Задания для работы с медицинским справочником
Изучение заболеваний системы пищеварения
Для выполнения задания вы можете использовать: коды, ссылок на медицинскую литературу, или справочники. Взять у учителя.
После завершения работы с таблицами выполнить задания по кодовым ссылкам или взять у учителя, если нет возможности выйти в интернет.
Реализация ФГОС в учебнике биологии 8 класса УМК «Линия жизни»
Ключевые слова:
учебнометодический комплект (УМК), методическое пособие, учебник, УМК «Линия
жизни», индивидуальногрупповая методика.
Аннотация статьи:
статья посвящена актуальному вопросу, связанному с использованием УМК «Линия
жизни» в массовой общеобразовательной школе. В ней раскрыт опыт работы учителя биологии
по предлагаемому УМК в восьмых классах. Автор статьи рассматривает содержание и
анализирует элементы, составляющие параграф учебника УМК, вопросы, связанные с
возможностями и реализацией комплекта «Линия жизни» в процесс обучения биологии при
внедрении нового ФГОС.
Keywords:
teachingmethodological complex (TMC), methodological study aids, textbooks, (TMC)
«Lifeline», individuallygroup technique.
Annotation to the article:
the article is devoted to the topical issue connected with use of (TMC) «Lifeline» at a mass
comprehensive scool. From the experience of teacher of biology who has tested and summarized
(TMC). The author of the article talks in detail about considerations and using analyzes elements and
components (TMC), questions are connected to opportunities and realization of a complex from
«Lifeline», in the process training of biology in tne introduction of the new ФГОС.
В настоящее время в системе школьного образования осуществляется процесс
реформирования. В период перехода на федеральный государственный образовательный
стандарт перед учителями возникает ряд проблем, связанных с научнометодическим
обеспечением образовательного процесса и выбором для реализации ФГОС методической
системы обучения и пр. С введением нового образовательного стандарта появляются новые
УМК, способные отразить требования ФГОС. Важным компонентом УМК является школьный
учебник, он всегда находится в центре внимания методистовпредметников, учителей,
педагогов, психологов, книгоиздателей, учеников и родителей.
Для реализации требования ФГОС на практике массовая общеобразовательная школа
нуждается в учебниках, в которых содержится не только информация для изучения, но и
грамотная методика его применения в учебном процессе. Известно, что на сегодняшний день
учебник является одним из элементов достижения планируемых результатов и приобретает
функцию организатора учебной деятельности. Проявляется это через содержание, систему
заданий и аппарат ориентировки учебников.
Опыт работы в школе показывает, что на сегодняшний день отдельного внимания
заслуживают учебники УМК по биологии, выпущенные издательством «Просвещение»
авторским коллективом под редакцией В.В. Пасечника «Линия жизни». Учебники этой линии
отличаются от других учебников объемом материала, структурой, методическим аппаратом и
оформлением.
Проведенный анализ школьных учебников биологии восьмого класса УМК «Линия жизни»
издательства «Просвещение» показал, что в учебниках наблюдается единый подход к
организации материала, и это прослеживается на протяжении всего изучаемого курса. Такая
система способствует тому, что у учеников появляется определенный подход к изучению курса,
раздела, главы и параграфа по изучаемому предмету.
Следует отметить, что в учебниках восьмого класса УМК «Линия жизни» в структурном
плане нет особых отличий от привычных для всех учебников. Особое внимание уделяется
практической направленности этого курса, и формирование санитарногигиенических правил,
связанных со здоровым образом жизни учащихся. В учебниках восьмого класса, кроме
1системнодеятельностного, прослеживается практикоориентированный подход с актуализацией
жизненного опыта. Это очень важно, особенно при использовании компетентностного подхода.
Новые технологии в области полиграфии способствовали улучшенному оформлению учебника и
дали возможность преподнести традиционное содержание в более современной форме.
В учебниках линии вы увидите большое количество заданий, связанных с развитием
познавательной самостоятельности учащихся.
Задания направлены на организацию
самостоятельных работ школьников. Методический аппарат учебников построен таким образом,
чтобы у учителя была возможность включить учеников в активный познавательный процесс.
Каждый учебник традиционно начинается с ориентирующего предисловия, которое позволяет
школьникам разобраться с особенностями работы по учебной книге.
Важно заметить, что в учебниках серии «Линия жизни» особое внимание уделено
организации собственной и коллективной деятельности учащихся, которая реализуется в
методической системе на основе индивидуальногрупповой методики.
В настоящее время среди педагогов вызывает интерес индивидуальногрупповая методика
организации учебнопознавательной деятельности учащихся, которая основывается на
самостоятельной работе в гетерогенных группах. Данная методика совместима с любыми
средствами обучения, в том числе возможно ее применение с любым УМК. Изучение учебной
темы по индивидуальногрупповой методике проходит в четыре этапа: вводная беседа или
лекция, самостоятельная работа учащихся, коррекция и систематизация знаний и контрольно
обобщающий урок. Данная методика позволяет реализовать основные требования нового
государственного стандарта. Хочется отметить, что успешность индивидуальногрупповой
методики во многом определена особенностями самих учебников биологии, их общей
структурой и структурой каждого параграфа в частности.
