биология

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план Современные представления о возникновении жизни на Земле,теория А.О.Опарина.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Топ

Группа__А-11,12  В -11.12

Дата_________________________________________________________________________________

 

Пәні Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

 

Тема занятия: Современные представления о возникновении жизни на Земле,теория А.О.Опарина.

 

Сабақтын түрі Вид занятия: Урок усвоения новых знаний

Сабақ мақсаты Цель занятия: Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции

1. Білімділік Образовательная показать многообразие теории происхождения

2. Дамытушылық Развивающая: формировать умение анализировать предложенную теорию

3. Тәрбиелік Воспитательная: воспитывать толерантность,  иметь представление о многообразие теорий

Пәнаралық байланыс Межпредметные связи:физика

 Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материал учебники, лекционный материал, раздаточный материал приложения, рисунки.

 

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1.      Ұйымдастыру кезеңі Организационная часть

2.       Жаңа тақырыпты зерделеу Изучение нового материала

3.      ЖОСПАР / ПЛАН

1) концепцией О.Ю. Шмидта

2. Теория биогенеза и абиогенеза.

3. Гипотеза самозарождения жизни.

4 Дискуссия

А в чем собственно проблема: Что такое жизнь?

                               Была ли она вечно, или однажды зародилась?

                               Если зародилась, то как?

                               А может, она и сейчас способна сама зарождаться?

Эти вопросы, конечно, волнуют и нас с вами. Сегодня мы по­пытаемся ответить на них.

Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600 до 500-х годов до н. э. Древние мыслители, каждый по-своему, искали единое в многообра­зии явлений окружающего мира.

Вывод

Натурфилософские взгляды древних греческих мыслителей "кажутся нам наивными. Но именно греческими учеными были поставлены все основные проблемы, ка­сающиеся развития естествознания, строения материи и материаль­ного мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции и т. д.

Выступления с сообщениями о теории биогенеза и абиогенеза.

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение.

Сообщение «Теории абиогенеза»

Во всех высказываниях ученых просматриваются две точки зрения. Сторонники теорий биогенеза (греч. слово «био» - жизнь, «генезис» - происхождение) считали, что все живое происходит от живого, и, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники- сторонники теории абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживо­го, т. е. в той или иной мере допускали возможность самозарожде­ния жизни.

Сообщение «Теория самозарождения жизни» 

Против теории самозарождения в XVII в. выступил фло­рентийский врач и натуралист Франческа Реди.  (середина XVII в.).

Какие открытия опровергли представления о воз­можности образования органических веществ только в живых орга­низмах? Как отвечают на этот вопрос химики?

сообщениями об ис­кусственном синтезе мочевины Ф. Вёлером (1828 г.).

Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни их неживой материи в современных условиях? Почему?.         

 работа обучающихся в тетради

Выводы  (делают ученики):

1) Самозарождения быть не может.

2) Органические вещества в своем составе имеют те же хими­ческие элементы, что неживая природа, - это указывает на единство живой и неживой природы.

Дискуссия с обучающимися, высказывают свое мнение: чья  точка зрения  вам ближе (абиогенеза или биогенеза)?  

Мы переходим к рас­смотрению  определения жизни Ф. Энгель­сом и современными учеными.

В XIX в. Ф. Энгельс в книге «Анти-Дюринг» дает классическое опреде­ление жизни; «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».     

 Его определение состоит из двух частей.

Эвристическая беседа  по  вопросам: внимательно прочтите определение.

1) О чем говорит Энгельс в I части своего определения?

2) О чем говорится во II части определения?

Вопрос: Что же мы будем считать критериями живого? Что отличает живое от неживого?

Исходя из этих критериев, можно ли считать ледник или реку живыми телами?

 Звезды, планеты, звездные системы (галактики) рождаются, стареют и умирают, т. е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды. Можно ли считать их живыми телами?

К какому же выводу приводят эти примеры?

Обучающиеся делают выводы, запись в тетрадь .

