анти-Дюринг» дает классическое определение жизни; «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
Его определение состоит из двух частей.
Эвристическая беседа по вопросам: внимательно прочтите определение.
1) О чем говорит Энгельс в I части своего определения?
2) О чем говорится во II части определения?
Вопрос: Что же мы будем считать критериями живого? Что отличает живое от неживого?
Исходя из этих критериев, можно ли считать ледник или реку живыми телами?
Звезды, планеты, звездные системы (галактики) рождаются, стареют и умирают, т. е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды. Можно ли считать их живыми телами?
К какому же выводу приводят эти примеры?
Обучающиеся делают выводы, запись в тетрадь .
Жизнь - одно из самых сложных, если не самое сложное явление природы, и очень трудно в рамках одного определения отразить все ее признаки. Но наука, основываясь на современных данных разнообразных отраслей естествознания значительно расширила представления о химическом составе живых тел. Что же нового появилось по этому вопросу у химиков?
. Ни белки, ни нуклеиновые кислоты отдельно, сами по себе не являются носителями жизни, живого.
Например, оптические изомеры молочной кислоты:
Эта особенность молекул - существовать в двух зеркальных формах - известна в науке под названием «хиральность».
Жизнь характеризуется не только способностью к самовоспроизведению, основанной на самоудвоении молекул ДНК, но и хиральной чистотой.
«Жизнь в ее элементарной форме можно определить как способ существования открытых коллоидных систем, содержащих в качестве своих обязательных компонентов соединения типа белков, нуклеиновых кислот и фосфорорганических веществ, обладающих свойствами саморегулирования и развития на основе накопления и преобразования веществ, энергии и информации в процессе взаимодействия таких систем с окружающей средой» (А. С. Мамзин).
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров- белков и нуклеиновых кислот» (А. В. Волькенштейн).
Вопрос: Какие же выводы можно сделать, сравнивая эти два определения? (высказывания обучающихся)
Вывод (сообщает учитель). Таким образом, с философской точки зрения, жизнь можно определить как систему форм движения материи, возникшую на определенном этапе ее исторического развития.
Общая картина возникновения жизни из неживой материи при соответствующих условиях на Земле в те далекие времена, представленная Энгельсом, подтверждается современной
Элементы - неорганические соединения - органические соединения -> доклеточные формы жизни -> одноклеточные организмы -> колониальные организмы -> многоклеточные организмы
Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Эразма Дарвина
Учитель химии вывешивает на доску таблицу и дает задание 1:
Запишите возможные генетические цепочки, исходя из схемы (раздаточный материал, работа в парах).
1. Советский биохимик А. И. Опарин (1894—1980) высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в атмосфере Земли, которая 4—4,5 млрд. лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые
Гипотезы вечности жизни.
Кроме виталистического учения, было еще очень много гипотез происхождения жизни на Земле. Так возникло представление о вечности жизни во Вселенной.
Появилась гипотеза панспермии, которую выдвинул немецкий химик Ю. Либих.
Существуют разные гипотезы происхождения жизни. Какой именно придерживаетесь вы? Почему?
Представление своего проекта – группой.
Нығайту Закрепление нового материала: работа по учебнику
4. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями
Проблема происхождения жизни на Земле с давних времен вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические. В предлагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух непримиримых взглядов на эту проблему - идеалистического и материалистического.
.
. Итак, современные знания о происхождении жизни на Земле подводят нас к следующим выводам:
1. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Биологической эволюции предшествовала длительная химическая эволюция.
2. Возникновение жизни - это этап эволюции материи во Вселенной.
3. Закономерность основных этапов возникновения жизни может быть проверена экспериментально в лаборатории.
4. Первичная атмосфера Земли имела восстановительный характер. В силу этого первые живые организмы были гетеротрофами.
6. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенно). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.
(Выводы учащиеся записывают в тетради.)
В начале урока мы с вами поставили цели, давайте вернемся к ним.
Я сегодня узнал новое Я сегодня удивился…Я думал иначе…
4. 1.Представления о возникновении жизни на Земле ученых-философов античности и средневековья.
2. Теория биогенеза и абиогенеза. 3. Гипотеза самозарождения жизни
5. Үй тапсырма
5 Домашнее задание: Р.Сатибекова §17, ответить на вопросы
Оқытушы
Преподаватель: А.А.Мурзагалиева
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.