Биология
Оценка 4.9

Биология

Оценка 4.9
Карточки-задания +4
docx
биология
5 кл
23.04.2017
Биология
План конспект урока по биологии 5 класс на тему Мышечная и нервная ткани животных. Технологическая карта. рассматривается работа с заполнением таблицы.работа как групповая, так и индивидуальная, ууд прописаны на каждом этапе урока, лабораторная работа выполняется в форме таблицы: тип ткани и ее функции
5 класс.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ПО БИОЛОГИИ Учитель: Крылова Алёна Степановна Класс: 5 Цели:  Развивающая:  Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы. Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы. Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной  активности. Образовательная:  Сформировать знания об тканях , об особенностях строения и выполняемых ими функций. Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению организма. Формировать научное мировоззрение. Воспитывать дисциплинированность . ТИП УРОКА:  Урок комбинированный ( УК) Методы:  ­ словесный: объяснительная беседа, рассказ; ­ наглядно – образный; ­ самостоятельная работа, работа в парах. Формы:  групповая, самостоятельная, фронтальная работа, работа в парах, лабораторная  работа. Карта   урока Деятельность учителя Деятельность уч­ся УУД Примечание Приветствует учащихся с целью создания благоприятной  атмосферы урока, проверяет  готовность класса к работе,  присутствующих, объявляет  тему урока, напоминает о  правилах проведения уроке. 1.Организационный этап Приветствуют  учителя, настраиваются  на восприятие материала  урока. Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками Здравствуйте ребята!  Сегодня отличный  день, хорошая погода, чтобы её не испортить повернитесь друг к  другу и улыбнитесь  (или сегодня нет  солнца, поэтому  повернитесь друг к  другу и улыбнитесь,  чтобы в классе стало  светлее). 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Сегодня мы продолжаем  изучать ткани  животных (сообщает тему  урока) Повторить название и  функции тканей, которые  изучили на прошлом  уроке. Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  1 сверстниками. 3. Актуализация знаний Приложение 1 Определить исходный уровень знаний о  тканях, закрепление  материала прошлых  уроков Повторение ранее  изученного материала.  Обратная связь: активное,  пассивное, постепенное  включение в  образовательный процесс. Работают с дидактическим  карточками и тестами  (приложение 1) по уровням –  выбирают по желанию. Вспоминают изученное на  предыдущих уроках и отвечают на задания, помещенные на  карточках.     Взаимопроверка, работа в  паре, комментирование и  дополнеие ответов, оценка  результата. Организация деятельности учащихся,  проверка выполнения домашнего задания  (опрос с опорой на знания учащихся),  выявление пробелов и их коррекция. Вступительное слово учителя:    Перед тем как приступить к изучению  новой темы, вспомним пройденный  материал. Учитель раздаёт рабочие листы, цветные  Определить название тканей по  прямоугольники и карточки с заданиями  (при­ложение 1) разного уровня: 1. описанию (сильный уровень детей) – на  «5»; 2. Подписать рисунки (средний уровень)  –«4»;  3. Тесты (слабый уровень) – на «3».  ­ Обменяйтесь листочками и проверьте  пра­вильность ответов, карандашом  поставьте оценки друг другу (правильные ответы учитель диктует или  открывает написанные заранее на доске,  или на слайде – в зависимости от  технических возможностей школы).    Полученные оценки в этом задании  внесите в свои рабочие листы  (приложение 2).    Теперь оцените свою работу. Если все  сде­лали быстро и правильно, то на  зелёной кар­точке отметьте: 1. задание  на карточках. У кого задание вызвало затруднение – на  жел­той карточке отметьте:1 ­ и  напишите воп­рос, вызвавший  затруднения. Кто не понял за­дание – на  красной карточке отметьте: 1. задание  на карточках.    Сдайте работы. Лабораторная работа  4. Первичное усвоение новых знаний Перед тем как приступить к  проведению лабораторной  работы, вспомните правила  работы в группе и техники  безопасности при выполнении  лабораторной работы и работе с микроскопом. Раздаёт информационные листы. Делит класс на группы.     