В процессе проведенного нами педагогического эксперимента было установлено, что при
организации учебнопознавательной деятельности в процессе обучения по индивидуально
групповой методике учебник УМК «Линия жизни» позволяет мотивировать учащихся на
изучение новой темы. Достигается это при помощи своеобразной системы вступления в тему,
снабженной заголовком, рисунком, кратким аннотированным текстом и рубрикой «Вы узнаете»
и «Вы научитесь». В этих рубриках предлагается не только мотивация учащихся, но и показан
планируемый результат. Кроме того, в учебнике содержится блок актуализирующий знания, так
называемая рубрика «Вспомните», которая способствует взаимосвязи ранее изученной темы и
мотивирует учащихся на изучение нового материала. Это позволяет учителю правильно
организовать первый этап методики инструктаж, вводная беседа или лекция на вводном уроке
при изучении нового материала.
Следует отметить важность информационного блока, который используется учителем для
объяснения новой темы и составления инструкций, по которым консультант осуществляет
самостоятельную работу в группах гетерогенного состава. В информационном блоке, основу
которого составляет текст параграфа, содержатся различные иллюстрации, таблицы, диаграммы,
рисунки и пр. Текст параграфа в учебниках серии «Линия жизни» написан доступным для
школьников языком, в котором четко изложен изучаемый материал, соответствующий
современному уровню биологии. Большое значения для восприятия текста учениками имеет
шрифт, который с легкостью воспринимается школьниками для обдумывания, осмысливания и
запоминания текста параграфа.
В учебнике имеется деятельностный блок, представленный рубриками «Ключевые слова»,
в котором предлагаются четко выделенные понятия и термины. Они формируются в процессе
изучения содержания параграфа на уроке и необходимы для запоминания, а также возможен
вариант использования их в информационнопоисковых системах. Кроме того, в блоке
содержатся задания репродуктивного характера, которые позволяют лучше усвоить содержание
текста.
2Рубрика «Подумайте» содержит вопросы аналитического характера, что нацеливает
учеников на активный и продуктивный поиск ответов. Известно, что задания такого характера
могут выполнить не все ученики. Следовательно, здесь учитель может выбрать индивидуальную
траекторию для каждого учащегося, то есть реализовать вариативный подход в обучении
биологии.
Для организации учебнопознавательной деятельности школьников в учебнике
присутствует рубрика «Моя лаборатория». Здесь приводятся различные задания для
размышления творческого характера, дополнительные сведения, четко расписаны лабораторные
и практические работы, опыты, которые могут быть проведены непосредственно на уроке, и
даны инструкции по их выполнению.
В организации индивидуальногрупповой методики содержание каждого параграфа
используется при составлении инструкций для изучения новой темы и карточки для опроса
учащихся консультантом на этапе: инструктаж, вводная беседа или лекция, самостоятельная
работа школьников, систематизация и коррекция знаний.
Инструкция составляется пошагово диффиринцируя задания представленные в
деятельностном блоке, рубрике «Подумайте» и «Моя лаборатория» отностительно изучаемого
текста параграфа.
На этапе обобщении и оценка знаний учащихся используются вопросы и задания из
деятельностного блока и рубрики «Подумайте», способствующие возникновению дискуссии
внутри группы при коллективном поиске ответа на определенный вопрос учителя. Кроме того,
следует отметить, что каждая тема в учебнике имеет логическое завершение, это позволяет
наиболее эффективно реализовать познавательную деятельность учащихся и легче проводить
контрольнообобщающие уроки.
Аппарат ориентировки учебников помогает учащимся ориентироваться в содержании
книги и обеспечивает поддержку интереса к изучаемому предмету. Все это работает на учебную
деятельность учащихся.
Наши наблюдения нашли свое подтверждение в исследовании, для которого были
отобраны учебники восьмого класса издательства «Дрофа» авторского коллектива
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев и издательства «Просвещение» УМК «Линия жизни»
авторы В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. Исследование показало, что учебники
УМК «Линия жизни» издательства «Просвещение» наиболее эффективны, особенно при
организации индивидуальногрупповой деятельности учащихся.
В завершении хочется отметить, что учебник восьмого класса УМК «Линия жизни»
является средством обучения, способствующим успешной реализации нового федерального
государственного стандарта.
Список литературы:
1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология.8 класс: учеб. Для общеобразоват.
учреждений / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2011. С. 332.
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология.8 класс: учеб. Для
общеобразоват. учреждений / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2011. С. 255.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
/ М.: Просвещение, 2011. С. 80.
3