биология

  • doc
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Плансов предс о видообр.doc

 САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Топ

Группа_______________________________________________________________________

Күні

         Дата___________________________________________________________________________

Пәні

Дисциплина: Биология

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: Современные представления о видообразовании

Сабақтын түрі

Вид занятия: комбинированное занятие

Сабақ мақсаты

Цель занятия: научить и закрепить решение уравнений и методов их решения.

1. Білімділік

Образовательная: Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.

Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования

 2. Дамытушылық

Развивающая: Развивать умения на основе сравнения ранее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.

3. Тәрбиелік

Воспитательная Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи:география

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу:

1) Что такое уравнение? Что означает решить уравнение?

2) В каком случае линейное уравнение имеет решение, в каком не имеет?

3) Назовите способы решения уравнений.

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала

ЖОСПАР / ПЛАН

1) Видообразование, его пути, типы и скорость.

2) Микроэволюция и каковы ее результаты.

Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с дарвинизмом. Нам  необходимо для понимания темы сегодняшнего урока определить ,что в эволюционном учении называется:

1.Элементарной единицей эволюции (популяция)

2.Элементарным эволюционным материалом (мутации)

3.Элементарным эволюционным явлением( длительное изменение генофонда)

4.Элементарные эволюционные факторы( наследственная изменчивость ,борьба за существование, естественный отбор)

 

Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях .

Видообразование-процесс возникновения одного или нескольких новых видов на основе существовавшего ранее. Условия осуществления  видообразования различны.

 

Пути видообразования.

 Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:

1.Преобразование существующих видов -это филетическое  видообразование ,которое не предполагает изменение числа видов.

2.Второй путь связан со слиянием существующих видов АиВ и образование нового вида С-это гибридное происхождение вида.

3. Путь видообразования ,который основывается на дарвинском представлении о расхождении видов- это дивергентное видообразование.

 

Задание в течение урока: эти типы видообразования будем заносить в таблицу

 

Видообразование

Событие

Итог

Филетическое

 

Это процесс превращения одного вида в другой,

 

вид-предок в вид-потомок

А—> В

Дивергентное

 

Гибридогенное

 

 

Образование новых видов

 

 

Слияние существующих видов

способствует увеличению числа видов.

А—> А + В

Уменьшение численности вида и увелечение.А+В=С

 

Проблемные вопросы: 

  1. Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
  2. Причины дивергенции?  (изоляция, расширение ареала)

 

Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции

Дивергентное видообразование является  истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.

А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.

. Способы видообразования.

(На экране схема географического видообразования и экологического)

 

Аллорпатрическое видообразование.

1        Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции. Оно основано на пространственной изоляции.

 - возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции.

 Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.

 

Пространственно-территориальная изоляция (географическая)

Расселение вида на большую территорию.

 

   Разнообразие дарвинских  вьюрков на Галапагосских островах.

Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином.

Вносим в  таблицу новый материал

 

Видообразование

Событие

Итог

Филетическое

Это процесс превращения одного вида в другой,

 

вид-предок в вид-потомок

А—> В

Дивергентное

видообразование

 

Гибридогенное

видообразование

 

 

Аллопатрическое

 

 

 

 

 

Образование новых видов

 

 

Слияние существующих видов

 

 

 

Пространственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

способствует увеличению числа видов.

А—> А + В

 

А+В=С

Вывод: Таким образом, огромное количество фактов по географической изменчивости видов и наличие изолятов  указывает на реальность и типичность аллопатрического видообразования.

Симпатрическое  видообразование.

 

Другой путь -симпатрическое или экологическое видообразование.

 

Образование экологических рас.(экологическая изоляция)

 

Быстрое изменение генотипа (полиплоидия, отдаленная гибридизация, хромосомная перестройка)

Вносим в  таблицу новый материал

 

видообразование

Событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

 

вид-предок в вид-потомок

А—> В

Дивергентное

Видообразование

 

 

Гибридогенное

видообразование

 

Аллопатрическое

 

Симпатрическое

 

 

 

 

 

 

 

Пространственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

 

Быстрое изменение генотипа

Полиплоидия

Гибридизация

Хромосомная перестройка

способствует увеличению числа видов.

А—> А + В

 

А+В=С

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Факты свидетельствуют о реальности симпатрического видообразования, основными механизмами которого является экологическая изоляция и полиплоидия.

 

Проблемный вопрос:   Какова скорость и пути видообразования?

Возможные варианты ответа:

  1. постепенное видообразование
  2. внезапное видообразование

 

Эволюционные факторы

1.                          Направляющие эволюционный процесс: естественный отбор, идущий на фоне борьбы за существование.

2.                          Не направляющие  эволюционный процесс : дрейф генов ,изоляция, популяционные  волны.

Они действуют в популяции и изменяют ее генофонд. Результатом этого является возникновение новых популяций, подвидов ,видов, то есть процесс видообразование.

Постепенное осуществляется в процессе  микроэволюции.В зависимости от характера может быть географическим и экологическим.

Внезапное видообразование осуществляется путем  полиплоидизации, гибридизации и симбиогенеза.

Посмотрите на таблицу и определите:

Какое видообразование постепенное и  какое внезапное?

 

 

Вывод: (запись в тетрадь)

1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое, осуществляется в процессе микроэволюции

2.Внезапное: гибридогенное ,осуществляется несколькими способами: путем полиплоидизации, путем гибридизации с последующим удвоением числа хромосом, путем симбиогенеза.

4. Нығайту

  1. Приведите примеры аллопатрического видообразования. Насколько оно широко распространено в природе?(островные флора и фауна)
  2. На каких механизмах основывается аллопатрическое видообразование?

      3.В каких случаях происходит симпатрическое видообразование? Какие механизмы приводят к нему?

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание: ., Алимкулова Р., «Методическое руководство по биологии, §49-51, №11, 13, 21

.

7. Қорыту, подведение итогов занятия: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель:А.А. Мурзагалиева