Жизнь - одно из самых сложных, если не самое сложное явление природы, и очень трудно в рамках одного определения отразить все ее признаки. Но наука, основываясь на современных данных разнообразных отраслей естествознания значительно расширила представления о химиче­ском составе живых тел. Что же нового появилось по этому вопросу у химиков?

. Ни белки, ни нуклеиновые кислоты от­дельно, сами по себе не являются носителями жизни, живого.

Например, оптические изомеры молочной кислоты:

 Эта особенность молекул - существовать в двух зеркальных формах - известна в науке под названием «хиральность».

Жизнь характеризует­ся не только способностью к самовоспроизведению, основанной на самоудвоении молекул ДНК, но и хиральной чистотой.

 «Жизнь в ее элементарной форме можно определить как спо­соб существования открытых коллоидных систем, содержащих в качестве своих обязательных компонентов соединения типа белков, нуклеиновых кислот и фосфорорганических веществ, обладающих свойствами саморегулирования и развития на основе накопления и преобразования веществ, энергии и информации в процессе взаимо­действия таких систем с окружающей средой» (А. С. Мамзин).

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров- белков и нуклеиновых кислот» (А. В. Волькенштейн).

Вопрос: Какие же выводы можно сделать, сравнивая эти два определения? (высказывания обучающихся)

Вывод (сообщает учитель). Таким образом, с философ­ской точки зрения, жизнь можно определить как систему форм дви­жения материи, возникшую на определенном этапе ее исторического развития.

Общая картина возникновения жиз­ни из неживой материи при соответствующих условиях на Земле в те далекие времена, представленная Энгельсом, подтверждается совре­менной

Элементы - неорганические соединения -  органические соединения -> доклеточные формы жизни -> одноклеточные организмы -> колониальные организмы -> многоклеточные организмы  

Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Эраз­ма Дарвина

Учитель химии вывешивает на доску таблицу и дает зада­ние 1:

Запишите возможные генетические цепочки, исходя из схемы (раздаточный материал, работа в парах).

1. Советский биохимик А.  И.  Опарин   (1894—1980)   высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в атмосфере Земли, которая 4—4,5 млрд. лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые

Гипотезы вечности жизни.

Кроме виталистического учения, было еще очень много гипотез происхождения жизни на Земле. Так воз­никло представление о вечности жизни во Вселенной.

Появилась гипотеза панспермии, которую выдвинул немецкий химик Ю. Либих.

Существуют разные гипотезы происхождения жизни. Какой именно придерживаетесь вы? Почему? 

Мы с вами рассмотрели несколько гипотез, а теперь предоставим слово нашей проектной группе, для презентации своего проекта

Представление своего проекта – группой.

 Нығайту Закрепление нового материала: работа по учебнику

4.      Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями

 

Проблема происхождения жизни на Земле с давних времен вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические. В пред­лагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух непримиримых взглядов на эту проблему - идеалистического и материалистиче­ского.

.

. Итак, современные знания о происхождении жизни на Земле подводят нас к следующим вы­водам:

1. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Биологиче­ской эволюции предшествовала длительная химическая эволюция.

2. Возникновение жизни - это этап эволюции материи во Все­ленной.

3. Закономерность основных этапов возникновения жизни мо­жет быть проверена экспериментально в лаборатории.

4. Первичная атмосфера Земли имела восстановительный ха­рактер. В силу этого первые живые организмы были гетеротрофами.

6. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенно). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.

(Выводы учащиеся записывают в тетради.)

В начале урока мы с вами поставили цели, давайте вернемся к ним.

 Я сегодня узнал новое    Я сегодня удивился…Я думал иначе…

4.    1.Представления о возникновении жизни на Земле ученых-философов античности и средневековья.

2. Теория биогенеза и абиогенеза.          3. Гипотеза самозарождения жизни

5.      Үй тапсырма

 

5 Домашнее задание: Р.Сатибекова §17, ответить на вопросы

 

 

Оқытушы

 

 Преподаватель: А.А.Мурзагалиева