САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Топ
Группа_______________________________________________________________________
Күні
Дата___________________________________________________________________________
Пәні
Дисциплина: Биология
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: Современные представления о видообразовании
Сабақтын түрі
Вид занятия: комбинированное занятие
Сабақ мақсаты
Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.
1. Білімділік
Образовательная: Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования
2. Дамытушылық
Развивающая: Развивать умения на основе сравнения ранее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
3. Тәрбиелік
Воспитательная Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Пәнаралық байланыс
Межпредметные связи:география
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:
1) Что такое уравнение? Что означает решить уравнение?
2) В каком случае линейное уравнение имеет решение, в каком не имеет?
3) Назовите способы решения уравнений.
3. Жаңа тақырыпты зерделеу
Изучение нового материала
ЖОСПАР / ПЛАН
1) Видообразование, его пути, типы и скорость.
2) Микроэволюция и каковы ее результаты.
Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с дарвинизмом. Нам необходимо для понимания темы сегодняшнего урока определить ,что в эволюционном учении называется:
1.Элементарной единицей эволюции (популяция)
2.Элементарным эволюционным материалом (мутации)
3.Элементарным эволюционным явлением( длительное изменение генофонда)
4.Элементарные эволюционные факторы( наследственная изменчивость ,борьба за существование, естественный отбор)
Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях .
Видообразование-процесс возникновения одного или нескольких новых видов на основе существовавшего ранее. Условия осуществления видообразования различны.
Пути видообразования.
Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:
1.Преобразование существующих видов -это филетическое видообразование ,которое не предполагает изменение числа видов.
2.Второй путь связан со слиянием существующих видов АиВ и образование нового вида С-это гибридное происхождение вида.
3. Путь видообразования ,который основывается на дарвинском представлении о расхождении видов- это дивергентное видообразование.
Задание в течение урока: эти типы видообразования будем заносить в таблицу
Видообразование |
Событие |
Итог |
Филетическое
|
Это процесс превращения одного вида в другой,
|
вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное
Гибридогенное
|
Образование новых видов
Слияние существующих видов |
способствует увеличению числа видов. А—> А + В Уменьшение численности вида и увелечение.А+В=С |
Проблемные вопросы:
Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции
Дивергентное видообразование является истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.
А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.
. Способы видообразования.
(На экране схема географического видообразования и экологического)
Аллорпатрическое видообразование.
1 Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции. Оно основано на пространственной изоляции.
- возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.
Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции.
Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.
Пространственно-территориальная изоляция (географическая)
Расселение вида на большую территорию.
Разнообразие дарвинских вьюрков на Галапагосских островах.
Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином.
Вносим в таблицу новый материал
Видообразование |
Событие |
Итог |
Филетическое |
Это процесс превращения одного вида в другой,
|
вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное видообразование
Гибридогенное видообразование
Аллопатрическое
|
Образование новых видов
Слияние существующих видов
Пространственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории |
способствует увеличению числа видов. А—> А + В
А+В=С |
Вывод: Таким образом, огромное количество фактов по географической изменчивости видов и наличие изолятов указывает на реальность и типичность аллопатрического видообразования.
Симпатрическое видообразование.
Другой путь -симпатрическое или экологическое видообразование.
Образование экологических рас.(экологическая изоляция)
Быстрое изменение генотипа (полиплоидия, отдаленная гибридизация, хромосомная перестройка)
Вносим в таблицу новый материал
видообразование |
Событие |
итог |
Филетический |
Это процесс превращения одного вида в другой,
|
вид-предок в вид-потомок А—> В |
Дивергентное Видообразование
Гибридогенное видообразование
Аллопатрическое
Симпатрическое |
Пространственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории
Быстрое изменение генотипа Полиплоидия Гибридизация Хромосомная перестройка |
способствует увеличению числа видов. А—> А + В
А+В=С
|
Вывод: Факты свидетельствуют о реальности симпатрического видообразования, основными механизмами которого является экологическая изоляция и полиплоидия.
Проблемный вопрос: Какова скорость и пути видообразования?
Возможные варианты ответа:
Эволюционные факторы
1. Направляющие эволюционный процесс: естественный отбор, идущий на фоне борьбы за существование.
2. Не направляющие эволюционный процесс : дрейф генов ,изоляция, популяционные волны.
Они действуют в популяции и изменяют ее генофонд. Результатом этого является возникновение новых популяций, подвидов ,видов, то есть процесс видообразование.
Постепенное осуществляется в процессе микроэволюции.В зависимости от характера может быть географическим и экологическим.
Внезапное видообразование осуществляется путем полиплоидизации, гибридизации и симбиогенеза.
Посмотрите на таблицу и определите:
Какое видообразование постепенное и какое внезапное?
Вывод: (запись в тетрадь)
1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое, осуществляется в процессе микроэволюции
2.Внезапное: гибридогенное ,осуществляется несколькими способами: путем полиплоидизации, путем гибридизации с последующим удвоением числа хромосом, путем симбиогенеза.
4. Нығайту
3.В каких случаях происходит симпатрическое видообразование? Какие механизмы приводят к нему?
5. Үй тапсырмасы:
Домашнее задание: ., Алимкулова Р., «Методическое руководство по биологии, §49-51, №11, 13, 21
.
7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.
Оқытушы
Преподаватель:А.А. Мурзагалиева
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.