У вас на столе лежат  информационные листы. Вам  нужно, используя эти листы,  свои знания о тканях и текст  учебника ­ §25, заполнить одну  Активное, пассивное,  постепенное включение в  образовательный процесс.  Осознание ответственности   за общее дело. Самооценка  результатов деятельности. Учащиеся называют правила работы в группе, правила  техники безопасности при  выполнении лабораторной  работы, правила работы с  микроскопом (приложение  4). Работают в группе с текстом учебника и информационной Логические УУД:  поиск необходимой  информации,  построение  логической цепи  рассуждений.  Познавательные  УУД: анализ  информации,  формулирование  вывода.  Регулятивные УУД: саморегуляция,  коррекция, умение  с достаточной  2 полнотой и  точностью  выражать свои  мысли, самооценка  правильности  выполнения  действия.  Коммуникативные  УУД: учет  различных мнений,  координирование в  сотрудничестве  различных позиций,  выражение своих  мыслей с полнотой  и точностью,  аргументация  своего мнения и  позиции.  Личностные УДД:  осознание  ответственности  за  общее дело картой №1 или №2  (приложение 5), заполняют  таблицу (приложение 6).  Сравнивают разновидности  мышечной ткани. Выступают с докладами по итогам  работы группы. По  окончании ответа  докладчика оценивают  работу группы поднимая  зелёную карточку, если все  правильно, желтую, если  есть недочеты, красную,  если неправильно. Учащиеся производят  оценку личного вклада  в  совместную учебную  деятельность. Самооценка.  Делают пометки на цветных  карточках и ставят оценку в  рабочие листы. Настраивают микроскопы и  рассматривают препараты. Вклеивают и подписывают  изображённые ткани. Формулируют и  записывают вывод. Сдают  тетради графу таблицы, аналогичной  той, какую мы заполняли на  прошлом уроке.  Первая группа заполняет строку поперечно­полосатая мышечная  ткань, вторая – гладкая  мышечная ткань, третья –  сердечная мышечная ткань,  четвёртая – нервная ткань.  На выполнение работы вам  дается 7 минут, как только  группа справилась с работой,  она дает опознавательный знак,  вся группа поднимает руки в  центре. Когда все группы будут  готовы, один представитель  коротко рассказывает о  заданном виде ткани, а  остальные группы заполняют  таблицу и по окончании ответа  оценивают работу группы с  помощью цветных карточек.   А теперь каждый оцените свою  работу: активно принимал  участие в решении проблемы –  на зелёной карточке отметьте: 2. Лаб.раб; не совсем активно  принимал участие – на желтой  карточке сделайте такую  пометку, не участвовал в работе – на красной карточке. И в  зависимости от того, на какой  карточке вы сделали пометку  поставьте себе оценку в рабочий лист в графе «Выполнение  лабораторной работы». А также, если вы выбрали жёлтую или  красную карточку напишите на  ней, что было для вас трудным,  что осталось непонятным. Раздаёт микроскопы и  микропрепараты, если  позволяют материальные  возможности. Раздаёт листочки с  изображением видов мышечной  ткани и нервной ткани. Вклейте и подпишите каждый  вид изображённой ткани. 3 Сделайте вывод о результатах  лабораторной работы и сдайте  рабочие тетради (Вывод: особенности строения  тканей тесно связаны с  выполняемыми функциями) 5. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Записывают домашнее  задание в зависимости от  уровня усвоения темы  урока.  Обеспечение понимания  учениками цели, со­держания и  способов выполнения  домашнего задания. Проверка  соответствующих записей. Домашнее задание на выбор 1) читать §25; отвечать на  вопросы на с.67, 68; 2) изучите каталог к §25  электронного приложения; 3) пройдите экзаменатор  электронного приложения к §25. Домашнее задание на  выбор 1) читать §25;  отвечать на вопросы  на с.67, 68; 2) изучите каталог к  §25 электронного  приложения; 3) пройдите  экзаменатор  электронного  приложения к §25. Познавательные,  общеучебные  УУД: выбор  наиболее  эффективных  способов  подготовки д/з.  Регулятивные  УУД: установка  целевых  приоритетов,  само­регуляция  для повышения  мотивации  учебной  деятельности.  Коммуникативные УУД: контроль,  коррекция.  