Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.)
И не замьдли въздати молтвоу въвръма.
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, Богородице, святым.
Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем.
Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу.
Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют героя после чтения молитвы “чудной”.
Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья слов живых”.
Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов.
Катрен (от франц. quatrain) - четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb, abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что и видно в стихотворении Лермонтова.
Благодатная сила молитвы по стихотворению
М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.)
И не замьдли въздати молтвоу въвръма.
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к
Богу, Богородице, святым.
Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем.
Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той
силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу.
Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют
героя после чтения молитвы “чудной”.
Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья
слов живых”.
Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов.
Катрен (от франц. quatrain) четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb,
abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что
и видно в стихотворении Лермонтова.
В первой психологическое состояние героя предельно ясно выражено в словах “теснится в сердце грусть”.
Какое точно подобранное слово “теснится”, то есть переполняет чувством грусти в избытке! Рифма “трудную –
чудную” показывает читателю, как красота слова воздействует на тяжелое состояние человека и преображает
его, рождает в сердце “ силу благодатную”.
Для произносящего молитву она не только благо, но и чудо! Потому и “непонятная, святая прелесть” в ней. Чудо
подчеркивает и инверсия. “Созвучья слов”так проникают в сердце, что уходит грусть, возникает умиротворение.
В заключительной строфе виден результат молитвенных слов, прошение принесло блаженство душе, слезы
приносят очищение.
С души как бремя скатится
Сомненье далеко
Ямб в сочетании с пиррихием рожает легкость, музыкальность стиха, а повтор в конце стихотворения (легко,
легко) показывает возрождающую силу молитвы на душу лирического героя.
Стихотворение наполнено художественными средствами: эпитетами (минуту трудную, непонятная, святая
прелесть, сила благодатная); метафорой: (дышит непонятная, святая прелесть), сравнением (с души как бремя
скатится), которые помогают понять замысел автора, показать воздействие молитвы на душу человека.