Центральная нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы
Розробка уроку учасника І Всеукраїнського конкурсу "Творчий учитель - обдарований учень".
Цели урока:
§ установить расположение, план строения спинного и головного мозга человека, особенностей распределения в нем серого и белого вещества; определить функции спинного и головного мозга;
§ закрепить знания о рефлекторном принципе работы нервной системы через практические упражнения;
§ проанализировать развитие нервной системы в животном царстве, сделать эволюционные выводы;
§ продолжить формирование навыков работы с учебными таблицами, муляжами, умений сравнивать, анализировать, устанавливать связь строения и функций органов человека, проводить наблюдения за физиологическими функциями, делать выводы;
§ формировать материалистическое мировоззрении;
§ формирование коммуникативной, социальной, здоровьесберегающей, поликультурной, информационной компетентностей.
Оборудование: таблицы по строению нервной системы, муляжи, компьютер, электронная презентация, видеофрагменты, дидактические карточки, учебники.
Содержание урока
I этап. Приветствие.
Упражнение «Ледокол» для снятия напряжения (дополни слова пословиц о здоровье).
1. Здоровье имеем – не храним, потерявши – плачем.
2. Береги одежду снову, а здоровье смолоду.
3. Было бы здоровье, а остальное наживем.
4. Чтоб работать, нужно силы иметь.
5. У кого болят кости, тот не думает про гости.
6. Когда нет сил, то и свет не мил.
7. В здоровом теле – здоровий дух.
8. Здоровому все здорово.
9. Не смерть страшна, а немощь.
10. Горе стихает, а здоровье пропадает
ІІ этап. Мотивация учебной деятельности.
1. Постановка темы и задач урока. Запись в тетрадях.
2. Слово учителя. Рассказ об истории изучения мозга, научном подвиге И.Сеченова, И.Павлова (включено слайд-шоу).
ІІІ этап Изучение нового материала
1. Эволюция нервной системы позвоночных животных. Уделить внимание большей развитости мозга человека.
1. Просмотр видеофрагмента о строении центральной нервной системы(с использованием виртуальной лаборатории). По ходу просмотра учащиеся рассматривают муляжи головного мозга.
2. Обсуждение видеофрагмента: беседа по вопросам расположения и строению спинного и головного мозга, расположения в мозге серого и белого вещества (с использованием ПК, учебных таблиц).
Валеологическая минутка
Дыхание «оживляющее нервы»
Исходное положение:
§ стоя, руки опущены; сделайте полный вдох; задержите дыхание;
§ сожмите руки в кулаки; медленно поднимите руки через стороны вверх;
§ оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха; сделайте очищающие дыхание.
Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.
Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.“Колечко” – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.“Кулак – кольцо” – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.“Вертолет” – перемещаем карандаш между пальцами кисти.3. Биологическая задача на рефлекс спинного мезга. Повторение понятия рефлекс, строения рефлекторной дуги.
4. Рассматривание видеофрагмента «Коленный рефлекс», «Мигательный рефлекс» (из виртуальной биологической лаборатории).
5. Беседа: Назвать нервные центры рефлексов, рефлекторне дуги которых замыкаются в головном мозге.
6. Работа в малых группах «Рефлексы центральной нервной системы»:
Опыт №1.
Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет. Пощекотать в носу перышком (чихание) – защитный рефлекс.
Опыт № 2.
Наблюдение рефлексов среднего мозга . 1.Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю. Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, экспериментатор ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева. 2.Придвинуть источник света к глазам (расширение зрачков).
Опыт № 3.
Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”. Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга. Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.
Опыт 4.
Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Опыт по устранению инерционного движения (мозжечок).Поражение мозжечка при опьянении: Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении? Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести? (не может остановить движения, продолжающиеся по инерции).
Группы проводят исследования заданых рефлексов, затем проводится всыступление представителей каждой группы.
7. Заполнение таблицы (индивидуальная работа)
Безусловные рефлексы головного мозга
Отдел мозга |
Название рефлекса |
Раздражитель |
Ответная реакция |
Продолговатый мозг |
Глотательный рефлекс |
Механическое воздействие на корень языка |
Акт глотания |
Защитный |
Механическое воздействие на стенки носовой полости |
Чихание |
|
Средний мозг |
Ориентировочный рефлекс |
Любой раздражитель обладающий новизной |
Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д. |
Средний мозг |
Зрачковый рефлекс |
Свет |
Расширение зрачков |
Промежуточный мозг |
Позный рефлекс |
Прекращение движения, человек принимает новую позу |
Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах. |
Мозжечок |
Координация движений |
Рецепторы в опорно-двигательной системе, коже |
Сохранение четких движений |
8. Просмотр видеоролика «Рефлексы».
9. Решение биологических задач
1) В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?
Ответ: Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.
2) Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного.
Ответ: Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.
10. Здоровьесберегающий компонент урока:
беседа «Факторы, влияющие неблаготворно на нервную систему» (травмы, вредные привычки, воспаления, отрицательные эмоции, посторонние предметы во рту и т.д.)
просмотр видеоролика о вреде алкоголя.
11. Интересные факты про мозг, нервы (дополнительній материал, подготовленній учащимися).
Осмыслите данные о нервной системе:
1. Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека, составляет 136 см3 в 1 мин, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мин.
2. Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65% массы всего тела.
3. Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью и кислородом головного мозга и содержание воды в нём значительно выше, чем в других органах человека.
Спинной мозг — отдел центральной нервной системы, имеющий форму шнура длиной 50 см и диаметром 1 см, расположенный в позвоночном канале, соединенный своими верхним отделом с головным мозгом и простирающийся вниз до поясничных позвонков. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, нервные импульсы передаются по ним благодаря совместному действию 20 миллиардов специализированных клеток (нейронов), которые передают сигналы от одной клетки к другой.
Какова скорость этих процессов? Она пропорциональна диаметру нервных волокон, участвующих в передаче импульса, и колеблется от 2 до 400 км/ч (0,5—120 м/с) в зависимости от того, проходит ли импульс по тонким или по толстым нервным волокнам. Обычно скорость передачи нервного импульса изменяется 30 до 120 м/с, составляя в среднем 90 м/с с учетом особенностей каждого организма. Эта величина эквивалентна 300 км/ч.
IV этап Закрепление изученного материала:
тестовый контроль с использованием нетбуков.
V этап Домашнее задание:
изучить параграф, ответить устно на вопросы к параграфу, выучить значение новых терминов.
VI этап Рефлексия
Итог урока.
Вербальные оценки за работу по контролю знаний, за активную работу в группах, решение задач, выполнение исследовательской деятельности.
Благодарность за сотрудничество.
Общие выводы об эффективности проведенного урока:
учащиеся научились находить на таблицах месторасположения спинного и головного мозга, особенностей распределения в нем серого и белого вещества, могут объяснить план строения спинного и головного мозга человека, связь строения с функциями спинного и головного мозга,
отработаны знания о рефлекторном принципе работы нервной системы через практические упражнения, учащиеся могут делать эволюционные выводы на примере развития нервной системы в животном царстве, отработаны навыки работы с учебными таблицами, муляжами, компьютерной программой «виртуальная лаборатория», навыки проведения опытной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.