Личностные УУД: определение  границ своих  возможностей  познания 6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Диалог с учителем,  обсуждение. Оценивают свою работу и  настроение на уроке.  Мотивация учащихся к анализу  эмоциональной составляющей урока. ­ Все ли вам было понятно в течение  урока? ­ Какая часть урока показалась  самой инте­ресной?  ­ Какая часть урока  вызвала  затруднение?  ­ Какое у вас настроение после  урока?  ­ Что показалось трудным? ­ Что было интересным? ­ Что осталось непонятным? ­ С каким настроением вы уйдёте с  урока?    Поднимите карточки зелёного  Познавательные  УДД: осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания,  определение ос­ новной и  второстепенной  информации.  Коммуника­тивные  УУД: аргументация своего мнения, учет раз­личных мнений,  координирование в  4 цвета, если понравился урок,  желтого ­ не очень доволен собой,  карточки красного цвета, если не  понравился урок. сотрудничестве  различных позиций) 5 Приложение 1 (задания по дифференцированному подходу) Задания   №1   (для   сильного   уровня).   Определите   название   тканей   по описанию.  1. Клетки этой ткани очень плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество почти отсутствует. 2. Из этой ткани целиком состоит зародыш растений. 3. Клетки этой ткани удалены друг от друга, межклеточное вещество жидкое. 4. Ткань образована живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки своими толстыми   и   прочными   оболочками   прочно   соединены   друг   с   другом. Образуют кожицу листа, пробковые слои стволов деревьев. 5. Эта ткань содержит в клетках мякоти листа хлоропласты. 6. Эта ткань содержит клетки с утолщенными и одревесневшими оболочками, а  живое содержимое в них часто отсутствует 7. По внешнему виду клетки этой ткани очень напоминают сосуды, которые тянутся через корень и стебель в лист. Задание №2 (для среднего уровня). Рассмотрите изображения тканей. Подпишите их  названия.  №1 №3 №5 №7 №4 №6 №2 №8 Задание №3. (для слабого уровня). Выполните  тест на тему: «Ткани». Выберите верный ответ. 1. Тканью называются:  а) клетки, которые расположены вместе;  б) группа клеток одинакового строения; в) клетки одинакового строения, выполняющие одинаковую функцию. 2. Прочность и упругость корня обеспечивает: а. б. в. 3. Функцию передвижения веществ в растении выполняет: а) покровная ткань; б) проводящая ткань; в) запасающая ткань 4. Какова функция кожицы в растений? а. б. в.       Придает растению прочность и упругость. Придает растению форму. Способствует продвижению органических веществ. Покровная ткань Проводящая ткань Механическая ткань г) Защищает внутренние ткани от потери  воды,  проникновения пыли, микробов. 5. Рост растения осуществляется за счет деления и роста  клеток: а) проводящей ткани; б) покровной ткани;  в) образовательной ткани. 6. Клетки мякоти арбуза крупные, заполнены  органическими веществами, поэтому их относят к: а) проводящей ткани; б) всасывающей ткани; в) запасающей ткани. 7. Межклеточное вещество в эпителиальной ткани: а. б. Сильно развито Отсутствует Слабо развито выступление  с докладом выполнение  лабораторной  работы Рабочий лист________________________________________(Ф.И ученика) проверка  д/з  (ответы на вопросы  на  карточках ) оценка за  лабораторную  работу Приложение 2. Итоговая оценка  за работу на  уроке Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться. Правила работы в группе  Договориться, кто, что будет делать.  В группе должен быть организатор обсуждения. Выслушать мнение всех участников.  Если   никто   не   может   начать   говорить,   начинайте   по   часовой   стрелке   от   капитана (координатора).  Один говорит, а остальные слушают.   Не спорить, а доказывать, размышлять.  В группе согласуется общее решение.  Выбрать вариант ответа.  Выбрать представителя  Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.  Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.  Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. • Все работы выполняются строго по инструкции учителя. • Разместите оборудование так, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите. • Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем — тут   нет   мелочей.   