Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) И не замьдли въздати молтвоу въвръма. В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, Богородице, святым. Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем. Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу. Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют героя после чтения молитвы “чудной”. Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья слов живых”. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов. Катрен (от франц. quatrain) - четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb, abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что и видно в стихотворении Лермонтова.
Иконка файла материала Благодатная сила молитвы по стихотворени.doc
Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) И не замьдли въздати молтвоу въвръма. В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва ­ это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, Богородице, святым. Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем. Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той  силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу. Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют  героя после чтения молитвы “чудной”. Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья слов живых”. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов. Катрен (от франц. quatrain) ­ четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb,  abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что и видно в стихотворении Лермонтова. В первой психологическое состояние героя предельно ясно выражено в словах “теснится в сердце грусть”.  Какое точно подобранное слово “теснится”, то есть переполняет чувством грусти в избытке! Рифма “трудную –  чудную” показывает читателю, как красота слова воздействует на тяжелое состояние человека и преображает  его, рождает в сердце “ силу благодатную”. Для произносящего молитву она не только благо, но и чудо! Потому и “непонятная, святая прелесть” в ней. Чудо подчеркивает и инверсия. “Созвучья слов”так проникают в сердце, что уходит грусть, возникает умиротворение. В заключительной строфе виден результат молитвенных слов, прошение принесло блаженство душе, слезы  приносят очищение. С души как бремя скатится Сомненье далеко Ямб в сочетании с пиррихием рожает легкость, музыкальность стиха, а повтор в конце стихотворения (легко,  легко) показывает возрождающую силу молитвы на душу лирического героя. Стихотворение наполнено художественными средствами: эпитетами (минуту трудную, непонятная, святая  прелесть, сила благодатная); метафорой: (дышит непонятная, святая прелесть), сравнением (с души как бремя  скатится), которые помогают понять замысел автора, показать воздействие молитвы на душу человека.

Посмотрите также