Чтобы   избежать   несчастных   случаев,   строго   соблюдайте   указанные учителем меры предосторожности. • При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!  • Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием. • Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.  Правила работы с микроскопом. • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5— 10 см от края стола. •   В   отверстие   предметного   столика   направьте   зеркалом   свет;   добейтесь   хорошего освещения поля зрения. •   Поместите   приготовленный   препарат   на   предметный   столик   и   закрепите   предметное стекло зажимами. • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло. • Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета. • Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей. • Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам. Информационная кара №1 Мышечная ткань составляет основную массу мышц   и   осуществляет   все   виды   двигательных процессов внутри организма человека и животных, а   также   перемещение   организма   и   его   частей   в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств   мышечных   клеток   —  возбудимости   и сократимости. Различают три вида мышечной ткани (рис). Поперечнополосатая   (скелетная)  мышечная ткань   построена   из   многоядерных   клеток (мышечных   волокон)   длиной   1—12   см,   в цитоплазме которых имеются тончайшие нити — миофибриллы,   образованные   молекулами   белков —   актина   и   миозина.   При   скольжении   их относительно   друг   друга   происходит   изменение длины   мышечных   клеток.   Мышечные   волокна   имеют   много   ядер,   причем   ядра расположены на периферии клетки. Ядра мышечных клеток не способны делиться. Их функция: формирование белковых молекул (актина и миозина). Миофибриллы по­разному преломляют свет (при рассмотрении их под микроскопом), что придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани.  Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма.  Сердечная ткань  состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насосную функцию. Клетки  гладкой мышечной ткани  (волокна)  не имеют поперечной исчерченности, они веретеновидные,   одноядерные,   их   длина   около   0,1   мм.   Этот   вид   ткани   участвует   в образовании   стенок   внутренних   органов   и   сосудов   (пищеварительного   тракта,   мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Волокна сокращаются очень медленно, но могут   долго   оставаться   в   сокращенном   виде.   Из   этого   следует:   именно   гладкие   мышцы обеспечивают   продолжительное   смыкание   створок   раковин   моллюсков,   сужение   и расширение кровеносных сосудов у человека. Нервная ткань  образует органы  нервной  системы. В ней  различают  основные нервные клетки — нейроны и  вспомогательные — клетки нейроглии. Нейроны воспринимают раздражение,  приходят в состояние возбуждения,  вырабатывают и передают нервный  импульс. Участвуют они также в  переработке, хранении и извлечении       из памяти информации. Каждая клетка имеет тело, отростки и нервные  окончания.     Отростки различаются по строению,  форме и функциям.  Короткие разветвленные отростки  (дендриты) воспринимают и передают  возбуждение к телу нейрона, а по единственному длинному отростку (аксону) возбуждение  передается к другому нейрону или к рабочему органу. Длина  некоторых нервных волокон (отростков) может достигать 1 м и более.    Нейроглия – клетки, заполняющие пространство между нейронами.  Выполняют опорную, разграничительную, трофическую  (питательную), секреторную и защитную функции. Места контактов отростков нейронов друг с другом называются  синапсами. Возбуждение по нейронам передается в виде нервного  импульса. виды  особенности строения свойства где располагается функци и я а т а с о л о п ­ о н ч е р е п о п ) я а н я т а к е д л а е л к г с ( я а н ч е д р е с тип тка­ ни я а н ч е ш ы м я а н в р е н

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология

Биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017